г. Тюмень |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А02-1529/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Беловой Л.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Республики Алтай на решение от 29.12.2012 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кулакова Л.А.) по делу N А02-1529/2012 по заявлению бюджетного учреждения Республики Алтай "Республиканский центр народного творчества" (649000, город Горно-Алтайск, улица Эркемена Палкина, 9, ИНН 0411135501, ОГРН 1080411000328) к Контрольно-счетной палате Республики Алтай (649000, город Горно-Алтайск, улица Эркемена Палкина, 1, ИНН 0411106860, ОГРН 1020400727632) о признании недействительным представления.
В заседании приняли участие представитель Контрольно-счетной палаты Республики Алтай Туянин А.С. по доверенности от 21.06.2013 N 213.
Суд установил:
бюджетное учреждение Республики Алтай "Республиканский центр народного творчества" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Республики Алтай (далее - КСП РА) от 18.07.2012 N 02-22/071.
Решением от 29.12.2012 Арбитражного суда Республики Алтай заявленное требование удовлетворено.
Определением от 25.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба КСП РА на указанное решение суда первой инстанции возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, КСП РА просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
КСП РА считает, что материалами дела подтверждаются факты нецелевого и неэффективного использования учреждением бюджетных средств.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя КСП РА, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, учреждение является государственной бюджетной некоммерческой организацией, созданной в целях координации процессов сохранения культурного наследия и методического обеспечения, развития народного творчества и социокультурной интеграции; проведения праздников, фестивалей, смотров, конкурсов, концертных мероприятий, других общественно-культурных акций на территории Республики Алтай.
Министерство культуры Республики Алтай, как учредитель учреждения, формирует и утверждает государственные задания для него. Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета.
При проведении проверки исполнения и расходования средств республиканского бюджета учреждением за период 2009-2011 гг. КСП РА выявила нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1 208 100 руб. и неэффективное использование бюджетных средств на сумму 79 000 руб.
По результатам указанной проверки КСП РА составлен акт от 17.05.2012, на основании которого в адрес руководителя учреждения вынесено представление от 18.07.2012 N 02-22/071.
В названном представлении учреждению предлагается принять меры по возмещению в доход бюджета нецелевого использования бюджетных средств в сумме 1 208 100 руб.; соблюдать требования статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), не допускать неэффективного использования бюджетных средств; а также принять дисциплинарные меры к лицам, допустившим вышеуказанные нарушения, и в срок до 18.08.2012 представить в КСП РА информацию о выполнении представления.
Не согласившись с указанным представлением, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из ненормативного правового характера оспариваемого представления контрольного органа и пришел к выводу о недоказанности КСП РА фактов нецелевого и неэффективного использования учреждением денежных средств.
Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу статьи 20 Закона Республики Алтай от 19.10.2011 N 53-РЗ "О Контрольно-счетной палате" по результатам проведения контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет в случаях и порядке, установленных статьей 16 Федерального закона N 6-ФЗ, представления и предписания, которые подписываются председателем Контрольно-счетной палаты, в случае его отсутствия - заместителем председателя Контрольно-счетной палаты.
Как следует из материалов дела, основанием для вывода КСП РА о нецелевом использовании учреждением бюджетных средств в размере 1 208 100 руб. послужили следующие факты использования денежных средств:
- в размере 768 700 руб. на проведение культурных мероприятий, указанных в таблице N 2 отчета КСП РА от 31.05.2012;
- в размере 11 500 руб. на оплату услуг Вдовина С.А. по договору оказания услуг настройки программного обеспечения на компьютерах и консультационной помощи по ведению бухгалтерского учета в учреждении за счет средств, выделенных на реализацию Республиканской целевой программы "Культура Республики Алтай";
- в размере 217 100 руб. на издание книги Т. Шинжина "Героические сказания Алтын-Саадак" и перезапись видеоматериалов на DVD- диски "Праздники Республики Алтай" за счет средств, выделенных на реализацию Республиканской целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года";
- в размере 210 800 руб. по договорам оказания услуг физическими лицами при проведении Межрегионального праздника алтайского народа "Эл-Ойын" и Международного Курултая сказителей в 2010 году (таблица N 3 отчета КСП РА от 31.05.2012).
В соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Материалами дела подтверждается, что в 2009-2011 гг. учреждению выделялись бюджетные средства для выполнения государственных заданий по созданию условий для участия всех слоев населения Республики Алтай в создании материальных и нематериальных культурных ценностей, а также для занятия техническим и технологическим творчеством, декоративно-прикладным искусством, ремеслами, кино, фото и видеотворчеством через сеть кружков, творческих коллективов, клубов по интересам и любительских объединений, обеспечение методической и информационной деятельности по организации творческих процессов в области сохранения и развития традиционной народной культуры и культурной деятельности.
При этом в государственных заданиях отсутствовал перечень конкретных мероприятий культуры и было указано минимальное количество мероприятий, на которые могут быть использованы выделенные денежные средства.
Судом первой инстанции установлено, что культурные мероприятия, указанные в таблице N 2 отчета КСП РА от 31.05.2012, были проведены учреждением в соответствии с планом работ Правительства Республики Алтай, приказами Министерства культуры Республики Алтай и государственными заданиями в рамках выделенных бюджетных ассигнований на организацию и проведение культурно-досуговых мероприятий, направленных на удовлетворение духовных потребностей и развитие культуры населения, в соответствии с утвержденными сметами расходов.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии факта нецелевого использования бюджетных средств в размере 768 700 руб. при проведении вышеназванных культурных мероприятий.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 02.11.2010 N 230 в целях реализации мер, направленных на содействие устойчивому развитию коренных малочисленных народов в Республике Алтай утверждена Республиканская целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года". Указанная программа не содержит перечня конкретных мероприятий по развитию культуры коренных и малочисленных народов.
Судом первой инстанции установлено, что книга Т. Шинжина "Героические сказания "Алтын-Саадак" написана на основе сказаний, в том числе и сказителей из числа коренных малочисленных народов. На DVD-дисках "Праздники Республики Алтай" имеется запись Межрегионального праздника алтайского народа "Эл-Ойын", в котором принимают участие и представители коренных малочисленных народов Республики Алтай.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что данная книга и диски имеют отношение к культуре алтайского народа и коренных малочисленных народов, проживающих на территории Республики Алтай, является обоснованным. Соответственно издание указанной книги и перезапись видеоматериалов на DVD-диски (расходы в размере 217 100 руб.) правомерно отнесены учреждением к мероприятиям, направленным на развитие культуры коренных и малочисленных народов Республики Алтай.
Законом Республики Алтай от 01.10.2008 N 100-РЗ утверждена Республиканская целевая программа "Культура Республики Алтай (2008-2010 годы)". Одной из задач указанной программы является укрепление и модернизация материально-технической оснащенности учреждений культуры и искусства Республики Алтай.
Делая вывод об отсутствии нецелевого использования денежных средств в размере 11 500 руб., перечисленных Вдовину С.А. за оказанные услуги по настройке программного обеспечения на компьютерах и консультационной помощи по ведению бухгалтерского учета в учреждении, суд первой инстанции указал на непредставление КСП РА доказательств того, что данные услуги не связаны с выполнением задач вышеназванной целевой программы.
Суд согласился с доводом КСП РА о том, что при расчетах с физическими лицами в размере 210 800 руб. по неподписанным руководителем учреждения договорам на оказание услуг при проведении Межрегионального праздника алтайского народа "Эл-Ойэн" и Международного курултая сказителей в 2010 году (таблица N 3 к отчету КСП от 31.05.2012) учреждением нарушены требования пункта 1 статьи 6, пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центробанка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40.
Однако, как правильно отметил суд первой инстанции, нарушение правил бухгалтерского учета в бюджетном учреждении само по себе не образует нецелевое использование бюджетных средств, с учетом того, что денежные средства были направлены на те же цели, на которые и выделялись в пределах выделенных лимитов.
Поскольку все вышеназванные выплаты денежных средств произведены в пределах средств, выделенных на соответствующие цели, отклонений между финансированием и фактическими расходами не установлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии факта нецелевого использования учреждением бюджетных средств в размере 1 208 100 руб.
В статье 34 БК РФ заложен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценив довод КСП РА о неэффективном использовании учреждением денежных средств в размере 79 000 руб. на оплату услуг, оказанных сторонними физическими лицами по гражданско-правовым договорам, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", исходя из самостоятельного определения участником бюджетного процесса необходимости, целесообразности и экономической обоснованности расходной операции, указал на отсутствие в деле доказательств того, что наилучший результат деятельности мог быть достигнут учреждением с использованием наименьшего объема средств, либо без использования указанных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование, поскольку оспариваемое представление не соответствует требованиям бюджетного законодательства и нарушает права и законные интересы учреждения.
Суд кассационной инстанции не принимает во внимание доводы КСП РА о неподведомственности данного спора арбитражному суду в силу отсутствия у представления признаков ненормативного правового акта. При этом суд отмечает, что указанный довод не был заявлен КСП РА при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В оспариваемом представлении КСП РА содержатся выводы о неправомерном использовании бюджетных средств учреждением, о нарушении бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие руководителя учреждения принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.
Исходя из анализа юридического содержания оспариваемого документа, являющегося в рассматриваемом случае окончательным актом, принятым по результатам проведенной контрольным органом проверки в качестве меры принуждения, судом первой инстанции установлено, что представление КСП РА от 18.07.2012 N 02-22/071 обладает признаками ненормативного правового акта и может быть обжаловано в порядке статьи 198 АПК РФ.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда первой инстанции об отсутствии фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.12.2012 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1529/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 34 БК РФ заложен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценив довод КСП РА о неэффективном использовании учреждением денежных средств в размере 79 000 руб. на оплату услуг, оказанных сторонними физическими лицами по гражданско-правовым договорам, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", исходя из самостоятельного определения участником бюджетного процесса необходимости, целесообразности и экономической обоснованности расходной операции, указал на отсутствие в деле доказательств того, что наилучший результат деятельности мог быть достигнут учреждением с использованием наименьшего объема средств, либо без использования указанных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2013 г. N Ф04-2164/13 по делу N А02-1529/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2164/13
08.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2164/13
25.03.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1491/13
20.02.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1491/13
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1529/12