Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2013 г. N Ф04-2442/13 по делу N А67-3785/2012

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Отменяя решение суда в данной части и удовлетворяя заявленные требования, апелляционная инстанция, проанализировав положения пункта 2 статьи 11, пунктов 1, 3 статьи 24, статей 45, 78, пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, исходила из того, что:

-выбор налоговым органом того или иного способа зачета излишне уплаченного налога зависит от наличия или отсутствия недоимки по налогам; при наличии недоимки налоговый орган самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога;

-наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога;

-закрепляющий это полномочие пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлен на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера.

С учетом изложенного апелляционный суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан был самостоятельно направить сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки в размере 1 084 руб.

Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что принятое налоговым органом в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не может включать в себя положения, направленные на осуществление фактического взыскания доначисленной недоимки; указание в решении Инспекции на предложение уплатить недоимку по налогу без учета имеющейся на момент вынесения этого решения переплаты по этому или иным налогам не является нарушением прав налогоплательщика и не может служить основанием для признания решения налогового органа недействительным; названные переплаты подлежат учету налоговым органом на момент принудительного исполнения решения путем вынесения налоговым органом решения о зачете.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 N 4050/12 и не была учтена апелляционным судом при принятии судебного акта.

Поскольку решение налогового органа о проведении зачета для погашения недоимки принимается не позднее 2-х месяцев по истечении срока, указанного в требовании (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации), то оснований для признания оспариваемого требования недействительным также не было."