г. Тюмень |
|
17 сентября 2012 г. |
Дело N А45-13535/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Отческой Т.И.
Шабалковой Т.Я.
при ведении протокола помощником судьи Ткачевой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" на решение от 06.12.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 26.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу N А45-13535/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (630005, город Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, 80, ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509437) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, город Новосибирск, улица Фрунзе, 96 - 710, ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208) о признании незаконным отказа в установлении платы за технологическое присоединение.
Другие лица, участвующие в деле: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный педагогический университет" (630126, город Новосибирск, улица Вилюйская, 28, ИНН 5405115489, ОГРН 1025401913558).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Красникова Т.Е.) в заседании участвовали представители:
от открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" - Коляда А.Е. по доверенности от 18.06.2012 N 9/12;
от Департамента по тарифам Новосибирской области - Ветчинова Ю.С. по доверенности от 16.05.2012 N 4.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - заявитель, общество "РЭС") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа (письмо от 05.05.2011 N 769/5) в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении общежития N 4 по адресу: г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 45 и обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении общежития N 4 по адресу: г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 45 (далее - общежитие).
Определением от 16.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный педагогический университет" (далее - университет, ГОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет").
Решением от 06.12.2011 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 26.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "РЭС" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 06.12.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.03.2012, направить дело на новое рассмотрение.
Представитель общества "РЭС" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу от университета не поступил.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
В суд кассационной инстанции представлены документы, свидетельствующие о преобразовании закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" в открытое акционерное общество (выписка из решения единственного акционера от 31.05.2012 N 4, Устав, утвержденный решение единственного акционера от 31.05.2012 N 4, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 14.06.2012 N 2125476890680, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.06.2012 N 513525).
Рассмотрев заявление общества и представленные документы, учитывая, что в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), суд кассационной инстанции производит замену наименования закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" на открытое акционерное общество "Региональные электрические сети".
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно материалам дела, университет обратился в общество "РЭС" с заявлением о внесении изменений в договор о технологическом присоединении от 24.07.2008 N 112-3-64/5304274 и "выдаче" дополнительной мощности - 87,48 кВт, выдаче новых технических условий для технологического присоединения общежития в связи с планируемым увеличением потребляемой мощности.
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Сибирьэнерго" (далее - общество "УК Сибирьэнерго"), действуя в интересах общества "РЭС" на основании обязательств по агентскому договору, обратилось в департамент с заявлением об установлении индивидуальной платы за технологическое присоединение общежития университета к электрическим сетям общества "РЭС".
Основанием для обращения в департамент за установлением платы за технологическое присоединение указанного объекта явилась необходимость выполнения следующих мероприятий по индивидуальному проекту - реконструкции трансформаторной подстанции, заключающейся в установке сетевой организацией (общество "РЭС") двух трансформаторов мощностью 1000 кВА в ТП-1265-П (пункт 1.1 Технических условий от 12.03.2010 N РЭлС-04-13/47275, 49456).
Департамент письмом от 05.05.2011 N 769/5 сообщил, что пункт 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не предусматривает включение в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту расходов сетевой организации на реконструкцию существующих объектов электросетевого хозяйства, в том числе усиление существующей сети, в целях создания технической возможности для присоединения энергопринимающих устройств обратившегося лица.
В связи с этим департаментом предложено исключить из состава платы за технологическое присоединение по указанному индивидуальному проекту расходы по замене трансформаторов в ТП-1265-П. Замена трансформаторов в ТП-1265-П в целях подключения энергопринимающих устройств учреждения должна производиться за счет средств, заложенных в инвестиционную программу общества "РЭС" на 2011 год. На основании изложенного Департамент отказал в открытии дела по установлению платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту "Электроснабжение общежития N 4 по ул. Вилюйская, заказчик ГОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет".
Не согласившись с указанным решением департамента, общество "РЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о соответствии законодательству Российской Федерации в сфере электроэнергетики оспариваемого решения департамента об отказе в открытии дела по установлению платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Исходя из содержания пунктов 9, 10, 11, 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 (далее - Методические указания), инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами Единой национальной (общероссийской) электрической сети, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, увеличение мощности трансформаторов относится к инвестиционным затратам и включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что с 1 января 2011 года спорные расходы по увеличению мощности трансформаторов относятся к мероприятиям инвестиционной программы общества "РЭС" и не включаются в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, а учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии.
Довод общества "РЭС" о том, что мероприятия по реконструкции спорных трансформаторов не включены в утвержденную на 2011 год инвестиционную программу, судами отклонен.
Суды установили, что в инвестиционной программе общества "РЭС" на 2011 год в составе тарифа на передачу электроэнергии предусмотрены мероприятия по приобретению и перемещению трансформаторов на сумму 68 144 тыс. руб. (без НДС).
Объекты, в отношении которых планируется осуществлять мероприятия по приобретению и перемещению трансформаторов, в инвестиционной программе не указаны (указана только сумма).
Рассмотрев доводы общества, суды пришли к выводу, что не указание в инвестиционной программе общества "РЭС" перечня объектов, в отношении которых планируется осуществлять мероприятия по приобретению и перемещению трансформаторов, не подтверждает того обстоятельства, что в нее не вошли мероприятия по реконструкции спорной трансформаторной подстанции, поскольку техническими условиями, выданными университету, в целях увеличения мощности предусмотрена замена трансформаторов. Расходы, связанные с такой заменой согласно изложенным выше нормам права, относятся к инвестиционной составляющей общества на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, определенная сумма средств на замену трансформаторов предусмотрена в составе тарифа на передачу электрической энергии, утвержденного в инвестиционной программе общества "РЭС" на 2011 год.
Суды указали, что в пределах согласованных и утвержденных сумм, предусмотренных в инвестиционной программе, общество "РЭС" вправе было осуществлять в 2011 году мероприятия на любых объектах по замене трансформаторов, в том числе и в ТП-1265-П.
Суды признали необоснованными доводы общества "РЭС" со ссылкой на пункты 30.1 - 30.5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. Суды правильно указали на возможность применения данных Правил в части, не противоречащей Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливающему, что с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого отказа департамента в части установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Таким образом, доводы подателя кассационной жалобы не опровергают правильность применения судами норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.12.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13535/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из содержания пунктов 9, 10, 11, 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 (далее - Методические указания), инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами Единой национальной (общероссийской) электрической сети, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, увеличение мощности трансформаторов относится к инвестиционным затратам и включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
...
Суды признали необоснованными доводы общества "РЭС" со ссылкой на пункты 30.1 - 30.5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. Суды правильно указали на возможность применения данных Правил в части, не противоречащей Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливающему, что с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2012 г. N Ф04-3151/12 по делу N А45-13535/2011