г. Тюмень |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А45-22303/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кисляковой Т.С.,
судей Дубининой Т.Н.,
Триля А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью База снабжения "Майминская" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01.11.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу N А45-22303/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью База снабжения "Майминская" (ОГРН 1070411003420, ИНН 0411132758, 630005, г. Новосибирск, ул. Лермонтова, 36) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (ОГРН 1095404022988, ИНН 5404403251, 360108, г. Новосибирск, площадь Труда, 1), при участии третьего лица - инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (ОГРН 1045402551446, ИНН 5406300124, 630007, г. Новосибирск, ул. Октябрьская магистраль, 4/1), о признании решения незаконным.
В судебное заседание явился представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области - Кухаренко П.Н. по доверенности от 25.06.2012 N 42.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью База снабжения "Майминская" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 28.06.2012 N 32902А.
Определением суда от 10.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска.
Решением суда от 01.11.2012 (судья Векшенков Д.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (судьи Музыкантова М.Х., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленное требование о признании незаконным решения от 28.06.2012 N 32902А, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Заявитель жалобы полагает, что порядок ликвидации юридического лица со стороны общества и ликвидатора не нарушен; указывает на то, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, содержащие достоверные сведения о фактическом состоянии дел общества в спорный период.
Поступивший от регистрирующего органа отзыв на кассационную жалобу не содержит доказательств соблюдения требований части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, во внимание не принимается.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа выразил несогласие с доводами, изложенными в кассационной жалобе, решение и постановление считает законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай 15.08.2007.
28.06.2012 по результатам рассмотрения полученного от общества пакета документов для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией регистрирующий орган решением N 32902А отказал в государственной регистрации со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ ввиду отсутствия ликвидационного баланса, свидетельствующего о завершении расчетов с кредиторами.
В данном решении регистрирующим органом сделана ссылка на поступившие от инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска сведения о наличии у общества непогашенной задолженности перед кредиторами; сделан вывод о нарушении ликвидационной комиссией пункта 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; указано, что ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения о расчетах с кредиторами юридического лица, не может быть принят как документ, необходимый для государственной регистрации; отмечено отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Считая решение регистрирующего органа от 28.06.2012 N 32902А незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица соблюден, расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11).
При ликвидации юридического лица ликвидатор в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица.
Ликвидационный баланс юридического лица составляется и подлежит утверждению только после завершения расчетов с кредиторами (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, 04.05.2012 межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай известила инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска о том, что в отношении общества проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 20.04.2012 N 43, дополнительно по результатам проверки доначислены платежи в бюджет; в связи с нахождением общества в стадии ликвидации (дата опубликования в Вестнике государственной регистрации 28.03.2012) указано на необходимость учитывать при принятии решения о ликвидации общества имеющуюся у него кредиторскую задолженность на общую сумму 42 222 865 руб. 65 коп.
Приняв во внимание письмо от 14.05.2012 N 10-20/013375, в котором инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска обратилась к обществу с требованием в порядке статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации о включении налогового органа в состав кредиторов на сумму задолженности по налогам (сборам), пеням, штрафам (42 222 865 руб. 65 коп.), суды пришли к выводу о соблюдении налоговым органом предусмотренного законом порядка предъявления требования о включении в реестр кредиторов должника; до завершения ликвидационных мероприятий налоговый орган не утрачивает право на взыскание имеющейся задолженности по уплате обязательных платежей (статьи 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 49 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах приложение к заявлению формы N Р16001 ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в деле документы, установив факт нарушения заявителем предусмотренного законом порядка ликвидации (статьи 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации), суды пришли к выводу о законном характере принятого регистрирующим органом решения от 28.06.2012 N 32902А и об отсутствии оснований для удовлетворения требования, заявленного обществом в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства, приведены без учета всех фактических обстоятельств дела и направлены на переоценку оцененных судебными инстанциями с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, что противоречит статьям 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01.11.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу N А45-22303/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.С. Кислякова |
Судьи |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание письмо от 14.05.2012 N 10-20/013375, в котором инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска обратилась к обществу с требованием в порядке статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации о включении налогового органа в состав кредиторов на сумму задолженности по налогам (сборам), пеням, штрафам (42 222 865 руб. 65 коп.), суды пришли к выводу о соблюдении налоговым органом предусмотренного законом порядка предъявления требования о включении в реестр кредиторов должника; до завершения ликвидационных мероприятий налоговый орган не утрачивает право на взыскание имеющейся задолженности по уплате обязательных платежей (статьи 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 49 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах приложение к заявлению формы N Р16001 ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2013 г. N Ф04-1881/13 по делу N А45-22303/2012