Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 27 апреля 2004 г. N271-ПП
Методические рекомендации
по анализу ТЭО участия города Москвы в акционерных обществах
2 мая 2006 г.
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации предназначены для уполномоченных органов исполнительной власти г.Москвы, одной из функций которых является подготовка решений об участии города Москвы в акционерных обществах, а также для организаций, выполняющих экспертизы соответствующих технико-экономических обоснований.
Целью анализа ТЭО участия г.Москвы в акционерных обществах является проверка обоснованности результатов расчетов и выводов ТЭО с точки зрения имущественных интересов г.Москвы.
Анализ технико-экономических обоснований участия г.Москвы в акционерных обществах должен осуществляться по следующим направлениям:
- анализ структуры ТЭО;
- соответствие законодательству организационно-правовой и финансовой схем участия г.Москвы в Обществе и проекта в целом;
- анализ достоверности исходных данных и условий;
- обоснованность принятой методологии и алгоритмов расчетов финансово-экономических показателей;
- соблюдение граничных условий целесообразности участия г.Москвы в акционерных обществах по критериям бюджетной эффективности;
- анализ рисков г.Москвы;
- анализ полноты отражения в ТЭО "внешних эффектов", связанных с деятельностью Общества;
- проверка соответствия выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ТЭО.
2. Анализ структуры ТЭО
Структура ТЭО должна соответствовать структуре Типового макета ТЭО и, как правило, должна содержать таблицы, рекомендуемые Типовым макетом. При этом следует учитывать виды деятельности Общества, в котором предполагается участие г.Москвы. Например, если Общество не планирует осуществлять производственную деятельность, структура ТЭО участия во вновь создаваемом Обществе не должна содержать разделов "Выбор технологии и оборудования", "Организация производства", "Снабжение производства материальными ресурсами".
Вне зависимости от видов деятельности Общества, разделы "Расчет показателей эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта с участием города в проекте", "Расчет показателей эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта без участия города в проекте. Бюджетный эффект участия города в Обществе (проекте)", должны полностью соответствовать Типовому макету ТЭО.
3. Соответствие законодательству организационно-правовой и финансовой схем участия г.Москвы в Обществе и проекта в целом
Проектируемая схема организационно-правовых и финансово-экономических отношений г.Москвы с Обществом и другими участниками инвестиционного проекта должна соответствовать действующему законодательству. При этом следует обратить внимание на соответствие финансовой схемы проекта, обоснований источников, а также условий финансирования Бюджетному кодексу РФ, в особенности, если при финансировании проекта предусматривается использование валютных средств, а также на соответствие планируемого распределения акций Общества среди учредителей стоимости их вкладов в уставный капитал Общества.
В случае если ТЭО предполагает осуществление инвестиционного строительного проекта, следует проверить соответствие законодательству основных условий проектируемой системы договоров между участниками проекта.
4. Анализ достоверности исходных данных и условий
Принятые в ТЭО макроэкономические условия: темпы инфляции (индексы-дефляторы), курс рубля к валюте расчетов (если она используется), прогнозные индексы изменения цен и другие - должны полностью соответствовать прогнозным данным Минэкономразвития РФ тех периодов времени, для которых эти прогнозные данные разработаны.
Если в ТЭО для периода долгосрочного прогнозирования макроэкономических условий используются методы экстраполяции либо иные методы обоснования этих условий (в случаях, когда прогнозы Минэкономразвития на долгосрочную перспективу не разработаны), следует проверить математическую корректность и обоснованность экономической логики прогнозных расчетов. В случаях, если в ТЭО для расчетов финансово-экономических показателей используются ставки рефинансирования Центрального банка РФ, ставки LIBOR или EURIBOR, следует сравнить принятые в ТЭО ставки с соответствующими фактически действовавшими ставками. При выявлении расхождений, расчеты соответствующих показателей ТЭО подлежат корректировке.
Принятый в ТЭО порядок (алгоритм) определения норм дисконта должен быть полностью адекватен порядку, изложенному в разделе "Основные требования к ТЭО участия города в акционерных обществах и методическая основа их разработки" Методических рекомендаций по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия г.Москвы в акционерных обществах.
Обоснованные в разделе ТЭО "Анализ рынка, концепция маркетинга и план продаж" уровни цен на выпускаемую Обществом продукцию (работы, услуги) должны соответствовать сложившемуся уровню цен на аналогичные виды продукции (работ, услуг) того сектора рынка, на который ориентирована деятельность Общества. Если при анализе выявлено, что принятые в ТЭО базовые уровни цен на выпускаемую продукцию (работы, услуги) более чем на 5% превышают фактически сложившиеся за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу составления ТЭО, расчеты всех стоимостных показателей ТЭО подлежат корректировке.
Принятые в ТЭО цены на потребляемые Обществом материальные ресурсы также не должны отличаться (особенно в сторону понижения, так как при этом завышается прибыль) более чем на 5% от сложившихся за последние 12 календарных месяцев уровней цен на региональном рынке.
При анализе суммы средств, направляемых на оплату труда, следует сопоставить принятую в ТЭО среднюю заработную плату работников Общества с уровнем средней заработной платы по г.Москве с учетом видов деятельности Общества. При наличии отчетных финансово-экономических показателей аналога, уровень средней заработной платы работников Общества сравнивается со средней заработной платой аналога с учетом фактических темпов инфляции.
Необходимо проверить полноту учтенного в ТЭО перечня налогов, сборов, таможенных платежей, соответствия ставок налогов и сборов Налоговому кодексу РФ и Законам г.Москвы (в части региональных налогов и сборов), а ставок таможенных платежей - таможенному законодательству РФ.
5. Обоснованность принятой в ТЭО методологии и алгоритмов расчетов финансово-экономических показателей
Принятые в ТЭО методы и алгоритмы расчетов показателей эффективности инвестиций и их составляющих должны быть адекватны "Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов", утвержденным Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ N ВК 477 от 21.06.1999 г. (далее по тексту - "Методические рекомендации по оценке эффективности ИП"), а в части бюджетной эффективности участия г.Москвы в акционерных обществах - "Методическим рекомендациям по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия г.Москвы в акционерных обществах". При выявлении необоснованных расхождений в алгоритмах расчетов, соответствующие показатели ТЭО подлежат корректировке.
При анализе ТЭО особое внимание рекомендуется уделить обоснованности промежуточных расчетов налоговой базы по налогам, уплачиваемым Обществом в бюджет г.Москвы, так как суммы этих налогов, по существу, определяют показатели бюджетной эффективности участия г.Москвы в акционерных обществах. Следует проверить, соответствует ли алгоритм расчетов налоговой базы требованиям Налогового кодекса РФ, (по налогу на имущество - требованиям Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" N 2030-1 от 13.12.1991 г.).
Обоснованность алгоритмов расчетов показателей эффективности, а также налогооблагаемой базы по каждому из налогов следует проверять путем анализа алгоритмов расчетов соответствующих электронных таблиц, составленных в формате Microsoft Excel.
Постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. N 304-ПП раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Соблюдение граничных условий целесообразности участия г. Москвы в хозяйственных обществах по критериям бюджетной эффективности
Целесообразность участия города Москвы в акционерном Обществе (проекте) следует проверить по следующему критерию:
И_ру > = Е_Б (1)
где:
И_ру - индекс рентабельности участия города Москвы в Обществе
(проекте), рассчитанный согласно "Методическим рекомендациям
по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) участия
города Москвы в акционерных обществах" для базового варианта,
доли единицы;
Е_Б - бюджетная норма дисконта, принимается согласно "Методическим
рекомендациям по разработке технико-экономических обоснований
(ТЭО) участия города Москвы в акционерных обществах", в данном
случае выражается в долях единицы;
Если условие (1) не выполняется, т.е. индекс рентабельности участия города Москвы в Обществе (проекте) по базовому варианту меньше Е_Б, участие города Москвы в таком обществе экономически не целесообразно. В этом случае следует рассмотреть более эффективный вариант.
Целесообразность участия города Москвы в акционерном обществе, в котором город Москва уже имеет долю в уставном капитале, следует проверить по следующему критерию:
ЧДДбсу > 0 (2),
где
ЧДДбсу - чистый дисконтированный доход бюджета города Москвы,
накопленный за расчетный период и учитывающий все вызванные
проектом и участием города Москвы в этом проекте притоки
(поступления) в бюджет города Москвы и все оттоки (расходы)
из бюджета, включая потери бюджета от предоставления
налоговых и иных льгот.
Если условие (2) не выполнено, проект нельзя признать эффективным для города Москвы.
7. Анализ рисков г.Москвы
Анализ рисков г.Москвы проводится в разрезе их видов:
- коммерческие риски;
- финансовые риски;
- технологические риски.
Следует проверить, выполнена ли в ТЭО оценка финансовых последствий возможных рисков методом вариации параметров. В том числе, следует проверить положительность значений чистого дисконтированного дохода (ЧДД) от финансово-хозяйственной деятельности Общества за расчетный период, а также бюджетного эффекта участия г.Москвы в Обществе в случаях:
- уменьшения объема продаж на 20% по сравнению с "базовым сценарием" (коммерческие риски);
- роста себестоимости (расходов) на 10% (технологические риски);
- превышения суммы планируемых инвестиционных расходов (капитальных вложений) на 20 %;
- роста дебиторской задолженности при увеличении на 100% времени задержки платежей потребителей (коммерческие риски);
- роста процента за кредит в 1,4 раза против его значения, принятого в "базовом сценарии" ТЭО по кредитам в рублях и в 1,2 раза - по кредитам в валюте (финансовые риски).
В случае участия г.Москвы в действующем Обществе, особое внимание следует уделить анализу его финансового состояния и, в частности, отчетным показателям рентабельности, стоимости чистых активов и удовлетворительности структуры баланса за последние три года.
8. Анализ полноты отражения в ТЭО "внешних эффектов", связанных с деятельностью Общества
При анализе ТЭО участия г.Москвы в акционерном обществе следует обратить внимание на полноту отражения в ТЭО "внешних эффектов", т.е. экономических и внеэкономических последствий, которые могут возникнуть во внешней среде в результате производственной деятельности этого Общества, но не отражены в ни в ценах на производимую Обществом продукцию (работы, услуги), ни в затратах на ее производство.
Примерами внешних эффектов являются:
- изменение рыночной стоимости жилых домов и квартир в них, а также стоимости земельных участков в результате строительства в непосредственной близости от них крупного промышленного предприятия или торгового центра;
- воздействие вновь организованного производства на здоровье населения;
- экономия времени населения, обусловленная реализацией проекта в области транспорта и связи;
- увеличение пассажиропотока на определенных маршрутах общественного городского транспорта в связи с пуском предприятия, имеющего большую численность работающих и/или обслуживающего большое число посетителей, увеличение требуемого количества мест парковки для легковых автомобилей рядом с этим предприятием;
- снижение объемов производства и реализации у предприятий-конкурентов вновь создаваемого Общества, и, как следствие, уменьшение налоговых поступлений в бюджет города Москвы с этих предприятий и т.д.
В случаях, когда внешние эффекты поддаются количественной оценке, особенно с точки зрения изменения доходов бюджета города Москвы и расходов бюджета города Москвы, но не отражены в ТЭО, следует потребовать от разработчика ТЭО учесть эти эффекты при расчетах бюджетной эффективности проекта.
9. Проверка соответствия выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ТЭО
Проверка соответствия выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ТЭО является заключительным этапом анализа ТЭО. Следует проверить, вытекают ли окончательные выводы и предложения ТЭО из промежуточных выводов и итогов расчетов, содержащихся в разделах ТЭО. При этом ключевым вопросом является соблюдение граничных условий целесообразности участия г.Москвы в хозяйственном обществе по критерию бюджетной эффективности согласно пункту 6 настоящих Методических рекомендаций.
Соответствие выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ТЭО должно быть отражено в выводах по результатам анализа ТЭО участия г.Москвы в акционерном обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.