г. Тюмень |
|
3 июня 2013 г. |
Дело N А67-4387/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску на решение от 23.10.2012 Арбитражного суда Томской области (судья Идрисова С.З.) и постановление от 28.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А67-4387/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (634021, город Томск, проспект Фрунзе, 152, ИНН 7017254800, ОГРН 1107017001695) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (634061, город Томск, проспект Фрунзе, 55, ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Гелбутовский В.И.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Олимп" - Лейба В.П. по доверенности от 22.11.2011, Трифонов В.В. по доверенности от 15.12.2011.
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску - Потемкина О.В. по доверенности от 11.05.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее - инспекция) от 10.01.2012 N 12-39/3 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции).
Решением от 23.10.2012 Арбитражного суда Томской области заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 28.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 23.10.2012 и постановление от 28.01.2013 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций применили не подлежащие применению нормы материального права - подпункт 8.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Податель жалобы считает, что услуги по реализации лотерейных билетов, оказываемые обществом на основании агентских договоров, не подлежат освобождению от налогообложения.
В отзыве, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов, общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2011 года инспекцией принято решение от 10.01.2012 N 12-39/3, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 802 837 рублей 50 копеек за неполную уплату НДС. Этим же решением обществу предложено уплатить 4 015 017 рублей недоимки по НДС, 155 971 рубль 99 копеек пеней, начисленных за его несвоевременную уплату.
Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, поскольку проведение негосударственной лотереи, организатором которой является коммерческая организация, подлежит налогообложению в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса. Инспекция указала, что при оказании на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров посреднических услуг по реализации лотерейных билетов общество должно было определить налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную им в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 23.03.2012 N 98 решение инспекции оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что деятельность общества по проведению негосударственных лотерей не подлежит налогообложению НДС в силу подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно подпункту 8.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит обложению НДС проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
С учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 07.06.2012 N 15474/12, суды правильно указали, что эта льгота распространяется также на операции по проведению негосударственных лотерей (за исключением стимулирующей лотереи).
Понятие "проведение лотереи" в Налоговом кодексе не определено.
В силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса при использовании льготы налогоплательщику надлежит руководствоваться нормами Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях).
Понятия "проведение лотереи" и "оператор лотереи" даны в пунктах 8, 9 статьи 2 Закона о лотереях.
Под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Оператором лотереи является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Исходя из названных норм права, законодатель не делает различий между осуществлением мероприятий по проведению лотереи организатором лотереи или оператором лотереи, являющимся, по сути, организацией-посредником.
Таким образом, льготный режим налогообложения распространяется на оператора лотереи, осуществляющего мероприятия по проведению лотереи, предусмотренные пунктом 8 статьи 2 Закона о лотереях.
Судами установлено, что в подтверждение льготы по НДС за 2 квартал 2011 года общество представило выданные Федеральной налоговой службой обществу с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма АМ" (далее - ООО "Консалтинговая фирма АМ") разрешения от 29.05.2007 N 346, от 29.05.2007 N 347 и от 23.07.2007 N 374 на проведение на территории Российской Федерации негосударственных бестиражных лотерей "Щит Отечества", "Студенческий билет", "Фермер" соответственно.
Также общество представило договоры от 08.02.2010 N 01/10-О-О/25, N 02/10-О-О/25, N 03/10-О-О/25, заключенные между обществом (оператор лотереи) и ООО "Консалтинговая фирма АМ" (организатор лотереи). По условиям этих договоров общество за вознаграждение принимает на себя обязательства, действуя от имени, за счет и по поручению организатора лотерей, осуществлять мероприятия по проведению указанных негосударственных бестиражных лотерей.
В подтверждение осуществления расходов на проведение лотерей в материалы дела обществом представлены договоры аренды и субаренды нежилых зданий для организации локального лотерейного центра и бара; договор о предоставлении неисключительного права пользования программным обеспечением на предоставление обществу исключительного права на программу для видео-лотерейного терминала системы "Феникс"; договоры изготовления и поставки лотерейных квитанций и баз данных лотерейных квитанций на изготовление, архивацию, обеспечение защиты и конфиденциальности информации, а также передачу лотерейных квитанций и/или баз данных лотерейных квитанций всероссийских негосударственных бестиражных лотерей; платежные документы на оплату лотерейных квитанций, арендной платы по договорам аренды и субаренды, водоснабжение и теплоснабжение в арендуемых зданиях, изготовленных лотерейных квитанций.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно сочли, что операции общества по проведению негосударственных лотерей (в том числе получение вознаграждения) не подлежат налогообложению НДС в силу подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали решение инспекции недействительным.
Довод кассационной жалобы о том, что услуги по реализации лотерейных билетов, оказываемые обществом на основании агентских договоров, не подлежат освобождению от налогообложения, является ошибочным.
Нормы Налогового кодекса (подпункт 9 пункта 2 статьи 149 и подпункт 8.1 пункта 3 статьи 149) в совокупности с положениями Закона о лотереях указывают на распространение льготного режима налогообложения и на оператора лотереи, поскольку Закон о лотереях поставил в цепочку проведения лотереи (в том числе распространения лотерейных билетов) посредника в качестве полноправного участника правоотношений по проведению лотереи.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.10.2012 Арбитражного суда Томской области и постановление от 28.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4387/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску на решение от 23.10.2012 Арбитражного суда Томской области (судья Идрисова С.З.) и постановление от 28.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А67-4387/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (634021, город Томск, проспект Фрунзе, 152, ИНН 7017254800, ОГРН 1107017001695) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (634061, город Томск, проспект Фрунзе, 55, ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) о признании недействительным решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2013 г. N Ф04-1873/13 по делу N А67-4387/2012