г. Тюмень |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А45-24340/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.05.2014 (судья Хорошилов А.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 (судьи Бородулина И.И., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А45-24340/2013 по заявлению Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Сибирская, дом 54/1, ИНН 5406023745, ОГРН 1025403197907) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская районная больница N 1" (630559, Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Кольцово, ИНН 5433137780, ОГРН 1025404351928) о взыскании 16 700,65 руб.
Суд установил:
Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская региональная больница N 1" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности в размере 16 700,65 руб.
Решением от 05.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неприменение судами пункта 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пункта 68 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности", статей 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в период с 29.05.2013 по 28.06.2013 Фондом проведена проверка Учреждения по вопросам соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, а также по вопросам организации учета и хранения бланков листков нетрудоспособности.
Проверкой установлены факты выдачи листков нетрудоспособности с нарушениями действующего законодательства, а именно:
-листок нетрудоспособности N 028 243 162 864 на имя Козорезова Сергея Александровича выдан 10.04.2012 на общий период с 10.04.2012 по 13.04.2012, 13.04.2012 данный листок нетрудоспособности был закрыт в нарушение пункта 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок) без осмотра пациента и записи данных о его состоянии здоровья в его амбулаторной карте, в связи с указанным нарушением возмещению за счет истца не подлежит один календарный день (13.04.2012), сумма - 109,15 руб.;
-листок нетрудоспособности N 059 978 757 053 на имя Гончаровой Елены Дмитриевны выдан 19.12.2012 на общий период с 20.12.2012 по 29.12.2012, 29.12.2012 данный листок нетрудоспособности был закрыт в нарушение пункта 5 Порядка - без осмотра пациента и записи данных о его состоянии здоровья в его амбулаторной карте, по решению врачебной комиссии от 19.12.2012 листок нетрудоспособности был продлен с 20.12.2012 по 29.12.2012 в нарушение пункта 5 Порядка - без осмотра пациента и записи данных о его состоянии здоровья в его амбулаторной карте, обосновывающей необходимость временного отстранения от работы, в связи с указанным нарушением возмещению за счет истца не подлежит десять календарных дней (20.12.2012 - 29.12.2012), сумма - 7 725,10 руб.;
-листок нетрудоспособности N 049 100 273 357 на имя Буняка Сергея Петровича выдан 13.09.2012 на общий период с 22.08.2012 по 13.09.2012, заседание врачебной комиссии и решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности проведено 13.09.2012 на 23 день пребывания в стационаре в нарушение пункта 13 Порядка, в связи с указанным нарушением возмещению за счет истца не подлежит семь календарных дней (06.09.2012 - 12.09.2012), сумма - 1 734,04 руб.;
-листок нетрудоспособности N 059 979 119 352 на имя Сальник Елены Сергеевны выдан 14.12.2012 на общий период с 24.11.2012 по 14.12.2012, заседание врачебной комиссии и решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности проведено 30.11.2012 на 21 день пребывания в стационаре в нарушение пункта 13 Порядка, в связи с указанным нарушением возмещению за счет истца не подлежит пять календарных дней (25.11.2012 - 20.11.2012), сумма - 1 078,55 руб.;
-листок нетрудоспособности N 016 523 614 126 выдан на имя Чепурченко Марины Алексеевны по уходу за ребенком Чепурченко Георгием 24.01.2012 на общий период с 24.01.2012 по 06.02.2012, продление листка нетрудоспособности 30.01.2012 на период с 31.01.2012 по 06.02.2012 проведено в нарушение пункта 5 Порядка - без осмотра пациента и записи данных о его состоянии здоровья в его амбулаторной карте, в связи с указанным нарушением возмещению за счет истца не подлежит семь календарных дней (31.01.2013 - 06.02.2012), сумма - 6 053,81 руб.
Общая сумма ущерба по расчету истца составила - 16 700,65 руб. Данные нарушения отражены в акте проверки от 28.06.2013 N 7.
Истцом в адрес Учреждения направлены претензии от 06.08.2013 N 09-05/07/3208 и от 25.09.2013 N 09-05/07/3889 с требованием возместить ущерб, причиненный бюджету Фонда.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 4.2, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статей 8, 11, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктов 10, 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, пунктов 60, 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, исходили из того, что обязанность проверки нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату; при надлежащем исполнении данной обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего- обязательство принять выплаченные суммы к зачету; законодателем предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.
Судами установлено, что заявленная Фондом к взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователями (организациями-работодателями) за счет средств обязательного социального страхования застрахованным лицам на основании предъявленных ими листков нетрудоспособности, выданных Учреждением с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, расходы на обязательное социальное страхование по которым приняты Фондом.
Таким образом, суды правильно указали, что в данной ситуации отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком (Фондом) и страхователем (организацией - работодателем), а не между страховщиком и медицинским учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Довод Фонда о том, что страховщик вправе в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ обратиться в суд с иском к медицинскому учреждению о возмещении суммы понесенных расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который обоснованно его отклонил, поскольку, как правильно указал суд, данное обстоятельство не освобождает Фонд от обязанности доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у Фонда убытков.
Учитывая, что фактов отсутствия страховых случаев как таковых, являющихся основанием для выдачи листков нетрудоспособности, и вследствие этого необоснованности их выдачи либо наличия существенных и неустранимых нарушений при оформлении листков нетрудоспособности Фондом не доказано, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания с Учреждения в пользу Фонда убытков в спорной сумме и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Фонда по делу, основанную на неправильном толковании норм права, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального права, регулирующие данные правоотношения и не допущено нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.05.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-24340/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 4.2, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статей 8, 11, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктов 10, 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, пунктов 60, 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, исходили из того, что обязанность проверки нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату; при надлежащем исполнении данной обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего- обязательство принять выплаченные суммы к зачету; законодателем предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.
...
Довод Фонда о том, что страховщик вправе в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ обратиться в суд с иском к медицинскому учреждению о возмещении суммы понесенных расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который обоснованно его отклонил, поскольку, как правильно указал суд, данное обстоятельство не освобождает Фонд от обязанности доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у Фонда убытков."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2014 г. N Ф04-9268/14 по делу N А45-24340/2013