г. Тюмень |
|
14 января 2013 г. |
Дело N А03-4199/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Орловой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Черкасовой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления имущественных отношений Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.06.2012 (судья Музюкин Д.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 (судьи Усанина Н.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А03-4199/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Боговиз Зинаиды Сергеевны к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (656035, г. Барнаул, ул. Чкалова, 64), Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (656015, г. Барнаул, пр. Строителей, 8) об оспаривании распоряжения и признания действий (бездействия) незаконными.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Городов А.В.) в заседании участвовали представители:
от Главного управления имущественных отношений Алтайского края - Бабичева Н.В. по доверенности от 17.07.2012;
от индивидуального предпринимателя Боговиз Зинаиды Сергеевны - Балакирев О.В. по доверенности от 08.02.2012.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Боговиз Зинаида Сергеевна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действий (бездействий) Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - Комитет), выразившихся в нарушении сроков рассмотрения заявления и принятия акта выбора земельного участка и необходимых документов; о признании незаконными действий (бездействий) Главного управления имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление), выразившихся в нарушении сроков рассмотрения и принятия решения по заявлению; о признании распоряжения Управления от 06.12.2011 N 3194 недействительным и обязании Управления предварительно согласовать акт выбора земельного участка по адресу: г. Барнаул, ул. Лесной тракт, 67, места размещения холодного склада для хранения растительного сырья существующего фармацевтического завода, общей площадью 4200 кв. м.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.06.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Заявитель считает необоснованным применение к мероприятиям по обеспечению выбора земельного участка для строительства общего срока принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Полагает неправильным применение редакции Временных правил застройки города Барнаула от 28.02.2011 и неверным толкование нормы Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае"
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя и Управления поддержали соответствующие доводы и возражения.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 19.07.2010 предприниматель обратился в Управление с заявлением N 5123 о выборе земельного участка для строительства холодного склада для хранения растительного сырья существующего фармацевтического завода и предварительном согласовании места размещения данного объекта на земельном участке общей площадью 8300 кв.м, расположенном по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, тракт Лесной, д. 67, согласно схеме.
Управление 05.08.2010 письмом N АН-8799 направило документы в администрацию города Барнаула для подготовки акта о выборе земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и сбора технических условий.
Управление письмом от 01.04.2011 N 24/3851 направило в администрацию города Барнаула соответствующую информацию, поступившую 23.03.2011 и связанную с дополнением к заявлению, уточняющим площадь земельного участка (площадь 8300 кв.м уменьшена до 4200 кв.м).
На основании уточненной заявки Комитетом 13.04.2011 подготовлен акт выбора земельного участка N 460, а распоряжением от 01.06.2011 N 887 утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 22:61:030401, ориентировочной площадью 0,4240 га, по адресу: г. Барнаул, р.п. Южный, тракт Лесной, 67, и отнес данный земельный участок к виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В связи с тем, что Комитет длительное время не направлял акт выбора с соответствующими документами в Управление для принятия решения, предприниматель 19.07.2011 направила в адрес Управления письмо, в котором просила дать администрации города Барнаула указание о передаче акта выбора земельного участка для дальнейшей работы в Управление. Последнее проинформировало заявителя о направлении указанного обращения для рассмотрения по существу.
Акт выбора земельного участка от 13.04.2011 N 460 с необходимым пакетом документов Комитет представил в Управление 20.09.2011, которое в связи с отсутствием подписи определенных должностных лица письмом от 26.09.2011 N 24/108383 вернуло упомянутый акт для устранения замечаний.
Исправленный акт о выборе земельного участка повторно был представлен Комитетом в Управление 04.10.2011 и из-за наличия незаверенного исправления вновь возвращено письмом от 31.10.2011 N 24/12347 для устранения указанного замечания с одновременным запросом у Комитета фрагмента карты градостроительного зонирования. Обозначенный акт с заверенными исправлениями и с фрагментом карты градостроительного зонирования вновь поступил 29.11.2011.
Управление полагало, что достаточный пакет документов, необходимый для принятия одного из двух решений, поступил только 29.11.2011. В связи с этим издано распоряжение от 06.12.2011 N 3194 об отказе предпринимателю в размещении холодного склада для хранения растительного сырья существующего фармацевтического завода на земельном участке ориентировочной площадью 0,83 га по адресу: г. Барнаул тракт Лесной 67. Данное распоряжение мотивировано тем, что документы, необходимые для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поступили после вступления в силу постановления администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (редакция от 28.09.2011).
Указанная редакция связана с постановлением упомянутой администрации от 28.09.2011 N 550, которым в действующий Порядок предоставления земельных участков введен пункт 2.7 с перечислением объектов, для строительства которых предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах, изменен пункт 2.8 путем дополнения новым основанием отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
Не согласившись с указанным распоряжением, а также с определенными действиями (бездействиями) ответчиков, предприниматель обратился с соответствующим заявлением.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что неправомерное бездействие Комитета и Управления в совокупности привело к необоснованному затягиванию процедуры принятия решения о предварительном согласовании предпринимателю места размещения объекта; распоряжение Управления от 06.12.2011 N 3194 является незаконным.
Выводы судов являются правильными по указанным основаниям.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов и без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии со статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", пунктом 1.1 Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 02.02.2006 N 32, таким уполномоченным органом является Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Согласно пункту 2.4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 (далее - Порядок) заявление о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта рассматривается уполномоченным органом в месячный срок.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка, в случае отсутствия оснований для отказа в размещении объекта, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, уполномоченный орган в семидневный срок направляет обращение в администрацию города Барнаула.
Порядок предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края на момент обращения предпринимателя с заявкой регулировался Временными правилами застройки города Барнаула, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2006 N 440 (далее - Временные правила).
При рассмотрении спора суды приняли во внимание, что уточняющие площадь земельного участка документы поступили в Комитет 04.04.2011 в период действия Временных правил (в ред. от 28.02.2011), в соответствии с которыми администрация города через Комитет на основании заявления передает в Управление в течение трех месяцев оформленный в установленном порядке соответствующий акт о выборе земельного участка для строительства, а также иные, указанные в данном пункте документы. В связи с этим является соответствующим нормам права вывод об обязанности Комитета передать надлежащим образом оформленный пакет документов в Управление не позднее 05.07.2011, тогда как оформленный в установленном порядке акт выбора поступил в Управление только 29.11.2011, то есть с нарушением срока.
На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" судами обоснованно указано на нарушение Управлением семидневного срока рассмотрения письма предпринимателя от 19.07.2011. При сроке до 27.07.2011 ответ был направлен 23.08.2011.
Кроме того, как правильно отражено в обжалуемых судебных актах, Управление должно было осуществлять контроль за своевременным оформлением соответствующих документов и передаче их для принятия окончательного решения; отсутствие в соответствующий период норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не является основанием для затягивания определенной процедуры принятия решения и вынесения отказа в размещении здания на спорном земельном участке. Последнее повлекло нарушение права заявителя на своевременное рассмотрение обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления, права на использование земельного участка в предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция отклоняет как основанные на неверном толковании норм права доводы Управления, связанные с отдельным рассмотрением работ по обеспечению выбора земельного участка и неприменимостью к ним обозначенных судами сроков.
В целом доводам кассатора ранее была дана соответствующая правовая оценка.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых судебных актов. В связи с этим жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.06.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А03-4199/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении спора суды приняли во внимание, что уточняющие площадь земельного участка документы поступили в Комитет 04.04.2011 в период действия Временных правил (в ред. от 28.02.2011), в соответствии с которыми администрация города через Комитет на основании заявления передает в Управление в течение трех месяцев оформленный в установленном порядке соответствующий акт о выборе земельного участка для строительства, а также иные, указанные в данном пункте документы. В связи с этим является соответствующим нормам права вывод об обязанности Комитета передать надлежащим образом оформленный пакет документов в Управление не позднее 05.07.2011, тогда как оформленный в установленном порядке акт выбора поступил в Управление только 29.11.2011, то есть с нарушением срока.
На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" судами обоснованно указано на нарушение Управлением семидневного срока рассмотрения письма предпринимателя от 19.07.2011. При сроке до 27.07.2011 ответ был направлен 23.08.2011."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 января 2013 г. N Ф04-6127/12 по делу N А03-4199/2012