г. Тюмень |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А03-1812/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В. Орловой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации Алтайского края, Главного управления имущественных отношений Алтайского края на решение от 20.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 17.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А03-1812/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калина" (656045, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 45а, ОГРН 1082225004839, ИНН 2225094604) к администрации Алтайского края (656035, г. Барнаул, пр. Ленина, 59) о признании незаконным решения от 10.01.2012 N 16.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Зеленина С.Н.) в заседании участвовали представители:
от администрации Алтайского края - Спесивцева Т.П. по доверенности от 29.12.2011, Зинкова Е.А. по доверенности от 29.12.2011;
от Главного управления имущественных отношений Алтайского края - Комиссаров М.Ю. на основании распоряжения от 29.12.2011 N 168-к, Юшкова О.Е. по доверенности от 16.07.2012;
от общества с ограниченной ответственностью "Калина" - Лукьянец А.А. по доверенности от 12.11.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Калина" (далее - ООО "Калина", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Алтайского края (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 10.01.2012 N 16 об отказе в переводе земельного участка площадью 84 709 кв. м, кадастровый номер 22:33:040801:0969, находящегося примерно в 5200 м по направлению на юго-запад от с. Санниково, из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и об обязании принять решение о переводе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление, третье лицо).
Решением от 20.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 17.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования ООО "Калина" удовлетворены, признано незаконным решение от 10.01.2012 N 16 об отказе в переводе земельного участка площадью 84 709 кв. м, кадастровый номер 22:33:040801:0969, находящегося примерно в 5200 м по направлению на юго-запад от с. Санниково, из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Вышеуказанными судебными актами суды обязали администрацию Алтайского края в течение двух месяцев со дня принятия настоящего решения принять решение о переводе в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка площадью 84 709 кв. м, кадастровый номер 22:33:040801:0969, находящегося примерно в 5200 м по направлению на юго-запад от с. Санниково.
Администрация, Управление обратились с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению администрации, суды пришли к неправильному выводу о том, что спорный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям. Перевод спорного земельного участка в иную категорию будет противоречить требованиям законодательства.
Управление в кассационной жалобе указывает, что испрашиваемое целевое назначение спорного земельного участка (строительство торгово-развлекательного центра) не соответствует утвержденным документам территориального планирования, в связи с чем отказ в переводе земельного участка из одной категории в другую является правомерным.
ООО "Калина" в отзыве на кассационные жалобы администрации и Управления просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управление в отзыве поддерживает кассационную жалобу администрации.
В судебном заседании представители администрации и Управления поддержали свои доводы и возражения.
Представитель общества против удовлетворения кассационных жалоб возражал.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Калина" является собственником земельного участка площадью 84 709 кв. м с кадастровым номером 22:33:040801:0969, находящегося в Первомайском районе Алтайского края примерно в 5200 м по направлению на юго-запад от ориентира западная граница с. Санниково, расположенного за пределами участка. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства.
09.09.2010 общество обратилось в администрацию Алтайского края с ходатайством о переводе указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства торгово-развлекательного центра. К ходатайству прилагались все предусмотренные законодательством документы.
Управление решением от 11.03.2011 N 24/К/245 в рассмотрении ходатайства ООО "Калина" отказало, пакет документов был возвращен заявителю.
Решением Арбитражного суда Алтайского края действия Управления признаны незаконными, при этом в судебном акте указано, что Управление не обладает полномочиями разрешать вопрос о том, подлежит либо не подлежит рассмотрению ходатайство о переводе земельных участков из одной категории в другую, а решение данного вопроса отнесено к компетенции администрации Алтайского края.
Между тем, вопрос относительно перевода земельного участка из одной категории в другую по ходатайству ООО "Калина" администрацией не был решен.
Полагая, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок акта о переводе земельного участка из одной категории в другую по ходатайству заявителя от 09.09.2010, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Вступившим с законную силу решением от 21.09.2011 по делу N А03-7400/2011 Арбитражного суда Алтайского края бездействие администрации признано незаконным, при этом суд обязал администрацию принять решение о переводе либо об отказе в переводе земельного участка площадью 84 709 кв. м кадастровый номер 22:33:040801:0969, находящегося примерно в 5200 м по направлению на юго-запад от с. Санниково, из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение решения суда администрацией принято решение от 10.01.2012 N 16 об отказе ООО "Калина" в переводе вышеуказанного земельного участка из одной категории в другую.
Отказ был мотивирован тем, что целевое назначение земель не соответствует документу территориального планирования - схеме размещения объектов дорожного сервиса.
Считая отказ администрации незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу статьи 3 Закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. При этом ходатайство, не подлежащее рассмотрению по данным основаниям, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
В случае принятия ходатайства к рассмотрению, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии со статьей 4 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришли к выводу об отсутствии установленных законом ограничений для перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. При этом исходили из того, что указанный в статье 4 Закона N 172-ФЗ перечень является исчерпывающим и не содержит основания, указанного администрацией в решении от 10.01.2012 N 16, а именно ограничения для строительства на той или иной территории соответствующих объектов. В свою очередь целевое назначение земельного участка соответствует утвержденным документам территориального планирования.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не используется для производства сельскохозяйственной продукции, занят кустарниковой растительностью, улучшение индекса технологических свойств почв нецелесообразно и практически невозможно.
Судами также установлено, что земельный участок, принадлежащий ООО "Рублево" и находящийся примерно в 6700 м по направлению на юго-запад от с. Санниково, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Данный земельный участок является смежным с участком, принадлежащим ООО "Калина".
Оценивая возможность перевода спорного земельного участка в другую категорию, суды приняли во внимание и дали оценку основному документу территориального планирования МО "Санниковский сельсовет", на территории которого расположен спорный участок, - генеральному плану данного муниципального образования.
На основании решения Совета депутатов Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 10.06.2010 N 24 в генеральный план МО Санниковский сельсовет были внесены изменения. Данным решением был утвержден перечень земельных участков для перевода из земель сельскохозяйственного назначения в иные категории в соответствии с изменениями, вносимыми в генеральный план.
Согласно приложению N 1 к решению от 10.06.2010 N 24 принадлежащий ООО "Калина" земельный участок (графа 5) подлежит переводу в иную категорию земель.
Таким образом, вывод о том, что целевое назначение земельного участка, принадлежащего обществу, соответствует утвержденным документам территориального планирования, является верным и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Также суды учли и то, что 07.12.2010 администрацией был подготовлен проект постановления о переводе земельного участка, принадлежащего ООО "Калина", из одной категории в другую, о чем свидетельствует проект постановления, пояснительная записка к нему, а также письмо Управления от 01.11.2010 N АН-1579н.
Довод заинтересованного лица со ссылкой на схему размещения объектов дорожного сервиса, судами отклонен правомерно, поскольку на основании статей 9, 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, данный документ не является документом территориального планирования.
Учитывая, указанные выше обстоятельства, а также то, что на момент обращения ООО "Калина" в администрацию с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую, обществом был предоставлен исчерпывающий перечень документов, в том числе все положительные заключения о возможности перевода земельного участка из одной категории в другую, выданные Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края, Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, а также КГУ "Управление автомобильных дорог "Алтай", суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, идентичные доводам апелляционных жалоб, оценивались судом, им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 17.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1812/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Алтайского края, Главного управления имущественных отношений Алтайского края - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения решения от 20.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановления от 17.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1812/2012, принятые определением от 13.11.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришли к выводу об отсутствии установленных законом ограничений для перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. При этом исходили из того, что указанный в статье 4 Закона N 172-ФЗ перечень является исчерпывающим и не содержит основания, указанного администрацией в решении от 10.01.2012 N 16, а именно ограничения для строительства на той или иной территории соответствующих объектов. В свою очередь целевое назначение земельного участка соответствует утвержденным документам территориального планирования.
...
Довод заинтересованного лица со ссылкой на схему размещения объектов дорожного сервиса, судами отклонен правомерно, поскольку на основании статей 9, 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, данный документ не является документом территориального планирования."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2012 г. N Ф04-5934/12 по делу N А03-1812/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1771/13
30.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1771/13
28.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5934/12
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5934/12
17.10.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6831/12
03.10.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6831/12
02.08.2013 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-1812/12
10.07.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6831/12
07.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1771/13
14.02.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6831/12
13.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1771/13
16.01.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6831/12
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5934/12
17.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6831/12
20.06.2012 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-1812/12