Порядок
определения стоимости оказания маркетинговых, консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг
(2-я редакция)
МРР-3.2.12.02-00
(утв. и введен в действие приказом Москомархитектуры от 27 ноября 2000 г. N 139)
Введен в действие с 1 декабря 2000 г.
Введение
В настоящее время, в силу сложившихся объективных причин заметно увеличился объем внебюджетных инвестиций в строительную и производственную сферу. В результате, в условиях рыночной экономики в роли инвесторов могут выступать:
- государственные (городские) организации;
- частные юридические и физические лица.
Среди частных инвесторов (физических и юридических) наиболее мобильной и достаточно большой группой являются мелкие и средние инвесторы. В отличие от крупных организаций частные инвесторы, как правило, не имеют необходимой специализированной профессиональной службы, достаточно компетентной и имеющей опыт деятельности в сфере приложения инвестиций. Управление инвестициями также является специфическим видом деятельности, требующим соответствующего квалифицированного подхода, особенно - при консолидации инвестиционных средств различных источников. Реализация проектов имеет в настоящее еще одну особенность - разноплановость задач, требующих решения в ходе реализации проекта.
В сложившейся ситуации все большее количество инвесторов применяют прогрессивную практику привлечения для выполнения функций заказчика и оказания различных видов услуг специалистов проектных и других специализированных организаций на условиях, гарантирующих высококвалифицированную помощь.
Привлечение специализированных инжиниринговых, консалтинговых и иных фирм обусловлено также высокой степенью влияния предпроектных, проектных и организационных мероприятий на реализацию проекта.
Рынок рассматриваемых услуг находится в настоящее время в стадии развития. Одновременно с этим формируется система взаимоотношений субъектов на этом рынке. В сложившихся условиях определение стоимости предоставляемых услуг осуществляется либо с применением методик, используемых для других условий (научно-исследовательские работы, проектирование и проч.), либо произвольным образом, что далеко не всегда соответствует реально обоснованной стоимости и не обеспечивает нормализацию взаимоотношений заказчиков и исполнителей.
Данная работа призвана упорядочить порядок взаимоотношений инвесторов с организациями (фирмами), специализирующимися на оказании маркетинговых, инжиниринговых, консалтинговых и других видов услуг с целью обеспечения методических обоснований финансовых отношений между ними.
При корректировке "Порядка" учтен опыт его использования с детализацией по характеру слуг# - долгосрочные, комплексные (исполнение функций заказчика-застройщика) или разовые, единовременные (консультации, маркетинговые исследования, подготовка документов и пр.), их трудоемкости и функциональной зависимости от стоимости строительства, степени их влияния на конечный результат, необходимому профессиональному уровню исполнителей и технической оснащенности, требуемой для выполнения услуг и пр.
При разработке документа использована информация из следующих источников:
1. "Сборники нормативно-правовых документов Мэрии и Правительства Москвы при формировании рыночной системы хозяйствования в сфере инвестиционной деятельности", выпуски 1, 2, 3, Москва, 1994 г.
2. "Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве", утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 11.04.00, N 378-РМ.
3. "Порядок определения стоимости разработки исходно-разрешительной документации для проектирования", МРР-3.2.16-96.
4. "Порядок определения стоимости работ, связанных с согласованием предпроектной и проектной документации для строительства в Москве и ЛПЗП", МРР-3.2.09-96.
5. Глушков Н.Т. - Справочник по ценообразованию, Москва, 1985 г.
6. Пашнев В.Д. - Экономика и бизнес, Москва, 1992 г.
7. Фишер С. - Экономика, Москва, 1993 г.
8. Щелков B.C., Белоусова Л.М. и др. - Инвестиционное проектирование, Москва, 1995 г.
9. Другие.
1. Общие положения
1.1. "Порядок определения стоимости инжиниринговых, консалтинговых услуг, услуг менеджмента и других услуг" является составной частью комплексной системы экономических норм и нормативов в проектно-строительном комплексе Москвы и способствует совершенствованию инвестиционного процесса в этой области.
1.2. Механизм формирования цен на оказание услуг базируется на нормативно-параметрическом методе с учетом условий спроса и предложения на рынке инвестиций.
1.3. Критерий оценки стоимости услуг учитывает общественно необходимые затраты на их подготовку, согласование, утверждение и передачу заказчику (инвестору).
1.4. Состав, объем и стоимость работ (услуг) определяется в зависимости от требований, изложенных в задании инвестора.
1.5. В зависимости от вида, состава и сложности работ (услуг) их стоимость определяется:
1.6. по соответствующим нормативам;
1.7. по трудозатратам;
1.8. по нормативам и трудозатратам.
1.9. Стоимость оказания услуг уточняется системой корректирующих коэффициентов, которые учитывают различные факторы, присущие конкретной работе.
1.10. Сформированная на основе использования современных методических подходов стоимость оказания услуг определяется в базовых ценах 1998 года.
1.11. Приведение базовой стоимости (в ценах 1998 года) к стоимости в текущих ценах осуществляется с помощью коэффициентов инфляции, утверждаемых региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при правительстве Москвы.
1.12. Базовая стоимость оказания услуг, рассчитываемая в соответствии с настоящим "Порядком", с учетом дополнительных работ и услуг, оказываемых заказчику, является исходной для определения контрактной или договорной цены.
1.13. В базовой стоимости работ (услуг) учтены расходы на оплату труда всех участников их выполнения, на содержание административно-управленческого персонала, на отчисления на государственное социальное страхование и иные обязательные отчисления, на использование аппаратно-технических средств, на амортизационные отчисления, арендная плата, иные материальные затраты в соответствии с действующим законодательством, а также прибыль.
1.14. В стоимость работ (услуг), определяемой в соответствии с настоящим "Порядком" не входят и подлежат компенсации заказчиком сопутствующие расходы, в том числе:
1.15. командировочные и транспортные;
1.16. затраты на международные и междугородные телефонные переговоры, почтово-телеграфные отправления;
1.17. оплата счетов согласующих организаций по работам, выполняемым по поручению заказчика;
1.18. начисления, установленные правительством Москвы;
1.19. налоги.
Стоимость сопутствующих расходов определяется по трудозатратам, нормативам и тарифам или по соглашению сторон и оплачивается заказчиком по предъявлению счетов.
1.1. "Порядок" может применяться предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими инвестиционную, проектно-строительную, консультационную и иную деятельность в Москве и ЛПЗП.
1.2. Обозначения и понятия основных видов работ (услуг) представлены в приложении 1.
2. Основные принципы
Настоящий "Порядок" базируется на следующих принципах:
- учет всех расходов при оказании услуг (оплата труда, содержание административно-управленческого персонала, арендная плата, амортизационные отчисления, иные виды расходов);
- установление функциональной зависимости между нормативами трудоемкости и нормативами стоимости оказания инжиниринговых, консалтинговых услуг и услуг менеджмента с учетом объема и сложности рассматриваемых вопросов;
- учет творческого характера труда, применения НОУ-ХАУ;
- избирательное применение нормативного коэффициента рентабельности и себестоимости выполнения услуг;
- обеспечение единства формирования нормативной базы по стоимости оказываемых услуг;
- системный и комплексный подход к формированию нормативов стоимости услуг на основе использования экономико-математических методов, статистической обработки данных ориентированной на применение современной вычислительной техники;
- распределение общей стоимости услуг по составляющим их видам на различных этапах инвестиционного процесса;
- определение значений нормативов стоимости оказываемых услуг в базовых ценах 1998 года;
- обеспечение баланса интересов инвестора и исполнителя оказываемых услуг;
- обеспечение доступности и наглядности методик расчета и представление материала в виде таблиц, графиков, номограмм и т.п.;
- учет особенностей системы ценообразования в зависимости от вида и сложности услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам (консалтинговые, маркетинговые, менеджмент или инжиниринговые).
3. Классификация и номенклатура услуг
3.1. Основные виды услуг подразделяются на следующие группы:
- Маркетинговые;
- Консалтинговые;
- Инжиниринговые;
- Услуги менеджмента.
3.2. Каждая группа услуг включает несколько разновидностей, отличающихся по содержанию, назначению и объему работ по их исполнению:
- простые, не требующие построения модели, сбора информации и проведения иных изысканий;
- услуги, оказываемые на существующей базе данных со сбором дополнительной информации;
- малоизученные проблемы, требующие дополнительных научных исследований;
- неизвестные проблемы, решение которых связано с полномасштабными научными исследованиями.
3.3. Услуги можно разделить также на две категории:
- единовременные (разовые);
- долгосрочные (обычно - комплексные, предоставляемые в течение длительного времени).
К единовременным услугам относятся:
- составление писем, заявок, протоколов, проектов решений;
- сбор исходных данных;
- подготовка и оформление договорных отношений;
- консультации;
- согласование документации;
- разовые маркетинговые исследования;
- проведение экспертиз;
- разработка ТЭО и бизнес-планов;
- и другие.
3.4. К долгосрочным (комплексным) услугам следует отнести большую часть услуг по менеджменту и выполнению функций заказчика, в том числе:
- исследовательские работы;
- сопровождение процессов по разработке и созданию продукции, продвижение ее на рынке, организация сбыта и т.п.;
- организация производства, планирование и реализация намеченных программ и т.п.
3.5. В свою очередь все виды услуг подразделяются по категориям сложности, определяющих объем и интеллектуальный (профессиональный) уровень затрат на их исполнение.
3.6. В приложении 4, 5, 6, 7 представлена система классификации услуг (классификатор) в табличных формах.
4. Методы определения стоимости услуг
4.1. Методы определения стоимости услуг находятся в непосредственной зависимости от их содержания, наличия требуемой информации, необходимости дополнительных научных исследований, а также прослеживаемой корреляционной зависимости от стоимости строительства или других базовых ценовых показателей.
Стоимость услуг формируется на основе сложности поставленной задачи, трудозатрат и уровня квалификации специалистов, выполняющих требуемую работу.
4.2. В основе стоимости оказания услуг лежат общественно-необходимые нормируемые трудозатраты, определяемые по формуле:
С * = В х Ч х Т х К (кв) х К (4.1)
у ср п п уч(кв) и
где С * - стоимость услуг (без учета сложности и объемности) в
у текущих ценах;
В - средняя выработка в организации, оказывающей услуги в
ср уровне цен 1998 года;
Ч - плановая численность специалистов, выполняющих работы;
п
Т - плановая продолжительность работ по оказанию услуги;
п
К - коэффициент участия с учетом уровня квалификации
уч(кв) специалистов, принимающих участие в работе;
К - коэффициент инфляции, утверждаемый региональной
и межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике
при правительстве Москвы.
В свою очередь, средняя выработка определяется по формуле:
ЗПср(1 + Р)
ср
В = ------------- (4.1.1)
ср К
з
где:
ЗП - средняя зарплата в организации, оказывающей услуги при уровне цен
ср 1998 года;
Р - уровень рентабельности, достигнутый в организации, оказывающей
услуги при уровне цен 1998 года;
К - коэффициент, учитывающий долю зарплаты в себестоимости
з оказываемых услуг (находится в пределах 0,3 - 0,7);
В свою очередь, коэффициент участия специалистов может быть определен по формуле:
Т
n фi
Сумма ------ х Ч х И
i=1 Т i i
п
K = ----------------------- (4.1.2)
уч(кв) Ч
п
где
Т - фактическое время исполнителя в оказании услуги;
фi
Ч - численность группы исполнителей, одинаковой квалификации,
i принимающих одинаковое участие в оказании услуги.
И - индексы заработной платы исполнителя по отношению к средней
i заработной плате (см. Приложение 2);
4.3. Стоимость оказания услуг, различных по категориям сложности и объему, определяется на основе формулы:
С = С* х К х K (4.2)
у у кi(n) ki(о)
где
С* - определяется по формуле (4.1);
у
K - коэффициент категории сложности проблемы (значения приведены
кi(n) ниже в таблице 4.1);
К - коэффициент категории по объему работ (значения приведены ниже
кi(о) в таблице 4.2).
Таблица 4.1.
Категория сложности | I | II | III |
Значение K_кi(n) | 0,8 - 1,2 | 1,0 - 2,0 | 1,8 - 4,0 |
Таблица 4.2.
Категория по объемности |
I | II | III | IV |
Значение К_кi(о) | 0,7 - 1,0 | 0,9 - 1,5 | 1,4 - 2,5 | 2,3 - 2,5 |
Устные консультации не относятся к категориям, обозначенным в таблице 4.2 и имеют коэффициент по объемности работ 0,7 - 2,0.
Классификатор категорий с обоснованием отнесения к той или иной категории по сложности и объемности работ с разделением по видам услуг приведен в приложении 4, 5, 6, 7.
4.4 Стоимость услуг, имеющих корреляционную зависимость от общей стоимости инвестиционного проекта (стоимость проектирования, строительства, выпуска продукции, продаж и проч.), может быть определена на основании норматива по формуле:
С = С х альфа х К (4.3)
у пр i и
где
С - общая стоимость инвестиционного проекта в ценах 1998 года;
пр
альфа - норматив стоимости услуг (работ).
i
Данный метод преимущественно используется при оказании долгосрочных комплексных услуг. При этом стоимость одной или нескольких услуг, составляющих комплексную услугу, определяется по формуле:
C = C х K (4.3.1)
yi = y cpi
где
K - усредненный коэффициент, учитывающий долевое участие одной
сpi или нескольких услуг, составляющих комплексную услугу.
Алгоритм и исходные нормативные данные для определения коэффициентов и значений комплексных услуг, их составляющих и распределение стоимости во времени (в процессе реализации проектов) приведены в приложении 8 и 9.
Далее возможно дробление на более мелкие элементы, составляющие тот или иной вид комплексной услуги.
Возможно также распределение услуги по составляющим с соответствующим распределением вознаграждения. В первую очередь это относится к таким долгосрочным и комплексным услугам, как управление проектом или менеджмент.
При определении значений нормативов стоимости услуг следует также использовать фактические данные организаций, выполняющих инжиниринговые, консалтинговые услуги, услуги менеджмента на профессиональной основе.
5. Формирование договорной цены
5.1 Договорная цена формируется на основе базовой цены, определяемой в соответствии с методикой, изложенной в 4-ой главе настоящего "Порядка", с учетом взаимных интересов партнеров, в т.ч. прогнозируемых результатов и качества оказываемых услуг, сокращения (увеличения) сроков их разработки по сравнению с нормативными, степени творческого и предпринимательского риска, а также других условий исследований.
5.2 В условиях формирования договорной цены включается дополнительная оплата за:
- сокращение продолжительности разработки документации;
- выполнение особых требований, оговоренных в договоре, в т.ч. условия использования "НОУ-ХАУ".
5.3 Договорная цена определяется по формуле:
С = С х К х К (5.1)
у(Д) у сс кач.
где С - договорная цена;
у(д)
К - коэффициент сокращения сроков выполнения работ;
сс
К - коэффициент качества, достигнутого при разработке документации.
кач
Коэффициент сокращения сроков выполнения работ определяется по таблице 1 в зависимости от величины отношения Т_п/Т_ф
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду таблица 3 настоящего порядка
Таблица 3
Т_п/Т_ф | 1,1 | 1,25 | 1,43 | 1,66 | 2,0 | 2,5 | 3,0 |
К_ср | 1,06 | 1,13 | 1,15 | 1,2 | 1,35 | 1,44 | 1,53 |
Значения коэффициента качества определяются экспертным путем по согласованию с заказчиком, но не превышают величины 1,2.
5.4 За нарушение установленных в договорах требований к составу, комплектности и качеству оказываемых услуг на заказчика и проектные организации налагаются санкции в соответствии с "Положением о договорах на выполнение проектно-сметной документации для объектов строительства в г.Москве и ЛПЗП".
5.5 С целью защиты заказчика и исполнителей от инфляционных потерь в условиях договора рекомендуется учитывать применение следующих видов договорных цен:
- договорная цена, неизменяемая в период действия договора - для технически несложных услуг, при непродолжительном сроке их исполнения;
- договорная цена, уточняемая в ходе оказания услуги (долгосрочные услуги).
5.6 В случае договорной цены на долгосрочные услуги при расчете за выполненные работы, этапа, части работ рекомендуется:
- одновременно производить перерасчет стоимости оказываемых услуг с учетом официальных индексов (коэффициентов) инфляции;
- заключение договора на выполнение работы поэтапно (в соответствии с "Порядком" в ценах 1998 года), с последующей корректировкой стоимости выполнения этапов работ с учетом уровня цен, сложившихся на текущий момент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок определения стоимости оказания маркетинговых, консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг (2-я редакция) МРР-3.2.12.02-00
Текст порядка приводится по изданию Комитета по архитектуре и градостроительству правительства Москвы, 2000 г.
1. "Порядок определения стоимости оказания маркетинговых и консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг" МРР-3.2.12.02-00 разработан специалистами ГУП "НИАЦ" Москомархитектуры (Дронова И.Л., Соболев В.К., Елисеев Д.В.), при участии Москомархитектуры (Гольдфайн Ю.В.), Департамента экономической политики и развития г.Москвы (Страшнов Г.Г.) и др.
2. "Порядок" предназначен для определения стоимости оказания маркетинговых и консалтинговых услуг, менеджмента и других услуг
3. Утвержден и введен в действие приказом Москомархитектуры от 27.11.00 N 139