г. Тюмень |
|
9 августа 2013 г. |
Дело N А46-11602/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агата-98" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2012 (судья Чернышёв В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-11602/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское" (644018, г. Омск, ул. 5-я Кордная, 65В, ИНН 5506012546, ОГРН 1025501257682) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (644043, Омская обл., г. Омск, ул. Красногвардейская, 42, ИНН 5503101004, ОГРН 1065503057443) о признании недействительным распоряжения N 4372-р от 26.12.2008 "О предварительном согласовании места размещения складов строительных материалов по ул. 5-я Кордная в Октябрьском административном округе города Омска".
Другие лица, участвующие в деле: Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска, общество с ограниченной ответственностью "Атлантрыбторг", общество с ограниченной ответственностью "Экспо-Трейд", закрытое акционерное общество "Фирма "СМУ-1", закрытое акционерное общество "Агата-98".
В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское" Фролова Н.В. по доверенности от 25.10.2012; закрытого акционерного общества "Агата-98" Буделева А.А. по доверенности от 25.01.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Октябрьское" (далее - ООО "Октябрьское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области, Главное управление) о признании недействительным распоряжения N 4372-р от 26.12.2008 "О предварительном согласовании места размещения складов строительных материалов по ул. 5-я Кордная в Октябрьском административном округе города Омска" (далее - распоряжение N 4372-р).
Заявленные требования со ссылкой на статьи 12, 13, 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы тем, что распоряжение N 4372-р не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Октябрьское" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определением Арбитражного суда Омской области от 12.10.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - Департамент), общество с ограниченной ответственностью "Атлантрыбторг" (далее - ООО "Атлантрыбторг"), общество с ограниченной ответственностью "Экспо-Трейд" (далее - ООО "Экспо-Трейд"), закрытое акционерное общество "Фирма "СМУ - 1" (далее - ЗАО "Фирма "СМУ - 1"), закрытое акционерное общество "Агата - 98" (далее - ЗАО "Агата - 98").
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.12.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012, в удовлетворении требований ООО "Октябрьское" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.08.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции указал, что "при новом рассмотрении с учетом подлежащих применению норм права следует рассмотреть вопрос о наличии нарушений прав заявителя в настоящее время, установив статус спорного проезда, его принадлежность, факт пользования им неограниченным кругом лиц, имелись ли у заявителя законные права на его использование. В связи с рассмотрением вопроса о статусе проезда выяснить также вопрос об отнесении части участка, занятой проездом, к землям общего пользования. По результатам рассмотрения данных вопросов установить законность оспариваемого ненормативного акта".
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013, требования Общества удовлетворены. Распоряжение N 4372-р признано недействительным, как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
ЗАО "Агата - 98" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение.
По его мнению, судебными инстанциями неполно выяснены обстоятельства дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
Заявитель полагает, что, оставляя судебный акт суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Агата-98" без удовлетворения, суд апелляционной инстанции неправильно отразил обстоятельства дела и имеющиеся доказательства; на основании указанных судом свидетельских показаний тот факт, что спорный проезд использует неограниченное число лиц, не может считаться установленным, данный факт не соответствует обстоятельствам дела.
ЗАО "Агата - 98" считает, что при рассмотрении дела не был установлен факт наличия у заявителя законных прав на использование спорного проезда.
Ссылаясь на пункт 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель указывает, что ООО "Октябрьское" не представлено доказательств его несогласия с утвержденным Генеральным планом города Омска; не представлено доказательств, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:3252 был предоставлен ООО "Фирма "СМУ-1" с нарушением требований статьи 36 ЗК РФ об учете красных линий.
ЗАО "Агата - 98" отмечает, что имеющееся в материалах дела письмо Мэра города Омска от 29.11.2011 N 02-07/6023 содержит графический фрагмент проекта планировки территории, на котором нанесены как существующие, так и проектируемые проезды и дороги и из которого очевидно, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120305:3252, находящемся в аренде у ЗАО "Агата-98", отсутствует какой-либо проезд или дорога.
Заявитель полагает, что представленный ООО "Октябрьское" генеральный план подъездной дороги к базе снабжения Октябрьского треста столовых в городе Омске не может служить доказательством наличия дороги, поскольку является лишь проектом, отсутствуют сведения о его реализации, а также топографическая привязка к местности (существующим и образуемым земельным участкам).
ЗАО "Агата - 98" считает, что, самовольно организовав проезд через земельный участок, ООО "Октябрьское" ограничивает собственника в его правомочиях, установленных гражданским законодательством; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Октябрьское" предпринимало действия, направленные на предоставление ему спорного проезда и/или на установление сервитута.
Заявитель отмечает, что из ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска N 09/12400 от 25.10.2012 усматривается, что ООО "Октябрьское" обращалось за разрешением на строительство склада на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120305:3116, предусмотрев проезд по земельному участку с кадастровым номером 55:36:120305:3252, однако, ввиду отсутствия у последнего правоустанавливающих документов на земельный участок для проезда к предполагаемому строительством зданию склада, ему было отказано в выдаче разрешения на строительство. Данный отказ не был обжалован ООО "Октябрьское" в суд и ни каким образом не нарушает прав ООО "Октябрьское" на распоряжение принадлежащими ему правами на земельный участок. Выдача разрешения в соответствии с представленной проектной документацией привела бы к нарушению прав пользователя земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3252.
По мнению ЗАО "Агата - 98", представленные в материалы дела в виде доказательств ответы ГУ МЧС России по Омской области не могут являться допустимыми, поскольку сделаны на основании представленных ООО "Октябрьское" документов без выезда на место и без оценки правомерности использования проезда.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Октябрьское", ООО "Атлантрыбторг" и ООО "Экспо-Трейд" указали, что считают кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просят оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ЗАО "Агата - 98" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Октябрьское" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ООО "Октябрьское" на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель населенных пунктов площадью 21 859 кв. м, местоположение которого установлено относительно 2-этажного панельного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 5-я Кордная, дом 65 В, с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3116 для производственных нужд (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 952637, выдано 03.06.2009).
На данном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности:
- 2-этажное нежилое здание - склад-холодильник общей площадью 1 916,9 кв. м литера А, инвентарный номер 360693, адрес: город Омск, улица 5-я Кордная, дом 65 В (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 877575 выдано 07.04.2009);
- 1-этажное нежилое помещение - вспомогательный склад площадью 887,7 кв. м, инвентарный номер 6666729 литеры Д, Д1, адрес: город Омск, улица 5-я Кордная, дом 65 В (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 954005 выдано 19.05.2009).
ЗАО "Фирма "СМУ-1" 07.06.2007 обратилось в ГУЗР Омской области с заявлением N 04-02/1117 о выборе земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта.
К заявлению была приложена Выписка из протокола N 22 заседания комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 27.06.2006, где было осуществлено согласование предварительного выбора участка под строительство складов стройматериалов по улице 5-я Кордная в Октябрьском административном округе г. Омска. Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Омской области 19.12.2006 были определены мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Департаментом городского хозяйства администрации города Омска 28.12.2006 были выданы Технические уточнения N 960 на строительство складов стройматериалов по улице 5-я Кордная в Октябрьском административном округе г. Омска сроком действия два года.
Информирование населения о намечаемом строительстве складов строительных материалов проведено путем публикации в периодическом издании - газета "Коммерческие вести" от 20.02.2008 N 7.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 26.08.2008 ЗАО "Фирма "СМУ-1" выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 55.01.04.000.Т.001580.08.08 о соответствии проектной документации на выбор земельного участка под строительство складов стройматериалов в Октябрьском административном округе г. Омска, улица 5-я Кордная государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п, Главное управление по земельным ресурсам Омской области направило в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска письмо от 26.06.2007 N 0402/7602 об обеспечении выбора земельного участка для строительства складов строительных материалов по ул. 5-я Кордная, 65 Б в Октябрьском административном округе города Омска.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска N 1025-р от 22.09.2008 "Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка для строительства складов строительных материалов по улице 5-я Кордная в Октябрьском административном округе г. Омска" утвержден прилагаемый проект границ по образованию земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов площадью 12 625 кв. м, для строительства складов строительных материалов, местоположение которого установлено в 66 м северо-западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: улица 5-я Кордная, дом 65 В, в Октябрьском административном округе г. Омска.
Акт о выборе земельного участка для строительства объекта направлен Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска в ГУЗР Омской области на утверждение с сопроводительным письмом N 09/20684 (вход. от 05.12.2008).
После получения от Департамента оформленного в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акта о выборе земельного участка для строительства, согласованного с органами государственного надзора, с приложением утвержденного проекта границ земельного участка, в том числе необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, ГУЗР Омской области приняло распоряжение N 4372-р; ЗАО "Фирма "СМУ-1" предложено установить границы земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет.
Исполняющим обязанности начальника ГУЗР Омской области 21.07.2009 было вынесено распоряжение N 2895-р "О предоставлении закрытому акционерному обществу "Фирма "СМУ-1" в аренду земельного участка для строительства складов строительных материалов" (далее - распоряжение N 2895-р), которым на основании заявления ЗАО "Фирма "СМУ-1" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3252 площадью 12 625 кв. м, местоположение которого установлено в 66 м северо-западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица 5-я Кордная, дом 65 В, для строительства складов строительных материалов.
На основании распоряжения N 2895-р заинтересованным лицом был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске N ДГУ-О-33-1529 от 27.07.2009. Указанный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области 02.09.2009 за номером 55-55-01/168/2009-437.
Согласно пункту 2 соглашения к договору аренды земельного участка N ДГУ-О-33-1529, зарегистрированного 02.09.2009, о передаче прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенайме) все права и обязанности арендатора по данному договору с 01.12.2010 перешли к ЗАО "Агата-98".
Поскольку распоряжение N 4372-р явилось основанием для последующего принятия ГУЗР Омской области распоряжения N 2895-р о предоставлении ЗАО "Фирма "СМУ-1" в аренду земельного участка, который, в свою очередь, послужил основанием для оформления ЗАО "Фирма "СМУ-1" и ЗАО "Агата-98" права аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3252, полагая, что распоряжение N 4372-р не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Октябрьское" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности, пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение N 4372-р противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", поскольку судами было установлено, что предоставленный в аренду ЗАО "Фирма "СМУ-1" земельный участок накладывается на единственный существующий обустроенный проезд, ведущий от ближайшей автомобильной магистрали к земельному участку ООО "Октябрьское" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого деяния закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на нее какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов; с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
По пункту 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На основании пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска" утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства (далее - Порядок), включающий в себя раздел 2, определяющий порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 8 данного Порядка специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию города Омска, получает оформленный акт о выборе земельного участка для строительства, осуществляет содействие в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.
Согласно пункту 9 Порядка специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного акта о выборе земельного участка для строительства.
К функциям Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в сфере земельных отношений относятся, в том числе: обеспечение выбора земельных участков в целях предоставления их для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов; обеспечение проведения работ по формированию земельных участков на территории города Омска в целях предоставления их для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, без предварительного согласования мест размещения объектов; обеспечение разработки и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории, проектов границ в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства (пункт 18 - 1 Приложения N 1 к Постановлению Мэра города Омска от 10.08.2005 N 396-п "О Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска").
Исходя из анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, следует, что соблюдение процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с требованиями статей 30, 31 ЗК РФ не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, если имеются условия незаконности самого ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ от 22.07.2008) для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно статье 17 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации должны быть обоснованы меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного составов подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.
По части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что материалами дела (заключение специалиста правового центра судебной экспертизы N 76-08/2011 от 08.08.2011, протокол осмотра доказательств 55 АА 0633535 с приложением публичной кадастровой карты и фотоснимки с изображением соответствующей местности, письма Главного управления МЧС России по Омской области от 14.07.2011 N 7647-10-4-9; от 14.02.2012 N 1654-1-13, пояснения свидетелей) подтвержден тот факт, что предоставленный в аренду ЗАО "Фирма "СМУ-1" земельный участок накладывается на единственный существующий обустроенный проезд, ведущий от ближайшей автомобильной магистрали к земельному участку ООО "Октябрьское", и используется неограниченным кругом лиц; учитывая позицию Главного управления МЧС России по Омской области (письмо от 14.07.2011 N 7647-10-4-9), согласно которой "при перекрытии существующего проезда к производственным зданиям ООО "Октябрьское", проходящего по территории смежного земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3252, адрес (местоположение) в 66 метрах северо-западнее относительно здания по ул. 5-я Кордная, 65 "в", путем устройства ограждения, забора, установки шлагбаума или других предметов, конструкций, зданий или сооружений, препятствующих свободному проезду пожарной техники, ЗАО "Фирма "СМУ-1" нарушит требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям", арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что распоряжение N 4372-р Главного управление по земельным ресурсам Омской области не соответствует требованиям пункта 1 статьи 90 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008, нарушает права и законные интересы ООО "Октябрьское" и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А46-11602/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агата-98" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что материалами дела (заключение специалиста правового центра судебной экспертизы N 76-08/2011 от 08.08.2011, протокол осмотра доказательств 55 АА 0633535 с приложением публичной кадастровой карты и фотоснимки с изображением соответствующей местности, письма Главного управления МЧС России по Омской области от 14.07.2011 N 7647-10-4-9; от 14.02.2012 N 1654-1-13, пояснения свидетелей) подтвержден тот факт, что предоставленный в аренду ЗАО "Фирма "СМУ-1" земельный участок накладывается на единственный существующий обустроенный проезд, ведущий от ближайшей автомобильной магистрали к земельному участку ООО "Октябрьское", и используется неограниченным кругом лиц; учитывая позицию Главного управления МЧС России по Омской области (письмо от 14.07.2011 N 7647-10-4-9), согласно которой "при перекрытии существующего проезда к производственным зданиям ООО "Октябрьское", проходящего по территории смежного земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3252, адрес (местоположение) в 66 метрах северо-западнее относительно здания по ул. 5-я Кордная, 65 "в", путем устройства ограждения, забора, установки шлагбаума или других предметов, конструкций, зданий или сооружений, препятствующих свободному проезду пожарной техники, ЗАО "Фирма "СМУ-1" нарушит требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям", арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что распоряжение N 4372-р Главного управление по земельным ресурсам Омской области не соответствует требованиям пункта 1 статьи 90 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008, нарушает права и законные интересы ООО "Октябрьское" и правомерно удовлетворил заявленные требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2013 г. N Ф04-3494/12 по делу N А46-11602/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3494/12
03.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1004/13
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11602/11
10.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3494/12
20.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1417/12
11.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1417/12
13.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1417/12
02.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1174/12
28.12.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11602/11