г. Тюмень |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А75-4262/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" на решение от 22.08.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 15.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А75-4262/2012 по заявлению открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" (626170, Тюменская область, село Уват, улица Октябрьская, 60, ИНН 7225004092, ОГРН 1047200153770) к Ханты - Мансийской таможне (628600, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Ханты-Мансийская, 25Б, ИНН 8603069261, ОГРН 1038601253272) о признании незаконными действий.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" - Суругин Д.Н. по доверенности от 21.01.2011;
от Ханты-Мансийской таможни - Шайдуко Н.В. по доверенности от 06.03.2013, Бендерская Е.А. по доверенности от 06.03.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (далее - общество, ОАО "ТНК-ВР Холдинг") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Ханты - Мансийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий, выразившихся в возврате заявления общества о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 62 045 652 руб. 50 коп., и обязании возвратить указанную сумму излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением от 22.08.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 15.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, в случае использования декларантом процедуры временного периодического декларирования товаров, при подаче полной грузовой таможенной декларации (далее - ПГТД) после фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации для целей исчисления таможенных платежей применяется курс валюты, действующий на день принятия таможенным органом ПГТД.
Кроме того, документом, подтверждающим излишнюю уплату таможенных пошлин, в настоящем деле может быть совокупность документов: таможенные декларации, платежные поручения, таблица расчета суммы платежей. Требование таможенного органа о предоставлении корректировки декларации на товары является неправомерным.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с февраля по август 2009 года в целях таможенного оформления предполагаемых экспортных поставок нефти и нефтепродуктов на экспорт обществом в таможню представлены временные грузовые таможенные декларации (далее - ВГТД):
N 10505080/010209/0000021, N 10505080/010409/0000054, N 10505080/160409/0000069, N 10505080/170409/0000072, N 10505080/90509/0000105, N 10505080/170609/0000148, N 10505080/140709/0000173.
N 10505080/170709/0000177, N 10505080/170809/0000189, N 10505090/040509/0000324, N 10505090/240409/0000309, N 10505090/280409/0000312, N 10505090/140709/0000508,
При этом таможенные пошлины в размере 1 109 900 433 руб. 78 коп. рассчитаны обществом по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленному Банком России на день принятия ВГТД, и исходя из ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 695). Таможенные пошлины были уплачены в полном размере.
По фактическим экспортным поставкам нефти и нефтепродуктов обществом в период с апреля по декабрь 2009 года представлены в таможенный орган ПГТД:
N 10505080/220409/0000080, N 0505080/300609/0000163, N 10505080/010709/0000164, N 10505080/010709/0000165, N 10505080/090909/0000210, N 10505080/210909/0000213, N 10505080/131009/0000225, N 10505080/151009/0000226, N 10505080/111209/0000254, N 10505090/150709/0000527, N 10505090/100709/0000497, N 10505090/130709/0000501, N 10505090/070909/0000702.
Ссылаясь на разницу между фактически уплаченной суммой таможенных пошлин в размере 1 109 900 433 руб. 78 коп. и подлежащей уплате сумме таможенных пошлин в размере 1 047 854 781 руб. 28 коп., в связи с изменением курса валюты, установленного Банком России на день оформления ПГТД, общество 20.03.2012 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 62 045 652 руб. 50 коп.
Письмом от 02.04.2012 N 20-25/2047 таможенный орган возвратил указанное заявление обществу на основании части 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин. При этом таможня указала, что в рассматриваемом случае таким документом может являться корректировка декларации на товары, оформленная в соответствии с Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255.
Общество, расценив данное письмо в качестве отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, обратилось в суд с требованием о признании незаконными действий таможни и о возврате денежных средств.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к выводу об отсутствии факта излишней уплаты таможенных платежей и правомерности возвращения заявления общества без рассмотрения.
Выводы судов являются обоснованными и не противоречат действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент осуществления декларирования и вывоза товаров, далее - ТК РФ) при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (пункт 1).
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени (пункт 2).
Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункт 4).
Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 названной статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 данного Кодекса.
Соответственно в отношении российских товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации с использованием процедуры периодического временного декларирования в спорный период времени (февраль-август 2009 года), подлежали применению ставки вывозных таможенных пошлин, действующие на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации.
Материалами дела подтверждается, что общество применяло ставки вывозных таможенных пошлин, утвержденные Постановлением N 695 в иностранной валюте (в долларах США), на день подачи ВГТД.
Статьей 326 ТК РФ установлено, что в случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Как следует из материалов дела, сумма, предъявленных обществом к возврату таможенных платежей, сложилась за счет разницы между платежами, уплаченными на момент подачи ВГТД, исходя из действовавшего курса валюты, и платежами, рассчитанными обществом в 2012 году, исходя из действовавшего курса валюты на момент подачи ПГТД.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно указано, что при подаче ПГТД уточнению подлежат сведения о количестве ввозимых товаров, их потребительской стоимости, таможенной стоимости (оценка) и порядка определения цены ввозимых товаров. При этом изменение суммы ставки таможенной пошлины в связи с уменьшением (увеличением) курса иностранной валюты к названным сведениям не отнесено.
Суд кассационной инстанции соглашается с доводом общества о том, что изменение количества ввозимого товара является основанием для перерасчета таможенных пошлин. Однако, учитывая использование обществом процедуры периодического временного декларирования, при перерасчете таможенных пошлин подлежали применению ставки вывозных таможенных пошлин, действующие на день принятия таможенным органом ВГТД, что не противоречит положениям подпункта 5 пункта 3 статьи 124, статьи 326 ТК РФ.
Судами правомерно отклонены ссылки общества на письма Федеральной Таможенной службы Российской Федерации от 28.12.2009 N 01-11/62805, от 09.12.2011 N 01-11/60072, поскольку в них рекомендовано толкование норм права с учетом изменений законодательства, действующих после возникновения спорных отношений, и даны разъяснения иной спорной ситуации.
Поскольку обществом при исчислении таможенных пошлин при подаче ВГТД и ПГТД применялся курс валют, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату принятия ВГТД, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии излишней уплаты таможенных платежей является верным.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций в части наличия у таможенного органа правовых оснований для возвращения заявления общества о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных пошлин от 20.03.2012 без рассмотрения.
Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств регулируется главой 17 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закона N 311-ФЗ) и главой 13 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Из анализа положений статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника), поданному в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров. К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны быть приложены документы, перечень которых поименован в части 2 указанной статьи, в том числе платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что к заявлению ОАО "ТНК-ВР Холдинг" были приложены платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, временные и полные грузовые таможенные декларации и расчет сумм излишне уплаченных денежных средств в связи с изменением курса валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату оформления полной грузовой таможенной декларации.
Учитывая, что сумма таможенных платежей, уплаченных по представленным платежным поручениям полностью соответствует сумме таможенных платежей, заявленных во ВГТД, откорректированной данными ПГТД, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с доводом таможенного органа о непредставлении обществом документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин.
При этом судами отклонен довод общества о том, что в данном случае таким документом является представленный расчет сумм излишне уплаченных денежных средств.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 76 ТК ТС основанием для возникновения обязанности по уплате таможенных платежей является либо их самостоятельное исчисление плательщиком таможенных сборов, либо их исчисление таможенным органом на основании решений о взыскании. При этом все возможные формы исчисления таможенных платежей таможенными органами должны быть прямо установлены внутренним законодательством или законодательством Таможенного Союза.
В данном случае таможенным органом какого-либо решения о начислении таможенных платежей не принималось и не могло приниматься, так как такой формы исчисления таможенных платежей как их исчисление таможенными органами самостоятельно при подаче заявления о возврате излишне уплаченных платежей ни внутренним законодательством, ни законодательством Таможенного Союза не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, как верно указано судами, исчисление таможенных платежей в надлежащем размере являлось обязанностью плательщика таможенных платежей. Форма такого исчисления установлена статьей 181 ТК ТС и называется таможенной декларацией.
Судами установлено, что у общества не имелось каких-либо препятствий заявить в ПГТД сумму, которая, по его мнению, соответствует действующему законодательству, либо в порядке пункта 2 статьи 191 ТК ТС внести изменения и дополнения в указанную декларацию.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что подача уточненной таможенной декларации является правом плательщика таможенных платежей, а не безусловной обязанностью. Однако это не снимает с него необходимости подтверждения факта излишней уплаты таможенных платежей, что в данной конкретной ситуации является невозможным без кого-либо документа (решения суда, решения таможенного органа или вышестоящего таможенного органа, специального указания нормативного акта либо уточненной таможенной декларации).
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными обжалуемых действий таможенного органа по возврату без рассмотрения заявления общества.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование заявителем положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.08.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 15.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4262/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 76 ТК ТС основанием для возникновения обязанности по уплате таможенных платежей является либо их самостоятельное исчисление плательщиком таможенных сборов, либо их исчисление таможенным органом на основании решений о взыскании. При этом все возможные формы исчисления таможенных платежей таможенными органами должны быть прямо установлены внутренним законодательством или законодательством Таможенного Союза.
В данном случае таможенным органом какого-либо решения о начислении таможенных платежей не принималось и не могло приниматься, так как такой формы исчисления таможенных платежей как их исчисление таможенными органами самостоятельно при подаче заявления о возврате излишне уплаченных платежей ни внутренним законодательством, ни законодательством Таможенного Союза не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, как верно указано судами, исчисление таможенных платежей в надлежащем размере являлось обязанностью плательщика таможенных платежей. Форма такого исчисления установлена статьей 181 ТК ТС и называется таможенной декларацией.
Судами установлено, что у общества не имелось каких-либо препятствий заявить в ПГТД сумму, которая, по его мнению, соответствует действующему законодательству, либо в порядке пункта 2 статьи 191 ТК ТС внести изменения и дополнения в указанную декларацию.
...
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2013 г. N Ф04-910/13 по делу N А75-4262/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-910/13
15.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8498/12
14.09.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8498/12
22.08.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4262/12