г. Тюмень |
|
9 апреля 2013 г. |
Дело N А27-14798/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Мартыновой С.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.10.2012 (судья Мраморная Т.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 (судьи Колупаева Л.А., Журавлева В.А., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-14798/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Банк развития бизнеса" (650099, город Кемерово, проспект Советский, дом 56, ИНН 4205001732, ОГРН 1024200002859) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (654000, Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Кутузова, дом 35, ИНН 4216003097, ОГРН 1044217029834) о признании незаконным решения.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Банк развития бизнеса" (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 12.04.2012 N 64.
Решением от 15.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области требования заявителя удовлетворены.
Постановлением от 21.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Банк считает доводы Инспекции несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Инспекцией 12.04.2012 принято решение N 64 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение", в соответствии с которым Банк привлечен к ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 000 руб. за непредставление в налоговый орган выписок по операциям на счетах в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением Инспекции, Банк оспорил его в судебном порядке.
Основанием для вынесения Инспекцией оспариваемого решения послужило неисполнение Банком запроса от 09.02.2012 N 07-43/5194 о предоставлении выписки по операциям на счете общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп").
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в данном случае у Инспекции правовых оснований для привлечения Банка к налоговой ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод судов является правильным, соответствующим требованиям законодательства о налогах и сборах и материалам настоящего дела.
Проанализировав положения статей 82, 86 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), статьи 26 Федерального закона 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", арбитражные суды правомерно исходили из того, что выписка по операциям на счете ООО "Олимп" могла быть запрошена Инспекцией у Банка только по указанным в статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации основаниям, то есть, если в отношении указанного общества Инспекцией проводится мероприятие налогового контроля, в этом случае у Банка возникает обязанность предоставить налоговому органу соответствующую информацию по ее мотивированному запросу.
Исследовав имеющийся в материалах дела запрос Инспекции от 09.02.2012 N 07-43/5194, суды установили, что в запросе вопреки приказу ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов" (действующего в период направления запроса) не указано ни одного основания в отношении ООО "Олимп"; не указано, какие именно мероприятия налогового контроля проводятся налоговым органом в отношении данной организации.
Поручение от 14.10.2011 N 7032 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю об истребовании у ООО "Олимп" документов, касающихся деятельности общества с ограниченной ответственностью "Белон", на которое ссылается Инспекция в подтверждение проведения в отношении ООО "Олимп" мероприятий налогового контроля, обоснованно отклонено судами, поскольку запрос Инспекции, направленный в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, мотивирован проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Олимп" без указания, какие мероприятия проводятся и в рамках какой налоговой проверки они назначены. Суды правильно указали, что из содержания данного поручения следует, что мероприятия налогового контроля проводились в отношении ООО "Белон", а не в отношении ООО "Олимп".
Учитывая, что рассматриваемом запросе отсутствует указание на то, кто является проверяемым налогоплательщиком, в отношении кого проводятся мероприятия налогового контроля: непосредственно самого ООО "Олимп" как налогоплательщика либо как контрагента в рамках проверки другого лица, вывод судов о необоснованном привлечении Инспекцией Банка к налоговой ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации является правильным.
Доводы кассационной жалобы по обстоятельствам дела не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судами обеих инстанций судебных актов.
Нарушений судами норм материального и процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.10.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А27-14798/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 135.1 НК РФ непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 2 ст. 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
По мнению налогового органа, банк правомерно привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения за непредставление выписок по операциям на счетах в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ.
Суд признал позицию налогового органа необоснованной.
Как указал суд, банк обязан представлять истребуемые выписки по счетам налогоплательщика только в случае, когда в отношении этого налогоплательщика производятся мероприятия налогового контроля.
Суд установил, что налоговый орган представил поручение об истребовании у данного налогоплательщика документов, касающихся его контрагента. Между тем, такое поручение не подтверждает того факта, что мероприятия контроля проводятся в отношении налогоплательщика, о счетах которого налоговый орган требует выписку - не указано, какие мероприятия контроля проводятся, в рамках какой налоговой проверки они назначены.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2013 г. N Ф04-1478/13 по делу N А27-14798/2012