Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 16 апреля 2004 г. N 715-РП
Техническое задание
на разработку комплексной целевой программы регулирования демографических процессов в городе Москве
1. Общие положения
Основание для выполнения работы: постановление Правительства Москвы от 08.07.2003 N 542-ПП "О корректировке мероприятий по реализации Московской городской программы регулирования миграции на 2003-2004 годы".
Наименование: Разработка Комплексной целевой программы регулирования демографических процессов в городе Москве.
Порядок выполнения: договор на выполнение работ по организации разработки Комплексной целевой программы регулирования демографических процессов в городе Москве. Финансирование договора осуществляется через Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы.
Сроки окончания: октябрь 2004 г.
Стоимость: начальная цена не устанавливается, предельная цена - в рамках средств, предусмотренных в постановлении Правительства Москвы от 08.07.2003 N 542-ПП.
2. Цель и задачи работы
Современное демографическое развитие Москвы требует проведения комплексного анализа социально-демографической ситуации и выработки системы согласованных мер, направленных на улучшение количественных и качественных характеристик населения, эффективности миграционных процессов в городе и укрепление института семьи.
Цель работы состоит в разработке Комплексной целевой программы регулирования демографических процессов в городе Москве (далее - Комплексная программа), включающей сбалансированную с возможностями города систему мер по эффективному регулированию демографической ситуации. Первоочередные мероприятия Комплексной программы должны быть направлены на стабилизацию численности постоянного населения, формирование желательного для общества режима воспроизводства (тенденций рождаемости и смертности), улучшение здоровья населения, прежде всего детей, подростков, женщин репродуктивного возраста, снижение смертности мужчин в трудоспособном возрасте, создание оптимальных условий для укрепления семьи.
Основными задачами данной работы являются:
- определение набора базовых индикаторов демографической обстановки в городе, увязанных с показателями социально-экономического развития города;
- проведение факторного анализа социально-демографической ситуации в городе, выявление корреляционных зависимостей между основными демографическими и социально-экономическими показателями, с выходом на построение математической модели развития демографических процессов в Москве;
- разработка концепции Комплексной программы с учетом тенденций изменения численности и состава населения Москвы, в условиях депопуляции России, а также тенденций демографического развития в стране и мире;
См. также Концепцию демографического развития г. Москвы, одобренную постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 482-ПП
- разработка Комплексной программы, включающей систему эффективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышение рождаемости, регулирование миграционной подвижности, укрепление и поддержку семьи;
- разработка структуры системы мониторинга демографической ситуации в городе на основе данных государственной статистики материалов, городских регистров учета населения, социологических обследований;
- подготовка постановления Правительства Москвы об утверждении Комплексной программы и необходимых материалов для вынесения на заседание Правительства Москвы.
3. Этапы выполнения работы
1 этап - Проведение комплексного анализа социально-демографической ситуации в городе и определение приоритетных направлений развития населения.
1.1. Анализ данных о населении города на основании социологических исследований и статистической информации Мосгоркомстата и городских органов исполнительной власти на различных уровнях (управа, префектура, управление, комитет, департамент). Определение степени полноты и доступности их использования для изучения демографических процессов в городе.
1.2. Разработка перечня показателей, обеспечивающих мониторинг социально-демографического развития столицы.
1.3. Проведение факторного анализа социально-демографической ситуации в городе и выявление корреляционных зависимостей между основными демографическими и социально-экономическими показателями.
2 этап - Разработка основ демографической политики и Концепции Комплексной программы, с учетом развития населения Москвы в условиях депопуляции России.
2.1. Анализ принятых целевых городских программ, законов города Москвы и других нормативных актов, направленных на улучшение социально-демографической ситуации в городе.
2.2. Определение базовых элементов политики города в области демографии, отражающих особенности современного развития населения и обеспечивающих решение существующих демографических проблем.
2.3. Разработка Концепции Комплексной программы, с учетом развития населения Москвы в условиях депопуляции России. Обоснование необходимости учета основных ограничений (градостроительная емкость территории города, экологическая обстановка, демографическая емкость и емкость рынка труда) при разработке Комплексной программы.
3 этап - Разработка Комплексной программы, подготовка постановления Правительства Москвы об утверждении Комплексной программы и необходимых материалов для вынесения на заседание Правительства Москвы.
3.1. Разработка разделов Комплексной программы, направленных на:
3.1.1. Улучшение здоровья населения, в особенности репродуктивного здоровья, здоровья детей, подростков, пожилых; снижение младенческой смертности, смертности подростков, мужчин в трудоспособных возрастах.
3.1.2. Регулирование территориальной подвижности населения (миграции) с учетом взаимовлияния механического и естественного движения населения.
3.1.3. Укрепление института семьи, семейных ценностей и традиций и создания оптимальных условий для семьи (жилье, занятость, здравоохранение и др.).
3.2. При разработке Комплексной программы целесообразно:
3.2.1. Включение следующих подпрограмм: "Снижение смертности (Берегите мужчин!)", "Второй ребенок", "Укрепление семьи (Москве - крепкую семью)", "Старшее поколение (Уважать старость)", "Знать свое население (Регистр населения Москвы)", "Научная и кадровая поддержка социально-демографического развития г.Москвы (Демографическое образование)"*.
3.2.2. Определение объемов и источников финансирования Комплексной программы и оценка ожидаемых результатов мероприятий программы.
3.3. Подготовка проекта постановления Правительства Москвы об утверждении Комплексной целевой программы регулирования демографических процессов в городе Москве.
3.4. Подготовка необходимых материалов (доклад, пояснительная записка, иллюстрационные материалы и др.) на заседание Правительства Москвы.
4. Основные требования к Комплексной программе
4.1. Комплексная целевая программа регулирования демографических процессов в городе Москве должна быть разработана в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 11.07.2001 N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" и предусматривать:
- аргументированный, научно-обоснованный выбор программных мероприятий, учитывающих позитивный и негативный опыт решения аналогичных проблем в зарубежных странах;
- функциональную и организационную координацию структур города при реализации задач межкомплексного характера;
- информационное сопровождение программы на базе объективного мониторинга опорных социально-демографических показателей;
- возможность практической технологии контроля достигнутых результатов и схему корректировок хода ее реализации;
- наличие показателя социально-экономической эффективности городской демографической политики.
4.2. Дополнительные требования:
4.2.1. Адекватность - отражение особенностей столичного региона, геополитической специфики социально-демографической политики;
4.2.2. Научная обоснованность - доказательное подтверждение предлагаемых подходов статистическими материалами. Критический анализ упрощенных подходов к решению проблемы, учет позитивного и негативного зарубежного опыта.
4.2.3. Комплексность - учет влияния на развитие демографических процессов разнообразных внешних факторов и внутригородских факторов.
4.2.4. Системность - аргументированная ранжировка факторов по степени влияния.
4.2.5. Конструктивность - ориентация предлагаемых подходов на применение в практической деятельности городских органов власти, учет реальных бюджетных ограничений.
4.2.6. Согласованность между заказчиком и исполнителем разработки в базовых терминах:** социально-демографическая ситуация, социально-демографическая политика и социально-экономическая эффективность демографической политики.
------------------------------
* Список подпрограмм носит рекомендательный характер.
** Социально-демографическая ситуация - состояние социально-демографических процессов, состава и размещения населения в какое-либо определенное время, чаще всего в том или ином году. Обычно рассматривается применительно к отдельно взятой стране или региону.
Социально-демографическая политика - деятельность органов законодательной и исполнительной власти, направленная на регулирование процессов воспроизводства населения с учетом социально-экономических возможностей субъекта.
Социально-экономическая эффективность демографической политики - влияние состояния демографических процессов на социально-экономическое положение в отдельно взятом регионе и соотношение социальных и экономических результатов мероприятий демографической политики с затратами ресурсов, направленных на их достижение.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Москвы от 16 апреля 2004 г. N 715-РП "О государственном заказе на разработку Комплексной целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.