г. Тюмень |
|
22 января 2013 г. |
Дело N А45-13753/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу на решение от 02.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 08.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Журавлева В.А., Кривошеина С.В.) по делу N А45-13753/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терминал Сибирь" (633102, Новосибирская область, город Обь, Омский тракт, 1а, ИНН 5407270754, ОГРН 1045403224569) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (630091, город Новосибирск, улица Каменская, 74, ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268) о возврате ошибочно уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В заседании принял участие представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу - Журина Н.Ю. по доверенности от 10.01.2013 N 03.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Терминал Сибирь" (далее - ООО "Терминал Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора) о возврате ошибочно уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 181 679 руб. 06 коп.
Решением от 02.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 08.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены. С Департамента Росприроднадзора в пользу ООО "Терминал Сибирь" взыскано 181 679 руб. 06 коп. ошибочно уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Департамент Росприроднадзора просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы полагает, что деятельность общества относится к хозяйственной деятельности, в результате которой происходит негативное воздействие на окружающую среду, соответственно, ООО "Терминал Сибирь" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, Департамент Росприроднадзора не является надлежащим ответчиком.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Терминал Сибирь" просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, поскольку деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, к которым складской терминал не относится.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента Росприроднадзора заявил ходатайство о возможности использования аудиозаписи судебного заседания.
Данное ходатайство судом удовлетворено.
Заслушав представителя Департамент Росприроднадзора, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ООО "Терминал Сибирь" является собственником складских и офисных помещений, расположенных по адресу: Новосибирская область, г. Обь, Омский тракт, 1а. На указанных площадях истец оказывает услуги по аренде помещений. В результате деятельности общества образуются отходы производства I - V классов опасности и осуществляется их накопление (временное хранение в специализированных местах-контейнерах).
В период с 14.01.2009 по 30.06.2011 обществом ежеквартально (первоначально в МТУ Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу, в последующем в Департамент Росприроднадзора) предоставлялся расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Всего за указанный период было внесено 246 649, 87 руб., в том числе 181 679 руб. 06 коп. за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Посчитав, что сумма 181 679 руб. 06 коп. платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов перечислялась ООО "Терминал Сибирь" ошибочно, общество обратилось с требованием в Департамент Росприроднадзора о возврате ему указанных денежных средств.
Заявление от 05.09.2011 о возврате ошибочно уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду на общую сумму 246 649 руб. 87 коп., с дополнением об уточнении суммы к возврату от 23.01.2012 в размере 181 679, 06 руб., оставлены Департаментом Росприроднадзора без удовлетворения.
Это явилось основанием для обращения ООО "Терминал Сибирь" в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество не занимается деятельностью, связанной с размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными и соответствующими материалам дела.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) - негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Соответственно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В данном случае Департамент Росприроднадзора считает, что общество обязано вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Соответственно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела не следует, что ООО "Терминал Сибирь" занималось размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральными законами от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 278-ФЗ) и от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Указанный Департамент Росприроднадзора наделен бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, а также полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм в бюджет.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у общества обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления за период с 14.01.2009 по 30.06.2011 и обязали Департамент Росприроднадзора возвратить обществу указанные излишне внесенные платежи.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что взыскание производится с лицевых счетов Департамента Росприроднадзора, а не за счет средств соответствующего бюджета, подлежит отклонению, поскольку у Департамента Росприроднадзора имеется возможность выполнить решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет порядке пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Департамент Росприроднадзора может обратиться с заявлением о разъяснении судебного акта.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права. Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 22.01.2013.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13753/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральными законами от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 278-ФЗ) и от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
...
Довод подателя кассационной жалобы о том, что взыскание производится с лицевых счетов Департамента Росприроднадзора, а не за счет средств соответствующего бюджета, подлежит отклонению, поскольку у Департамента Росприроднадзора имеется возможность выполнить решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет порядке пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2013 г. N Ф04-6119/12 по делу N А45-13753/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6119/12
03.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7140/13
27.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7140/13
22.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6119/12
08.10.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7289/12
02.07.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-13753/12