Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Методике
Методические рекомендации по анализу основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций и бизнес-планов (ТЭО) инвестиционных проектов
Настоящие Методические рекомендации дополняют положения раздела 4 Методики расчета бюджетной эффективности экономического стимулирования организаций, привлекающих инвестиции с использованием фондового рынка, за счет средств бюджета г.Москвы.
I. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций
1.1. Коэффициент текущей ликвидности определяется по следующему алгоритму из формы N 1 бухгалтерской отчетности:
(ф.1гр.4стр.290 - ф.1гр.4стр.230)/(ф.1гр.4стр.690 - ф.1гр.4стр.640).
Критическое значение коэффициента текущей ликвидности 2.
1.2. Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами:
(ф.1гр.4стр.290)/(ф.1гр.4стр.690).
Снижение данного показателя за анализируемый период свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов или о росте убытков организации.
1.3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:
(ф.1гр.4стр.490 - ф.1гр.4стр.450* + ф.1гр.4стр.640 - ф.1гр.4стр.190-
ф1гр4стр230) - ф1гр4стр244* - ф1гр4стр252*/ф1гр4стр290 -ф.1гр.4стр.244* -
ф.1гр.4стр.252*.
Критическое значение данного коэффициента 0,1.
Если значения коэффициента текущей ликвидности меньше 2 и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,1, организация отвечает признакам финансовой несостоятельности (банкротства).
1.4. Показатели рентабельности чистых активов рассчитываются по данным форм 1 и 2 бухгалтерской отчетности по алгоритму:
ф.2гр.3стр.190*/ф.1гр.4стр.190 + (ф.1гр.4стр.290 - ф.1гр.4стр.252* -
ф.1гр.4стр.244*) - (ф.1гр.4стр.590 + ф.1гр.4стр.690 - ф.1гр.4стр.640)
Показатель рентабельности чистых активов (по чистой прибыли), если его значение меньше ставки рефинансирования Банка России, не является критическим. Критическое значение данного показателя - бюджетная норма дисконта.
1.5. Коэффициент автономии собственных средств:
(ф.1гр.4стр.490 - ф.1гр.4стр.450* + ф.1гр.4стр.640 - ф.1гр4стр244* -
ф.1гр.4стр.252*)/(ф.1гр.4стр.190 + ф.1гр.4стр.290)
1.6. Организация считается платежеспособной, если сумма текущих активов (запасов, денежных средств, дебиторской задолженности (за исключением задолженности длительного характера) и других текущих активов) больше или равна его внешней задолженности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты и вся кредиторская задолженность):
Ф.1гр.4стр.120 + ф.1гр.4стр.260 + ф.1гр.4стр.240 + ф.1гр.4стр.250 +
ф.1гр.4стр.270 > ф.1гр.4стр.510 + ф.1гр.4стр.610 + ф.1гр.4стр.620
1.7. В связи с изменениями форм бухгалтерской отчетности за 2003 год отмеченные знаком * показатели принимаются на основе данных:
ф.2гр.3стр.190 - строки "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода"
формы 2 графы 3;
ф.1гр.4стр.244; ф.1гр.4стр.252; ф.1гр.4стр.450 - аналитического
бухгалтерского учета.
II. Анализ бизнес-планов (ТЭО) проекта
2.1. Первым шагом при анализе бизнес-планов (ТЭО) инвестиционных проектов является выявление легитимности организационно-правовой и финансовой схем его осуществления.
Проектируемая схема организационно-правовых и финансово-экономических отношений г.Москвы с организацией - эмитентом и другими участниками инвестиционного проекта (если он будет осуществляться) должна соответствовать действующему законодательству. При этом следует обратить внимание на соответствие финансовой схемы проекта, обоснований источников, а также условий финансирования Бюджетному кодексу РФ, а также нормам Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
2.2. Решение о выпуске ценных бумаг (облигаций), а также Проспект ценных бумаг (облигаций) должны содержать параметры эмиссии, отвечающие имущественным интересам г.Москвы:
а) объем эмиссии облигаций должен быть сопоставим с инвестиционной стоимостью проекта, а стоимости размещенных по номиналу облигаций и собственных средств предприятия (амортизации и чистой прибыли по данным бизнес-плана или ТЭО), как правило, должно быть достаточно для финансирования проекта в полном объеме;
б) ставка купонного дохода не должна превышать более, чем на 2-4 процента годовых ставку купонного дохода по государственным ценным бумагам, срок обращения которых близок к сроку обращения эмитируемых организацией облигаций.
2.3. Структура бизнес-плана (ТЭО) должна соответствовать структуре Методических рекомендаций по разработке ТЭО участия г.Москвы, в акционерных обществах, утвержденных нормативно-правовым актом Правительства Москвы и, как правило, должна содержать таблицы, рекомендуемые Методическими рекомендациями. При этом следует учитывать виды деятельности организации и суть инвестиционного проекта, в котором предполагается участие г.Москвы. Например, если организация не планирует осуществлять производственную деятельность, структура бизнес-плана (ТЭО) не должна содержать разделов "Выбор технологии и оборудования", "Организация производства", "Снабжение производства материальными ресурсами".
Вне зависимости от видов деятельности организации раздел "Финансовый план" или аналогичный по содержанию раздел должен полностью соответствовать упомянутым Методическим рекомендациям по разработке ТЭО, а при отсутствии утвержденных Методических рекомендаций - разделу 3 бизнес-плана, утвержденного пунктом 5.1 постановления Правительства Москвы от 24.10.2001 N 963-ПП. При этом утвержденные формы раздела 3 бизнес-плана дополняются таблицами, приведенными в приложении 2 к настоящей Методике.
2.4. Принятые в бизнес-плане (ТЭО) макроэкономические условия: темпы инфляции (индексы-дефляторы), курс рубля к валюте расчетов (если она используется), ставка рефинансирования Банка России, прогнозные индексы изменения цен и другие - должны полностью соответствовать прогнозным данным Минэкономразвития РФ тех периодов времени, для которых эти прогнозные данные разработаны.
Ключевой задачей анализа бизнес-плана (ТЭО) проекта является проверка финансовой реализуемости проекта по критерию, установленному Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21.06.1999 г. N ВК-477. Согласно пункту 10.3 данных Методических рекомендаций: "На каждом шаге (в настоящей Методике - в каждом календарном году) расчетного периода сумма накопленного сальдо денежного потока от всех видов деятельности (накопленного эффекта) и финансовых резервов должна быть неотрицательной". Применительно к настоящей Методике это означает, что накопленное сальдо чистого дисконтированного дохода (накопленное сальдо ЧДД) проекта как по варианту "с участием города", так и по варианту "без участия города" в каждом году расчетного (прогнозного) периода Т = 6 - 10 лет должно быть неотрицательным. Если это условие не выполняется, проект следует считать нереализуемым. Если данное условие выполняется только для варианта "с участием города", бизнес-план должен содержать расчеты денежных потоков, в том числе платежей в бюджет города Москвы, по варианту "без проекта".
Принятый в бизнес-плане (ТЭО) порядок дефлирования составляющих денежных потоков и использования в расчетах бюджетной нормы дисконта должен полностью соответствовать алгоритмам разделов 6 - 7 настоящей Методики.
Если при анализе выявлено, что принятые в бизнес-плане (ТЭО) базовые уровни цен на выпускаемую продукцию (работы, услуги) более чем на 5% превышают фактически сложившиеся за последние 3 - 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу составления бизнес-плана (ТЭО), расчеты всех стоимостных показателей подлежат корректировке.
Принятые в бизнес-плане (ТЭО) цены на потребляемые материальные ресурсы также не должны отличаться (особенно в сторону понижения, т.к. при этом завышается прибыль) более чем на 5% от сложившихся за последние 3-6 календарных месяцев уровней цен на региональном рынке.
При анализе суммы средств, направляемых на оплату труда, следует сопоставить принятую в бизнес-плане (ТЭО) среднюю заработную плату работников организации с уровнем средней заработной платы по г.Москве с учетом видов деятельности организации. При наличии отчетных финансово-экономических показателей аналога уровень средней заработной платы работников организации сравнивается со средней заработной платой аналога с учетом фактических темпов инфляции.
Необходимо проверить полноту учтенного в бизнес-плане (ТЭО) перечня налогов, сборов, таможенных платежей, соответствия ставок налогов и сборов Налоговому кодексу РФ и законам города Москвы (в части региональных налогов и сборов), а ставок таможенных платежей - таможенному законодательству РФ.
2.5. Принятые в бизнес-плане (ТЭО) методы и алгоритмы расчетов показателей эффективности инвестиций и их составляющих должны быть адекватны Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов, а в части бюджетной эффективности средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода организаций-эмитентов, - настоящей Методике. При выявлении необоснованных расхождений в алгоритмах расчетов соответствующие показатели бизнес-плана (ТЭО) подлежат корректировке.
При анализе бизнес-плана (ТЭО) особое внимание рекомендуется уделить обоснованности промежуточных расчетов налоговой базы по налогам, уплачиваемым организацией в бюджет г.Москвы, т.к. суммы этих налогов, по существу, определяют показатели бюджетной эффективности средств, направляемых г.Москвой на компенсацию части купонного дохода. Следует проверить, соответствует ли алгоритм расчетов налоговой базы требованиям Налогового кодекса РФ, (по налогу на имущество - требованиям Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" N 2030-1 от 13.12.1991 ).
Обоснованность алгоритмов расчетов показателей эффективности, а также налогооблагаемой базы по каждому из налогов следует проверять путем анализа алгоритмов расчетов соответствующих электронных таблиц, составленных в формате Microsoft Excel. Эти расчеты должны представляться организациями на магнитных носителях в составе заявки, наряду с представлением бизнес-плана (ТЭО) на бумажном носителе.
2.6. Необходимой задачей анализа бизнес-плана (ТЭО) является проверка результатов расчетов притоков денежных средств в бюджет города Москвы критериям, установленным пунктом 5 постановления Правительства Москвы от 06.05.2003 N 339-ПП:
"- абсолютный объем бюджетной субсидии, получаемой хозяйствующим субъектом в период обслуживания облигаций, не может превышать прирост налоговых отчислений в бюджет города Москвы в течение двух лет с момента погашения облигаций. Бюджетная субсидия определяется в долях от купонного дохода. При этом компенсация в форме бюджетной субсидии предоставляется на часть купонного дохода, не превышающего 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент размещения облигаций;
- бюджетный кредит предоставляется в случае, если прирост налоговых отчислений в бюджет города Москвы окупает выделенные бюджетные средства в срок более двух лет с момента погашения облигаций. В целях подтверждения бюджетной эффективности предоставления бюджетных средств организацией должно быть подготовлено технико-экономическое обоснование, содержащее основные параметры деятельности организации за 5 лет.
Абсолютный объем бюджетного кредита не может превышать налоговых отчислений за шесть финансовых лет с момента размещения облигаций, но не более 2/3 купонного дохода. Бюджетный кредит выдается на срок не более 5 лет по ставке не менее 1/4 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.