г. Тюмень |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А75-712/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Григорьева Д.В.
Тамашкина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рахманова Мехмана Мирзабек оглы на решение от 13.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Загоруйко Н.Б.) и постановление от 04.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-712/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Рахманова Мехмана Мирзабек оглы (628309, г. Нефтеюганск, 11А микрорайон, ул. Березовая, д. 10А, ОГРНИП 304860435600121, ИНН 860400519591) к администрации города Нефтеюганска (628309, г. Нефтеюганск, 2 микрорайон, д. 25) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения.
В заседании приняли участие представители индивидуального предпринимателя Рахманова Мехмана Мирзабек оглы: Лавелин Л.Е. по доверенности от 29.08.2012, Логинова В.О. по доверенности от 29.08.2012.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Рахманов Мехман Мирзабек оглы (далее - ИП Рахманов М.М., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Нефтеюганска (далее - администрация) о признании незаконным решения администрации об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 86:20:000065:149 площадью 827 кв. м под гостевую автостоянку по адресу: г. Нефтеюганск, Пионерная зона, проезд 5 П, и обязании администрации принять решение о предоставлении в аренду заявителю вышеуказанного земельного участка.
Решением от 13.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 04.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП Рахманов М.М. обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, в связи с наличием утвержденной администрацией схемы расположения испрашиваемого земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 86:20:000065:149 площадью 827 кв. м под гостевую автостоянку по адресу: г. Нефтеюганск, Пионерная зона, проезд 5 П, правовых оснований для отказа предпринимателю в предоставлении спорного земельного участка у администрации не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Рахманов М.М. является единственным участником ООО "Нур-Ай".
Согласно свидетельству о государственной регистрации 86-АБ 226667 ООО "Нур-Ай" на праве собственности принадлежит нежилое строение (магазин), расположенное по адресу: г. Нефтеюганск, Пионерная зона, проезд 5 П, строение 7/3.
13.10.2010 между департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (арендодатель) и ИП Рахмановым М.М. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 228, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 86:20:000065 площадью 827 кв. м под гостевую стоянку у магазина "Ай-Нур" сроком на 11 месяцев (далее - договор аренды).
Срок договора аренды определен с 16.09.2010 по 16.08.2011.
Согласно пункту 7.2 договора, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после окончания срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается продленным на период до вступления в законную силу договора, заключенного на новый срок.
В период пользования арендуемым земельным участком предпринимателем при отсутствии на то возражений департамента комиссией по земельным отношениям в городе Нефтеюганске было принято решение от 14.04.2011 N 10 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 86:20:000065 на кадастровом плане под гостевую автостоянку у магазина "Ай-Нур" по адресу: г. Нефтеюганск, Пионерная зона, проезд 5 П.
На основании указанного решения администрацией было издано постановление об утверждении схемы расположения земельного участка и предпринимателю было предложено поставить земельный участок на кадастровый учет.
После постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, ИП Рахманов М.М. 24.08.2011 обратился в департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 86:20:000065, площадью 827 кв. м под гостевую автостоянку у магазина "Ай-Нур", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, Пионерная зона, проезд 5 П, сроком на 3 года.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска отказал в предоставлении указанного земельного участка, что следует из выписки из протокола от 29.09.2011 N 31.
Уведомлением от 03.10.2011 N 7994 департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска сообщил предпринимателю об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 86:20:000065, площадью 827 кв. м под гостевую автостоянку у магазина "Ай-Нур".
Отказ мотивирован тем, что рассматриваемый земельный участок находится в зоне предприятий 4 класса опасности, а также в санитарно-защитных зонах объектов транспортной и производственной инфраструктур. Часть земельного участка находится в охранных зонах сетей инженерных коммуникаций, на территории которых строительство и реконструкция запрещены без согласования с собственниками сетей. Часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красной линии, являющейся границей территорий общего пользования, предназначенной для беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц, определенной в составе проекта планировки территории города Нефтеюганска, утвержденного постановлением администрации города Нефтеюганска от 08.09.2010 N 2448. Согласно нормативам градостроительного проектирования города Нефтеюганска, утвержденным постановлением администрации города Нефтеюганска от 29.05.2009 N 1225, стоянки для временного хранения легковых автомобилей при общественных объектах следует принимать в границах земельного участка, предоставленного для данного объекта. Стоянки автотранспорта являются вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков зоны промышленных предприятий 4 класса опасности.
Считая отказ, выраженный в пункте 2 протокола от 29.09.2011 N 31 неправомерным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из законности обжалуемого отказа и недоказанности заявителем нарушения своих прав и законных интересов оспариваемым ненормативным актом.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса
Частью 3 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Судами правильно установлено, что в рассматриваемом случае орган местного самоуправления принял решение об отказе в предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка при наличии утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и наличии сведений о нем в Государственном земельном кадастре, с соблюдением вышеуказанных норм законодательства.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что утвержденная администрацией схема расположения земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, не является безусловным основанием для предоставления ИП Рахманову М.М. испрашиваемого земельного участка, поскольку схема расположения земельного участка - это техническая документация, содержащая описание местоположения границ объектов землеустройства.
Кроме того, как установлено судами и следует из материалов дела, спорный земельный участок находится в зоне предприятий 4 класса опасности, а также в санитарно-защитных зонах объектов транспортной и производственной инфраструктур; часть земельного участка находится в охранных зонах сетей инженерных коммуникаций, на территории которых строительство и реконструкция запрещены без согласования с собственниками сетей; часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красной линии, являющейся границей территорий общего пользования, предназначенной для беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц, определенной в составе проекта планировки территории города Нефтеюганска, утвержденного постановлением администрации от 08.09.2010 N 2448.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие на испрашиваемом земельном участке красных линий создает объективные препятствия в использовании испрашиваемого земельного участка под гостевую автостоянку у магазина "Ай-Нур".
Согласно нормативам градостроительного проектирования города Нефтеюганска, утвержденным постановлением администрации от 29.05.2009 N 1225, стоянки для временного хранения легковых автомобилей при общественных объектах следует принимать в границах земельного участка, предоставленного для данного объекта. Стоянки автотранспорта являются вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков зоны промышленных предприятий 4 класса опасности.
На основании пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Однако испрашиваемый ИП Рахмановым М.М. земельный участок как таковой является вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка, в связи с чем его использование под гостевую автостоянку будет противоречить ГрК РФ, а также нормативам градостроительного проектирования города Нефтеюганска.
Ссылка заявителя на уже заключенный договор аренды судом кассационной инстанции отклоняется, так как данный договор не является основанием для заключения в дальнейшем договора аренды земельного участка. Данный договор не является предметом рассмотрения по настоящему делу и не создает обязанности для органа местного самоуправления предоставить заявителю земельный участок в аренду согласно положениям статьи 34 ЗК РФ.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства.
По существу доводы направлены на переоценку правильно установленных судами фактических обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 04.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-712/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рахманова Мехмана Мирзабек оглы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие на испрашиваемом земельном участке красных линий создает объективные препятствия в использовании испрашиваемого земельного участка под гостевую автостоянку у магазина "Ай-Нур".
...
На основании пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Однако испрашиваемый ИП Рахмановым М.М. земельный участок как таковой является вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка, в связи с чем его использование под гостевую автостоянку будет противоречить ГрК РФ, а также нормативам градостроительного проектирования города Нефтеюганска.
Ссылка заявителя на уже заключенный договор аренды судом кассационной инстанции отклоняется, так как данный договор не является основанием для заключения в дальнейшем договора аренды земельного участка. Данный договор не является предметом рассмотрения по настоящему делу и не создает обязанности для органа местного самоуправления предоставить заявителю земельный участок в аренду согласно положениям статьи 34 ЗК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2012 г. N Ф04-4851/12 по делу N А75-712/2012
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4851/12
04.07.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4572/12
25.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4572/12
12.04.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-712/12