г. Тюмень |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А67-3714/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клиновой Г.Н.
судей Гудыма В.Н.
Комковой Н.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Военного комиссариата Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 26.07.2012 (судья Попилов М.О.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 (судьи Мухина И.Н., Колупаева Л.А., Сухотина В.М.) по делу N А67-3714/2012 по иску Негосударственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования Спортивно-технический клуб Шегарского района Томской области "ДОСААФ" (636130, Томская область, Шегарский район, с. Мельниково, ул. Московская, д. 13к, ОГРН 1037000391911, ИНН 7016005254) к Военному комиссариату Томской области (634029, г. Томск, пр. Фрунзе, д. 6, ОГРН 1027000884745, ИНН 7021039883), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) и Министерства обороны Российской Федерации (119169, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании 296 142 руб.
В заседании приняли участие представители:
Суд установил:
Негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования Спортивно-технический клуб Шегарского района Томской области "ДОСААФ" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском о взыскании с Военного комиссариата Томской области (далее - Военный комиссариат), а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) за счет казны Российской Федерации 296 142 руб. задолженности за осуществление подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям в 2008 - 2009 учебном году.
Определением Арбитражного суда Томской области от 25.06.2012 к участию в деле в качестве представителя Российской Федерации привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 26.07.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012, исковые требования удовлетворены: с Военного комиссариата, а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны за счет казны Российской Федерации в пользу учреждения взыскано 296 142 руб. задолженности.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обороны и Военный комиссариат обратились в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
Военный комиссариат, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты как незаконные, необоснованные и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату. При этом, основываясь на нормах статьи 15 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, указывает, что Военный комиссариат не является лицом, обязанным производить компенсацию расходов, понесенных учреждением в период с 01.10.2008 по 25.06.2009 при осуществлении подготовки граждан по военно-учетным специальностям, поскольку договорные отношения между учреждением и Военным комиссариатом, предметом которых являлось бы оказание истцом указанных услуг, в данный период отсутствовали; государственным заказчиком спорных услуг Военный комиссариат не являлся; правомочной стороной для заключения сделки является Министерство обороны, а не Военный комиссариат; действий по одобрению спорных правоотношений сторон Министерство обороны не совершало; денежные средства, на оплату указанного вида услуг Военному комиссариату Министерством обороны не выделялись и не направлялись.
Министерство обороны в кассационной жалобе просит отменить обжалуемые решение и постановление, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований учреждения путем взыскания задолженности с Военного комиссариата. Полагает, что обязанным лицом по возмещению затрат истца на подготовку граждан, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям, является Военный комиссариат; считает, что Министерство обороны не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, указывает, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не истребовал из Военного комиссариата сведения о распределении бюджетных лимитов на обучение призывников внутри субъекта Российской Федерации.
Изучив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии со статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, учреждение на основании Требования и плана Командующего войсками Сибирского военного округа от 10.09.2008 N 19/5/3343 "Об организации подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях (Российской оборонно-спортивной технической организации) и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации в 2009 году на территории Сибирского военного округа", приказа Командующего войсками Сибирского военного округа от 18.08.2008 N 445 "О назначении председателей военно-экзаменационных комиссий и их заместителей для проведения выпускных экзаменов военно-учетных специалистов в 2009 году" и Распоряжения Губернатора Томской области от 26.09.2008 N 307-р, которым был утвержден план основных мероприятий по подготовке специалистов на 2008 - 2009 учебный год в учебных организациях РОСТО (ДОСАФ) и Колпашевском ПУ N 9 для Вооруженных Сил Российской Федерации, в период с 01.10.2008 по 25.06.2009, по направлению Военного комиссариата Шегарского района Томской области, правопреемником которого является Военный комиссариат, в соответствии с именными списками, а также приказом начальника учреждения от 16.09.2008 N 39 "О подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям в учебных организациях СТК РОСТО (ДОСААФ) в 2008 - 2009 г. г." произвело подготовку 11 граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В подтверждение факта подготовки граждан истцом в материалы дела представлены приказ от 01.10.2008 N 8 "О зачислении курсантов в учебный взвод N 7-08", акт проведения выпускных экзаменов в филиале Томской автомобильной школе ОС РОСТО (ДОСААФ), протокол экзаменационной комиссии от 01.03.2009 N 8.8, оценочная ведомость, протокол заседания квалификационной комиссии ГИБДД (ГАИ), приказ от 01.03.2009 N 9 "Об окончании обучения курсантов в учебном взводе N 7-08".
Общая стоимость затрат учреждения составила 296 142 руб. По акту сдачи-приема от 26.06.2009 спорные услуги оказанные учреждением, приняты Военным комиссариатом.
Полагая незаконным отказ Военного комиссариата оплатить данные услуги, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая настоящий спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности материалами дела факта оказания учреждением услуг в заявленном размере и наличия задолженности Военного комиссариата перед учреждением по оплате спорных услуг. При этом суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, исходили из обязанности Военного комиссариата в соответствии с нормами федерального законодательства компенсировать расходы учреждения на подготовку граждан по военно-учетным специальностям; признавая субсидиарным должником по настоящему делу Российскую Федерацию в лице Министерства обороны, суды исходили из того, что спорные услуги подлежат оплате за счет денежных средств казны Российской Федерации, выделяемых на эти цели Министерству обороны.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 53-ФЗ подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" (далее - Положение). Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Министерство обороны Российской Федерации ежегодно определяет количество граждан, проходящих подготовку по военно-учетным специальностям, и в соответствии с этим заключает с общественными объединениями договоры о подготовке граждан по военно-учетным специальностям; утверждает программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям (подпункты "а" и "в" пункта 25 Положения). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям (подпункт "а" пункта 27 Положения).
В соответствии с подпунктом 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, возложены на военные комиссариаты.
Согласно пункту 12 Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.05.2001 N 202 (далее - Инструкция), военные комиссары районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований, проводят мероприятия по отбору граждан, из числа подлежащих очередному призыву на военную службу, для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектуют учебные группы и направляют их в образовательные учреждения; информируют военного комиссара субъекта Российской Федерации, командиров воинских частей о сроках проведения выпускных экзаменов в образовательных учреждениях, выделяют в состав военных экзаменационных комиссий своего представителя.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов регламентирован Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила).
Согласно подпункту 4 пункта 2 Правил, компенсации подлежат, в том числе, расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Компенсация осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (абзац 2 пункта 4 Правил).
Выплата компенсаций в отношении указанных расходов осуществляется соответствующим военным комиссариатом путем перечисления средств в установленном порядке на счета получателей компенсации, учтенных на лицевом счете, открытом военному комиссариату в территориальном органе Федерального казначейства (Письмо Казначейства Российской Федерации от 26.04.2006 N 42-7.1-15/5.1-192 "О порядке компенсации расходов федеральных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704").
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.06.2005 N 251 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что командующим войсками военных округов предписано осуществлять через военные комиссариаты компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в порядке, определенном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
На основании указанных нормативных актов, в соответствии с договорами, заключаемыми ежегодно Министерством обороны с общественными объединениями, расходы, понесенные организациями в связи с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, компенсируются соответствующим военным комиссариатом за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны.
Договор на подготовку граждан по военно-учетным специальностям в рассматриваемом периоде Министерством обороны с учреждением не заключался.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается оказание учреждением спорных услуг и несение затрат, связанных с их оказанием, на основании направлений военного комиссариата правопреемником которого является Военный комиссариат Томской области, в соответствии с правовыми актами принятыми во исполнение Федерального закона N 53-ФЗ Командующим войсками Сибирского военного округа (Требование и план от 10.09.2008 N 19/5/3343, приказ от 18.08.2008 N 445) и Губернатором Томской области (распоряжение от 26.09.2008 N 307-р).
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив в рассматриваемом случае в связи с принятием Командующим войсками Сибирского военного округа и Губернатором Томской области, названных выше актов, наличие правовых, а не договорных оснований для оказания учреждением спорных услуг, пришли к правомерному выводу о наличии обязанности Военного комиссариата, компенсировать расходы, понесенные учреждением на их оказание, в силу норм Федерального закона N 53-ФЗ.
Привлекая к субсидиарной ответственности Российскую Федерацию в лице Министерства обороны, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что источником взыскания спорной суммы является казна Российской Федерации.
В свою очередь, как указывалось выше, в соответствии с положениями Правил, денежные средства в федеральном бюджете в целях компенсации военными комиссариатами расходов организаций и граждан, связанных с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям предусматриваются для Министерства обороны.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального права Министерство обороны не представило доказательств исполнения обязанности по финансированию компенсационных расходов Военного комиссариата на организацию и подготовку граждан по военно-учетным специальностям в спорный период.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали Министерство обороны надлежащим ответчиком по настоящему делу и субсидиарным должником по отношению к Военному комиссариату, применительно к статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного, доводы подателей жалоб отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном применении норм материального и процессуального права, не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые по делу судебные акты отвечают нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права по делу не допущено.
От уплаты государственной пошлины податели кассационных жалоб освобождены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 26.07.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А67-3714/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Клинова |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор на подготовку граждан по военно-учетным специальностям в рассматриваемом периоде Министерством обороны с учреждением не заключался.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается оказание учреждением спорных услуг и несение затрат, связанных с их оказанием, на основании направлений военного комиссариата правопреемником которого является Военный комиссариат Томской области, в соответствии с правовыми актами принятыми во исполнение Федерального закона N 53-ФЗ Командующим войсками Сибирского военного округа (Требование и план от 10.09.2008 N 19/5/3343, приказ от 18.08.2008 N 445) и Губернатором Томской области (распоряжение от 26.09.2008 N 307-р).
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив в рассматриваемом случае в связи с принятием Командующим войсками Сибирского военного округа и Губернатором Томской области, названных выше актов, наличие правовых, а не договорных оснований для оказания учреждением спорных услуг, пришли к правомерному выводу о наличии обязанности Военного комиссариата, компенсировать расходы, понесенные учреждением на их оказание, в силу норм Федерального закона N 53-ФЗ.
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального права Министерство обороны не представило доказательств исполнения обязанности по финансированию компенсационных расходов Военного комиссариата на организацию и подготовку граждан по военно-учетным специальностям в спорный период.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали Министерство обороны надлежащим ответчиком по настоящему делу и субсидиарным должником по отношению к Военному комиссариату, применительно к статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2012 г. N Ф04-5791/12 по делу N А67-3714/2012