г. Тюмень |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А27-11860/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Берензас" на решение от 27.07.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 10.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А27-11860/2012 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Берензас" (652862, Кемеровская область, город Мыски, поселок Подобас, улица Пролетарская, 16Б, ИНН 4238007320, ОГРН 1024202131337) к Отделению надзорной деятельности города Мыски Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области (652840, Кемеровская область, город Мыски, улица Вахрушева, д. 47) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании принял участие представитель сельскохозяйственного производственного кооператива "Берензас" Клименок С.М., председатель (выписка из протокола общего собрания от 12.04.2012).
Суд установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Берензас" (далее - кооператив, СХПК "Берензас") обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения надзорной деятельности города Мыски Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области (далее - административный орган) от 14.05.2012 N 83 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Решением от 27.07.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 10.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, кооператив просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, производство по делу прекратить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о нарушении СХПК "Берензас" правил пожарной безопасности не соответствует фактическим обстоятельствам дела и вступившему в законную силу решению Мысковского городского суда Кемеровской области от 15.06.2012. Протокол об административном правонарушении в отношении кооператива был составлен административным органом с нарушением положений статьи 28.5 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя кооператива, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, уполномоченными должностными лицами административного органа проведены проверки по факту пожаров, произошедших 15.04.2012 в районе п. Подобас и Мысковской птицефабрики, на землях, принадлежащих СХПК "Берензас", по окончании которых 16.04.2012 составлены рапорты и возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что на территории СХПК "Берензас" в условиях противопожарного режима в период с 15.04.2012 по 12.05.2012 допущено нарушение правил пожарной безопасности: участки земли, примыкающие к жилым домам, своевременно не очищены от сухой травы и стерни; допущено сжигание стерни, поживных остатков, разведение костров; не организовано патрулирование членами добровольного формирования; не проведена разъяснительная работа о мерах противопожарной безопасности и действий в случае пожара.
По результатам административного расследования главным государственным инспектором г. Мыски по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении от 12.05.2012 N 83 и вынесено постановление от 14.05.2012 N 83 о привлечении СХПК "Берензас" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях заявителя составов вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 30 Закона о пожарной безопасности, в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, на период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на территории Кемеровской области и Мысковского городского округа в период с 15.04.2012 по 01.06.2012 установлен особый противопожарный режим в соответствии с постановлением Администрации Кемеровской области от 28.03.2012 N 263-р и постановлением администрации Мысковского городского округа от 06.04.2012 года N 623.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Мысковского городского округа от 10.04.2012 N 5 руководителям организаций и учреждений независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности поручено проведение ряда мероприятий, в том числе очистка территорий от горючих материалов и мусора, запрет на бесконтрольное сжигание стерни, пожнивных остатков на полях, организация дежурства добровольных пожарных дружин.
На момент проведения проверки и привлечения кооператива к административной ответственности требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, были установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации (ППБ 01-03) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
В соответствии с пунктом 116 ППБ 01-03 в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться. В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.
В соответствии с пунктом 327 ППД 01-03 не разрешается сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что на полях, принадлежащих кооперативу и находящихся в непосредственной близости от частного жилого сектора, произошло возгарание травы. Факт возгараний, перехода огня с полей кооператива подтверждается объяснениями жителей, планами-схемами очагов возгарания и пожаров, протоколами осмотра территорий.
Поскольку СХПК "Берензас" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения (уборки стерни и сухой травы на своих полях, прилегающих к жилым домам; сооружения полосы отчуждения; осуществление патрулирования), каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судами обоснованно отклонен довод кооператива о том, что отсутствие события и состава административного правонарушения подтверждено вступившим в законную силу решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 15.06.2012 по делу N 12-26-12, в связи с тем, что указанный судебный акт не содержит установленных судом обстоятельств соблюдения правил пожарной безопасности СХПК "Берензас" и выводов об отсутствии события и состава правонарушения.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено нарушение положений КоАП РФ при привлечении заявителя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа является правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. В силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.07.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11860/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 116 ППБ 01-03 в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться. В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.
В соответствии с пунктом 327 ППД 01-03 не разрешается сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях.
...
Поскольку СХПК "Берензас" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения (уборки стерни и сухой травы на своих полях, прилегающих к жилым домам; сооружения полосы отчуждения; осуществление патрулирования), каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
...
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено нарушение положений КоАП РФ при привлечении заявителя к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 января 2013 г. N Ф04-6673/12 по делу N А27-11860/2012