г. Тюмень |
|
1 ноября 2012 г. |
Дело N А45-13532/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Беловой Л.В.
Шабалковой Т.Я.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Фиалка" на решение от 26.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судьи Чернова О.В., Хорошилов А.В., Рубекина И.А.) по делу N А45-13532/2012 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Фиалка" (630004, город Новосибирск, проспект Комсомольский, 13, 33, ИНН 5407120220, ОГРН 1035403207828) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, город Новосибирск, улица Фрунзе, 96, 710, ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208) о признании пунктов 1 и 2 приказа от 29.11.2011 N 634-В недействующими.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральная служба по тарифам, муниципальное унитарное предприятие "ГОРВОДОКАНАЛ".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Половникова А.В.) в заседании участвовали представители: Жилищно-строительного кооператива "Фиалка" Новичкова И.А. по доверенности от 13.03.2012; Департамента по тарифам Новосибирской области - Ветчинова Ю.С. по доверенности от 16.05.2012..
Суд установил:
Жилищно-строительный кооператив "Фиалка" (далее - ЖСК "Фиалка", заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании пунктов 1 и 2 приказа от 29.11.2011 N 634-В Департамента по тарифам Новосибирской области "Об установлении тарифа на холодную воду и тарифа на водоотведение для муниципального унитарного предприятия "ГОРВОДОКАНАЛ" не соответствующими части 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Решением от 26.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Пункты 1 и 2 приказа от 29.11.2011 N 634-В Департамента по тарифам Новосибирской области признаны соответствующими части 3 статьи 13 Закона N 210-ФЗ.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ЖСК "Фиалка" просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Податель кассационной жалобы полагает, что оспариваемыми пунктами приказа установлен не один период регулирования тарифов с 01.01.2012 по 31.12.2012, а три периода регулирования: с 01.01.2012 по 30.06.2012, с 01.07.2012 по 31.08.2012 и с 01.09.2012 по 31.12.2012. При этом ценовая ставка в течение календарного года меняется, что противоречит действующему законодательству.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 носит рекомендательный характер, не имеет общеобязательного значения.
Кроме того, необоснованной является ссылка суда на Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год, как на обоснование соответствия оспариваемого приказа части 3 статьи 13 Закона N 210-ФЗ.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент по тарифам Новосибирской области, муниципальное унитарное предприятие "ГОРВОДОКАНАЛ" (далее - МУП "ГОРВОДОКАНАЛ"), Федеральная служба по тарифам просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, поскольку он является законным и обоснованным, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, изложенные в жалобе и в отзывах, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении без изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что 29.11.2011 Департаментом по тарифам Новосибирской области издан приказ N 634-В "Об установлении тарифа на холодную воду и тарифа на водоотведение для муниципального унитарного предприятия "ГОРВОДОКАНАЛ".
Нормативно-правовой акт был опубликован 23.12.2011 в газете "Советская Сибирь" N 243 и на официальном сайте Департамента по тарифам Новосибирской области.
Пунктом 1 оспариваемого приказа установлены тарифы на холодную воду для МУП "ГОРВОДОКАНАЛ" с календарной разбивкой согласно приложению N 1.
По пункту 2 оспариваемого приказа установлены тарифы на водоотведение для МУП "ГОРВОДОКАНАЛ" с календарной разбивкой согласно приложению N 2.
ЖСК "Фиалка" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании пунктов 1 и 2 приказа от 29.11.2011 N 634-В не соответствующими действующему законодательству.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого приказа Департамента по тарифам Новосибирской области действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Оспариваемым приказом установлен тариф на холодную воду и водоотведение для МУП "ГОРВОДОКАНАЛ", без указания конкретных потребителей (то есть для неопределенного круга лиц), рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг.
В этой связи, вывод суда об отнесении указанного приказа к нормативному правовому акту и рассмотрение этого дела в арбитражном суде является правомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации - размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу части 3 статьи 13 Закона N 210-ФЗ - период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ - тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 названного федерального закона.
Из буквального толкования указанных положений Закона N 210-ФЗ следует, что в течение периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, которые должны быть не менее года, тарифы могут быть установлены с календарной разбивкой.
В пункте 51 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47, регламентирован порядок регулирования долгосрочных тарифов (в случаях, когда производственная программа организации коммунального комплекса превышает один год), в этом случае на каждый год долгосрочного периода устанавливаются соответствующие тарифы.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Федеральная служба по тарифам устанавливает по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки, предельные индексы максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должно осуществляться с учетом обеспечения установленных предельных индексов.
Из содержания пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ следует, что предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила регулирования тарифов), предусмотрен следующий порядок установления предельных индексов (пункт 11):
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральная служба по тарифам России) устанавливает предельный индекс в среднем по субъектам Российской Федерации на основании ежегодно принимаемого решения Правительства Российской Федерации и в установленный Правительством Российской Федерации срок;
орган регулирования субъекта Российской Федерации в течение двадцати дней с даты установления предельного индекса в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации на основании указанного предельного индекса устанавливает предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям.
Согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов определено, что процедура рассмотрения органом регулирования дел об установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса включает в себя, в том числе, проверку соблюдения предельных индексов.
Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленным Минэкономразвития России на 2012 год (сценарные условия), было предусмотрено сохранение цен на жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 2012 года на уровне 2011 года.
Из распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1533-р следует, что Федеральная служба по тарифам до 01.11.2011 должна установить на 2012 год в среднем по субъектам Российской Федерации предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов только на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги указанных организаций.
Пунктом 2 указанного приказа Федеральной службы по тарифам рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на очередной финансовый год в рамках указанных в приложении к настоящему Приказу предельных индексов:
- учитывать макроэкономические показатели одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2012 и 2014 годов;
-осуществлять установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с календарной разбивкой, определенной в приложении к настоящему Приказу.
Оспариваемым приказом в соответствии с Законом N 210-ФЗ установлены тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для организаций коммунального комплекса Новосибирской области с календарной разбивкой согласно приложению.
Регулирующими органами могут быть установлены соответствующие тарифы в течение периода их регулирования с календарной разбивкой по сроку их действия.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Департамент по тарифам Новосибирской области воспользовался предоставленным ему правом установить соответствующие тарифы на холодную воду и водоотведение для организаций коммунального комплекса на 2012 год с календарной разбивкой в соответствии с Законом N 210-ФЗ. Календарная разбивка тарифов и увеличение тарифов на холодную воду и водоотведение для организаций коммунального комплекса с 01.07.2012 не свидетельствуют об установлении Департаментом по тарифам Новосибирской области указанных тарифов на срок менее одного года.
Довод заявителя о необоснованности ссылки суда на Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку порядок регулирования тарифов предусматривает обязательность соответствия тарифов установленным предельным индексам, которые должны соответствовать Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации.
ЖСК "Фиалка" также указывает, что Федеральная служба по тарифам может только рекомендовать установление того или иного тарифа. Однако суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право устанавливать тарифы с календарной разбивкой предоставлено частью 3 статьи 13 Закона N 210-ФЗ.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
Оснований для его отмены или изменения, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13532/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Департамент по тарифам Новосибирской области воспользовался предоставленным ему правом установить соответствующие тарифы на холодную воду и водоотведение для организаций коммунального комплекса на 2012 год с календарной разбивкой в соответствии с Законом N 210-ФЗ. Календарная разбивка тарифов и увеличение тарифов на холодную воду и водоотведение для организаций коммунального комплекса с 01.07.2012 не свидетельствуют об установлении Департаментом по тарифам Новосибирской области указанных тарифов на срок менее одного года.
...
ЖСК "Фиалка" также указывает, что Федеральная служба по тарифам может только рекомендовать установление того или иного тарифа. Однако суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право устанавливать тарифы с календарной разбивкой предоставлено частью 3 статьи 13 Закона N 210-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2012 г. N Ф04-4650/12 по делу N А45-13532/2012