г. Тюмень |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А67-2104/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Золотарёвой И.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 (судьи Журавлева В.А., Усанина Н.А., Хайкина С.Н.) по делу N А67-2104/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томлот" (634029, г. Томск, пр-кт Фрунзе, 24, ОГРН 1027000772050 ИНН 7014029250) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску (634061, г. Томск, пр-кт Фрунзе, 55, ОГРН 1047000302436 ИНН 7021022569) о признании недействительным решения налогового органа.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Идрисова С.З.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Томлот" - Грюнберг М.В. по доверенности от 07.03.2012 N 2-ю;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску - Васенина Н.С. по доверенности от 09.01.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Томлот" (далее - ООО "Томлот", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.12.2011 N 12-39/835 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Томской области от 01.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 решение отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Также с налогового органа взысканы в пользу Общества судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
Налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам и представленным доказательствам по делу, просит постановление отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. Полагает неправомерным применение Обществом льготы в виде освобождения от уплаты НДС при реализации лотерейных билетов на основании агентских договоров; к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению пункт 7 статьи 149, пункт 1 статьи 156 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Также Инспекция считает необоснованным взыскание апелляционным судом в пользу Общества судебных расходов в размере 15 000 руб. Подробно доводы налогового органа изложены в кассационной жалобе и в дополнениях к ней.
Общество против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу. Указывая на законность и обоснованность постановления апелляционного суда, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе и отзыва, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что на основании решения Инспекции от 14.12.2011 N 12-39/835, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком декларации по НДС за 2 квартал 2011 года, Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с чем ему предложено уплатить сумму НДС за 2 квартал 2011 года в размере 107 280 руб., пени в размере 3 402,56 руб. и штраф в размере 21 456 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 26.01.2012 N 20, решение Инспекции от 14.12.2011 N 12-39/835 оставлено без изменения и утверждено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции, пришел к выводу о неправомерном применении Обществом льготы, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также о распространении Обществом лотерейных билетов от имени, за счет и по поручению организаторов лотереи.
Арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, поскольку пришел к выводу, что к рассматриваемым отношениям подлежат применению нормы, предусмотренные подпунктом 8.1 пункта 3, подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ в совокупности с положениями Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), в связи с чем операции, оказываемые ООО "Томлот", не подлежат налогообложению.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы апелляционного суда.
Так судами установлено и подтверждено материалами дела, что организатором и оператором проводимых лотерей являются ЗАО "Интерлот" и ЗАО "Русское лото", соответственно, тогда как ООО "Томлот", на основании заключенных с указанными организациями договоров от 20.07.2006 N П06079, от 05.06.2007 N 08072, от 01.11.2004N 05084, от 01.04.2009 N 48/р, является распространителем лотерейных билетов.
Исследуя на основании положений статей 1005, 1006, 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правовую природу заключенных Обществом договоров с ЗАО "Интерлот" и ЗАО "Русское лото", арбитражные суды обеих инстанций пришли к выводу, что данные договоры являются агентскими. Следовательно, во втором квартале 2011 года Обществом оказывались услуги по реализации лотерейных билетов на основе агентских договоров.
Вместе с тем, отклоняя доводы налогового органа о применении пункта 7 статьи 149, пункта 1 статьи 156 НК РФ, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
Лотерейная деятельность в Российской Федерации регулируется положениями статьи 1063 ГК РФ, а также положениями Закона N 138-ФЗ.
Под проведением лотереи согласно пункту 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. При этом оператором лотереи является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Таким образом, организация и проведение лотереи подразумевает осуществление комплекса мероприятий, в том числе распространение лотерейных билетов.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2, подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения освобождены операции по реализации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа; операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Из анализа изложенных норм следует, что льготный режим налогообложения распространяется на услуги по реализации лотерейных билетов, в том числе и организацией посредником, поскольку нормами Закона N 138-ФЗ посредник законодательно включен в цепочку распространения лотерейных билетов в качестве полноправного участника данных правоотношений.
Данный подход подтвержден письмом Минфина России от 11.06.2008 N 03-07-11/225, согласно которому операции по оказанию услуг по реализации лотерейных билетов, оказываемые распространителем лотерейных билетов на основании посреднических договоров, налогообложению НДС не подлежат.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, при полном и всестороннем исследовании представленных в материалы дела доказательств и их оценке в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд обоснованно признал ошибочным указание суда первой инстанции на пункт 7 статьи 149 НК РФ, поскольку в данном случае оказание Обществом услуг по реализации лотерейных билетов не связано с осуществлением предпринимательской деятельности в интересах другого лица. Напротив, оказывая ЗАО "Интерлот" и ЗАО "Русское лото" услуги по реализации лотерейных билетов, Общество, являясь коммерческой организацией, осуществляет предпринимательскую деятельность в своем интересе, основанном на получении вознаграждения за такие услуги, в том числе с целью получения в конечном итоге прибыли.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства и выводы апелляционного суда, налоговым органом в порядке статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено, не приведены соответствующие доводы в кассационной жалобе.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что в силу подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ в совокупности с положениями Закона N 138-ФЗ, оказываемые Обществом услуги обложению НДС не подлежат.
Также подлежит отклонению довод Инспекции о несоответствии осуществляемой Обществом деятельности требованиям подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, как не нашедшие своего подтверждения в материалах дела.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств апелляционным судом установлено и правомерно принято во внимание то, что Федеральной налоговой службой ЗАО "Интерлот" выданы разрешения на проведение лотерей на территории Российской Федерации:
от 17.02.2010 N 728 на проведение негосударственной тиражной денежно-вещевой лотереи "Золотой ключ", от 19.01.2010 N 706 на проведение негосударственной тиражной денежно-вещевой лотереи "Козырная карта", от 29.05.2007 N 348 на проведение негосударственной тиражной денежно-вещевой лотереи "Русская тройка". ЗАО "Русское лото" выдано разрешение от 18.05.2009 N 660 на проведение негосударственной тиражной денежно-вещевой лотереи.
Исходя из анализа норм части 1 статьи 2, частей 1, 5 статьи 3, частей 1, 3 статьи 6 Закона N 138-ФЗ, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 N 338, Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 в совокупности с положениями подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что разрешения на проведение указанных негосударственных тиражных денежно-вещевых лотерей были выданы уполномоченным органом исполнительной власти. Следовательно, операции по проведению таких лотерей не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, вывод апелляционного суда о правомерном применении Обществом льготы в виде освобождения от уплаты НДС в отношении вознаграждения за оказание услуг по реализации лотерейных билетов, является законным и обоснованным.
Соответственно, доначисление оспариваемым решением налогового органа Обществу НДС, соответствующих сумм пени и штрафа, а также действия по взысканию данных сумм согласно выставленным Инспекцией инкассовым поручениям, часть которых исполнена, правомерно признаны апелляционным судом незаконными.
Доводы Инспекции о необоснованности, недоказанности и чрезмерности заявленной к возмещению суммы затрат на услуги представителя в сумме 15 000 руб., а также ссылка на то обстоятельство, что в ходе разбирательства в суде апелляционной инстанции данный вопрос не был предметом рассмотрения, подлежат отклонению как несостоятельные, противоречащие материалам дела и основанные на ошибочном толковании норм права.
В свою очередь, вопрос о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя был рассмотрен апелляционным судом с учетом положений статей 106, 110, 112 АПК РФ, пункта 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82, и представленных в материалы дела документов, (в том числе договоров на оказание юридических услуг).
Доводы налогового органа изложены в кассационной жалобе без учета выводов суда апелляционной инстанции относительно установленных обстоятельств по делу, не опровергают выводы суда, положенные в основу судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных по нему доказательств, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 АПК РФ не имеет.
Нарушений судом норм материального и процессуального права не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по делу N А67-2104/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Мартынова |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из анализа норм части 1 статьи 2, частей 1, 5 статьи 3, частей 1, 3 статьи 6 Закона N 138-ФЗ, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 N 338, Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 в совокупности с положениями подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что разрешения на проведение указанных негосударственных тиражных денежно-вещевых лотерей были выданы уполномоченным органом исполнительной власти. Следовательно, операции по проведению таких лотерей не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации.
...
Доводы Инспекции о необоснованности, недоказанности и чрезмерности заявленной к возмещению суммы затрат на услуги представителя в сумме 15 000 руб., а также ссылка на то обстоятельство, что в ходе разбирательства в суде апелляционной инстанции данный вопрос не был предметом рассмотрения, подлежат отклонению как несостоятельные, противоречащие материалам дела и основанные на ошибочном толковании норм права.
В свою очередь, вопрос о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя был рассмотрен апелляционным судом с учетом положений статей 106, 110, 112 АПК РФ, пункта 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82, и представленных в материалы дела документов, (в том числе договоров на оказание юридических услуг)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 февраля 2013 г. N Ф04-46/13 по делу N А67-2104/2012
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-46/13
26.04.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9577/12
18.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-46/13
04.12.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9577/12
01.10.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-2104/12
24.09.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-2104/12