г. Тюмень |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А46-14353/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 июля 2017 г. N 304-ЭС17-1624 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2016 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-14353/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (644031, г. Омск, ул. 18 Линия, 86, ИНН 5506227870, ОГРН 1135543045615)
к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Краснофлотская, 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
о признании недействительным отказа в установлении сервитута на земельный участок, об обязании направить подписанные экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута.
Другие лица, участвующие в деле:
Департамент городского хозяйства администрации города Омска
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - общество, ООО "Прогресс") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений):
- о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 02.10.2015 Исх.-ДИО/18611, в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175, площадью 2 761 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки;
- обязании Департамента имущественных отношений в 30-ти дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить обществу подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6175, площадью 2 761 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки.
Определением арбитражного суда от 15.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства администрации города Омска (далее - третье лицо, Департамент городского хозяйства).
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.06.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016, заявленные ООО "Прогресс" требования удовлетворены в полном объеме.
В поданной кассационной жалобе Департамент имущественных отношений, указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По утверждению Департамента имущественных отношений, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих право общества требовать установление частного сервитута в отношении испрашиваемого земельного участка.
В представленном отзыве общество отклонило доводы кассационной жалобы, просило принятые по делу судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет.
Правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела проверены судом кассационной инстанции в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
По материалам дела судами установлено, что 24.03.2014 ООО "Прогресс" обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков площадью 1 457 кв. м и 3 429 кв. м, расположенных по адресам:
г. Омск, ул. Фрунзе, д. 40, под размещение коммерческих парковок.
Департамент имущественных отношений письмом от 16.04.2014 N Исх-ДИО/5763 сообщил обществу о том, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, по результатам рассмотрения обращений 08.04.2014 принято решение о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с наличием на земельных участках инженерных коммуникаций, расположением испрашиваемых земельных участков в границах "красных" линий магистрали общегородского районного значения регулируемого движения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.07.2014 по делу N А46-7082/2014 указанное решение об отказе в предоставлении земельных участков было признано незаконным, на Департамент имущественных отношений возложена обязанность утвердить и выдать ООО "Прогресс" схемы расположения земельных участков площадью 1 457 кв. м и 3 429 кв. м, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Фрунзе, д. 40, под размещение коммерческих парковок на кадастровом плане территории согласно заявлениям общества от 24.03.2014.
Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области распоряжением Департамента имущественных отношений от 30.09.2014 N 5003-р утверждена схема расположения испрашиваемых обществом земельных участков на кадастровом плане территории, в границах кадастровых кварталов: 55:36:040116, 55:36:040102, относящихся к категории земель населенных пунктов, с установлением вида разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки.
В государственный кадастр недвижимости 06.11.2014 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:040116:2998, площадью 1 997 кв. м и земельном участке с кадастровым номером 55:36:040102:6175, площадью 2 761 кв. м.
ООО "Прогресс" обратилось 12.11.2014 в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении указанных земельных участков в аренду под размещение коммерческой парковки.
Департамент имущественных отношений проинформировал общество о принятом 30.01.2015 городской комиссией по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г. Омска или в государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, решении о невозможности предоставления земельных участков в связи с размещением земельных участков в зоне городского наземного транспорта ИТ-2 в границах полосы отвода автомобильной дороги, предложив обратиться в Департамент городского хозяйства для решения вопроса о размещении коммерческой парковки в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2015 по делу N А46-1385/2015 было отказано в удовлетворении требований ООО "Прогресс" о признании незаконным решения от 30.01.2015 N Исх-ДИО/1412 об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:040116:2998, 55:36:040102:6174, 55:36:040102:6175.
ООО "Прогресс" 11.09.2015 направило заявления о создании коммерческой парковки и заключении соглашения об установлении частного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6175 (от 11.09.2015 N 8796) в адрес мэра города Омска, в адрес первого заместителя мэра города Омска, директора Департамента городского хозяйства (от 11.09.2015 N 8796).
Для рассмотрения и принятия решения заявления были переданы в Департамент имущественных отношений, который письмом от 02.10.2015 Исх.-ДИО/18611 известил общество об отказе в установлении сервитута на основании пункта 2 статьи 39.26 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования: земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки и не являются автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
Считая указанный отказ Департамента имущественных отношений несоответствующим нормам действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лежит на заявителе.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и приведенные сторонами доводы в соответствии с правилами статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, руководствуясь статьей 274 Гражданского кодекса РФ, частью 10 статьи 23, статьями 39.25, 39.26 Земельного кодекса РФ, статьями 3, 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности и законности требований общества, признав отсутствие правовых оснований для отказа в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175, площадью 2 761 кв. м под размещение коммерческой парковки.
Суд кассационной инстанции считает возможным согласиться с выводами судов, основанными на правильном применении норм действующего законодательства и соответствующими обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Частью 10 статьи 23 Земельного кодекса РФ определено, что порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 257-ФЗ).
Исходя из положений пунктов 4, 4.1, 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ, допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций; строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций; прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.
Правовым основанием такого использования является частный и публичный сервитуты.
Положения пункта 4.1 статьи 25 Закона N 257-ФЗ определяют, что в отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.26 Земельного кодекса РФ, в которой указано на право заинтересованного лица представить в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и обязанность уполномоченного органа в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, выполнить одно из следующих действий: направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах; направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории; направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса; принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
Основаниями для отказа в установлении сервитута на земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, согласно части 4 статьи 39.26 Земельного кодекса РФ являются:
1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;
2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;
3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Решением Омского городского Совета от 18.02.2015 N 310 в Положение о Департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденное решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, внесены изменения, в соответствии с которыми Департаменту предоставлены полномочия на принятие решений об установлении частных и публичных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города, сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска.
В качестве оснований для отказа в установлении частного сервитута в отношении испрашиваемого земельного участка Департамент имущественных отношений сослался на пункт 2 части 4 статьи 39.26 Земельного кодекса РФ, указав, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175 не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175 в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ-2.
Согласно пункту 2 статьи 49 Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, зона городского наземного транспорта ИТ-2 включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Зона городского транспорта представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения).
Таким образом, материалами дела подтверждается расположение спорного земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги, что Департаментом имущественных отношений не опровергнуто документально.
В соответствии со статьей 3 Закона N 257-ФЗ к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
В силу приведенных норм законодательства судебные инстанции правомерно признали оспариваемый отказ Департамента имущественных отношений в установлении частного сервитута недействительным, нарушающим права и законные интересы ООО "Прогресс" в сфере предпринимательской деятельности.
Установив совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Суд кассационной инстанции не имеет правовых оснований для иной оценки выводов судов, сделанных на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, приведенных сторонами доводов и возражений в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
По существу доводы кассационной жалобы не опровергают правомерность выводов судебных инстанций, не подтверждают несоответствие выводов обстоятельствам по делу, а сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой доказательств и установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм закона, что не может свидетельствовать о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлено допущенных судебными инстанциями при рассмотрении дела нарушений, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 по делу N А46-14353/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основаниями для отказа в установлении сервитута на земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, согласно части 4 статьи 39.26 Земельного кодекса РФ являются:
...
В качестве оснований для отказа в установлении частного сервитута в отношении испрашиваемого земельного участка Департамент имущественных отношений сослался на пункт 2 части 4 статьи 39.26 Земельного кодекса РФ, указав, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175 не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
...
В соответствии со статьей 3 Закона N 257-ФЗ к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2016 г. N Ф04-5434/16 по делу N А46-14353/2015
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2017 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-14353/15
15.12.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5434/16
24.08.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8208/16
14.06.2016 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-14353/15