г. Тюмень |
|
5 июня 2013 г. |
Дело N А75-7373/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" в лице филиала "Нижневартовское Управление магистральных нефтепроводов" на решение от 16.11.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 01.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А75-7373/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" в лице филиала "Нижневартовское Управление магистральных нефтепроводов" (625000, город Тюмень, улица Республики, 139, ИНН 7201000726, ОГРН 1027200789220) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Тюменская область, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Другое лицо, участвующее в деле: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу.
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" - Дрёмова С.В. (доверенность от 17.12.2012) и Ганиева Е.Н. (доверенность от 15.05.2013).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Сибнефтепровод" в лице филиала "Нижневартовское Управление магистральных нефтепроводов" (далее - ОАО "Сибнефтепровод") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2012 N 1306-ВК/3 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 06.11.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ОАО "Сибнефтепровод" требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Сибнефтепровод", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент) отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Участвовавшие в судебном заседании представители ОАО "Сибнефтепровод" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Департаментом плановой выездной проверкой установлено, что ОАО "Сибнефтепровод" осуществляет использование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на ЛПДС "Самотлор" (лицензия ХМН 02157 ВЭ от 09.10.2012) с нарушением ограничений, установленных частью 2 статьи 43 Водного Кодекса Российской Федерации, пунктом 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Кроме того, проверкой установлено отсутствие у данного общества проекта зон санитарной охраны источника хозяйственно-бытового водоснабжения с санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии его санитарным правилам, что является нарушением требований пунктов 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, части 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора составлен протокол от 03.08.2012 N 1486-ВК/34, на основании которого вынесено постановление от 17.08.2012 N 1306-ВК/34 о привлечении ОАО "Сибнефтепровод" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с выводами Управления Росприроднадзора, ОАО "Сибнефтепровод" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
Частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены в СанПиН 2.1.4.1110-02.
В соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 первый пояс (строгого режима) зоны санитарной охраны включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
На основании пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент проведения проверки у ОАО "Сибнефтепровод" отсутствовал утвержденный в установленном порядке проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, названным обществом были установлены границы первого пояса зон санитарной охраны в меньшем диаметре, чем это предусмотрено пунктом 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Факт совершения ОАО "Сибнефтепровод" вмененного ему административного правонарушения, выразившегося в использование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на ЛПДС "Самотлор" с нарушением ограничений, установленных частью 2 статьи 43 Водного Кодекса Российской Федерации и СанПиН 2.1.4.1110-02 подтвержден материалами дела.
Поскольку ОАО "Сибнефтепровод" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных законом действий, обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводам заявителя о наличии процессуальных нарушений, допущенных Управлением Росприроднадзора, при производстве административного дела, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.11.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 01.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-7373/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" в лице филиала "Нижневартовское Управление магистральных нефтепроводов" на решение от 16.11.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 01.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А75-7373/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" в лице филиала "Нижневартовское Управление магистральных нефтепроводов" (625000, город Тюмень, улица Республики, 139, ИНН 7201000726, ОГРН 1027200789220) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Тюменская область, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июня 2013 г. N А75-7373/12 по делу N А75-7373/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-7373/12
01.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11001/12
23.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-7373/12
18.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11001/12
09.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11001/12
12.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11001/12
06.11.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-7373/12