г. Тюмень |
|
4 июля 2013 г. |
Дело N А45-26725/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.,
судей Сидоровой А.В.,
Фроловой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОССО" на решение от 12.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хлопова А.Г.) и постановление от 18.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Захарчук Е.И., Кайгородова М.Ю.) по делу N А45-26725/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "РОССО" (630000, г. Новосибирск, ул. Крылова, 36, 214, ИНН 5402189299, ОГРН 1045401011193) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, пр-кт Красный, 18, ИНН 5406636090, ОГРН 1105476028866) о признании недействительным пункта 2.1.10 договора от 01.12.2011 N01/12/11-2Т.
Другие лица, участвующие в деле: департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска,
В заседании приняли участие представители
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РОССО" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее - министерство транспорта НСО) о признании недействительным пункта 2.1.10 договора N 01/12/11-2Т от 01.12.2011 об организации перевозки пассажиров и возмещении расходов предприятиям пассажирского транспорта при выполнении регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам с предоставлением услуг всем категориям граждан, в том числе по единому социальному проездному билету либо микропроцессорной пластиковой карте "Социальная карта" с применением технических средств автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), на утвержденной пригородной автобусной маршрутной сети города Новосибирска (далее - договор об организации перевозки пассажиров).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (далее - департамент).
Решением от 12.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заявитель не согласен с выводами судов о соответствии пункта 2.1.10 договора об организации перевозки пассажиров положениям статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так как данная норма предоставляет возможность согласования сторонами условия об одностороннем отказе от исполнения обязательства только в случае, если договор заключен между субъектами предпринимательской деятельности, тогда как в данном случае одной из сторон договора является орган государственной власти Новосибирской области; ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни законом Новосибирской области от 07.06.2007 N 112-ОЗ (в редакции от 07.10.2011) "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской Области (далее Закон N 112-ОЗ) не предусмотрено право министерства на односторонний отказ от исполнения договора в случае проведения конкурса на право заключения договора.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что между обществом (перевозчиком), с одной стороны, и министерством, департаментом, с другой стороны, 01.12.2011 заключен договор об организации перевозки пассажиров, предметом которого являются взаимоотношения сторон по организации транспортного обслуживания населения подвижным составом, указанным в приложении 4, в том числе граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новосибирской области по предъявлению единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) либо микропроцессорной пластиковой карты (далее - МПК) "Социальная карта", в соответствии с постановлениями Губернатора (Правительства) Новосибирской области от 31.01.2005 N 32 "О едином социальном проездном билете", от 18.01.2005 N 10, от 29.12.2007 N 422, от 12.01.2009 N 1-па и другими действующими нормативно-правовыми актами, и возмещению расходов перевозчикам сверх стоимости ЕСПБ и суммы активации МПК, на перевозку лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, включая пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости, при осуществлении пассажирских перевозок транспортом общего пользования на регулярных автобусных маршрутах пригородного сообщения: " 227 "к/т Обь (г. Новосибирск) - Детская поликлиника (г. Обь).
Пункт 2.1.10 указанного договора содержит условие о возможности досрочного одностороннего отказа министерства от исполнения договора в случае выявления победителя (победителей) конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок в межмуниципальном автомобильном пассажирском сообщении. В таком случае договор считается расторгнутым с даты подписания министерством договора с победителем (победителями) конкурса на соответствующий маршрут, о чем министерство письменно уведомляет департамент и перевозчика.
Указывая, министерство не является субъектом предпринимательской деятельности; статья 12 Закона N 112-ОЗ не предусматривает право уполномоченного органа на односторонний отказ от исполнения договора в случае проведения конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок, в связи с чем односторонний отказ от исполнения договора в силу статьи 310 ГК РФ не может быть предусмотрен соглашением сторон, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что пункт 2.1.10 договора соответствует законодательству.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора (абзац первый), закрепляющее гражданско-правовой принцип свободы договора.
Из материалов дела следует и установлено судами, что общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на платной основе. По условиям спорного договора общество обязуется осуществлять перевозку граждан, оказание мер социальной поддержки на основании ЕСПБ и МПК, а министерство обеспечивает обществу возмещение расходов сверх стоимости ЕСПБ и суммы активации МПК.
Предметом правового регулирования Закона N 112-ОЗ являются отношения по организации транспортного обслуживания населения Новосибирской области при пассажирских перевозках транспортом общего пользования.
Данный Закон принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; обеспечивает баланс между законными интересами перевозчика и пассажиров, потребителей услуг по пассажирским перевозкам в условиях соблюдения правил безопасного и качественного предоставления услуг в сфере транспортного обслуживания населения.
Осуществление транспортного обслуживания населения является обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их правами и свободами, гарантированными государством (на жизнь, свободу передвижения, труд, отдых, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и т.д.).
Согласно статьей 12 Закона N 112-ОЗ привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется на основании договоров об организации пассажирских перевозок уполномоченными органами по двум основаниям: по результатам конкурсов; на условиях временной работы.
Конкурс на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Поскольку в редакции Закона N 112-ОЗ от 07.10.2011, действующего на момент заключения договора, норма закона не предусматривала срока временной работы в договорах, заключаемых с перевозчиками, в спорный договор и был включен пункт 2.1.10, предоставляющий право министерству в одностороннем порядке досрочно отказаться от исполнения договора в случае выявления победителя (победителей) конкурса.
В редакции Закона N 112-ОЗ от 14.06.2012, действующего на сегодняшний день, пункт 2 части 1 статьи 12 звучит следующим образом: "на условиях временной работы на маршрутах регулярного сообщения на срок до одного года".
Таким образом, Закон N 112-ОЗ обязал уполномоченный орган, которым согласно статье 8 данного Закона является министерство, заключать договоры на условиях временной работы на срок до одного года и в обязательном порядке проводить конкурсы на право заключения договора об организации пассажирских перевозок.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что спорный пункт договора не противоречит гражданскому законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда N А45-26725/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
А.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОССО" на решение от 12.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хлопова А.Г.) и постановление от 18.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Захарчук Е.И., Кайгородова М.Ю.) по делу N А45-26725/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "РОССО" (630000, г. Новосибирск, ул. Крылова, 36, 214, ИНН 5402189299, ОГРН 1045401011193) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, пр-кт Красный, 18, ИНН 5406636090, ОГРН 1105476028866) о признании недействительным пункта 2.1.10 договора от 01.12.2011 N01/12/11-2Т."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июля 2013 г. N Ф04-2761/13 по делу N А45-26725/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11932/13
19.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11932/13
04.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2761/13
18.03.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-734/13
12.12.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-26725/12