Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тюмень |
|
25 октября 2016 г. |
Дело N А27-1105/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области на решение от 18.04.2016 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) и постановление от 06.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А27-1105/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, Кемеровская область, город Кемерово, бульвар Пионерский, 4 А, ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (650000, Кемеровская область, город Кемерово, улица Ноградская, 19 А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании недействительным предписания.
В заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - Вилюгина Е.В. по доверенности от 04.02.2016 N 65-2016/УК.
Суд установил:
открытое акционерное общество Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - управление) от 26.10.2015 N НВЗАТ-364/34.
Решением от 18.04.2016 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 06.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 18.04.2016 и постановление от 06.07.2016 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, предписание соответствует требованиям действующего законодательства (статьям 1.2, 4, 9, 11, 15, пункту 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), статьям 2, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не нарушает права и законные интересы общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя управления.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки, в том числе в сфере недропользования по исполнению лицензии КЕМ 13362 ТЭ, управлением установлено, что добыча угля на лицензионном участке недр "Ерунаковский IV" Ерунаковского каменноугольного месторождения обществом до 01.01.2015 года не велась (согласно представленному отчетному балансу запасов полезных ископаемых за 2014 год, форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр за 2014 год, N 2-лс за 2014 год отсутствует движение утвержденных балансовых запасов).
Подпунктами "г", "д", "е" пункта 4.1 лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 13362 ТЭ предусмотрена обязанность недропользователя обеспечить: начало промышленной добычи каменного угля не позднее 1 ноября 2009 года; выход предприятия на проектную мощность с производительностью первой очереди не менее 500 тыс. тонн угля в год не позднее 1 ноября 2010 года; выход предприятия на проектную мощность с производительностью второй очереди не менее 1200 тыс. тонн угля в год не позднее 1 ноября 2012 года.
По результатам проверки управлением 26.10.2015 составлен акт проверки N НВЗАТ-364.
Усмотрев в действиях общества нарушение подпунктов "г", "д", "е" пункта 4.1 лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 13362 ТЭ, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, управление выдало ему предписание от 26.10.2015 N НВЗАТ-364/34 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Названным предписанием на общество возложена обязанность в срок до 01.03.2016 года обеспечить годовой уровень добычи в соответствии с утвержденным проектом "Технический проект разработки запасов участка "Ерунаковский IV" (2015-300 тыс. тонн).
Полагая, что предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое предписание не отвечает принципу исполнимости, является незаконным и нарушает права и интересы общества.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Требования об исполнимости предписания предусмотрены в статье 17 Закона N 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что проект "Строительство и отработка запасов участка "Ерунаковский IV" открытым и подземным способами филиала "Таллинский угольный разрез" на участке "Ерунаковский". I Этап" получил положительное заключение государственной экспертизы от 19.12.2013 N 293-13/КРЭ-1911/06; технический проект разработки запасов участка "Ерунаковский IV" (далее - технический проект) согласован ЦКР-ТПИ Роснедра протоколом от 20.05.2014 N 66/14-стп; акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдан Сибирским управлением Ростехнадзора 10.02.2015; обществом получено разрешение на строительство объектов участка "Ерунаковский IV" от 12.10.2015 N 42-32-300308-2015.
Исходя из этих обстоятельств суды пришли к обоснованным выводам о том, что период строительства объекта участка "Ерунаковский IV" начинается с октября 2015 года, первый год освоения участка недр в соответствии с техническим проектом является строительным периодом с выполнением объемов горнокапитальных работ без добычи угля.
Установив, что оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность выполнить предусмотренный техническим проектом годовой уровень добычи угля за 4 месяца, суды правильно указали на нарушение управлением принципа исполнимости предписания, поскольку невозможно его реально исполнить способами, не противоречащими закону.
Судами приняты во внимание изменения в пункты 4.1, 4.2 лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 13362 ТЭ, предусматривающие срок ввода месторождения в разработку (эксплуатацию) не позднее 24 месяцев с даты утверждения в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, согласованного в соответствии с Законом о недрах (технический проект согласован 20.05.2014), и не устанавливающие объемы добычи горной массы.
Судами также учтено, что актом внеплановой документарной проверки управления от 24.03.2016 N Н-153-в оспариваемое предписание признано неисполнимым и снято с контроля.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным предписание управления как не соответствующее требованиям действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы общества.
Доводы жалобы о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
Неправильного применения норм права судами, влекущего отмену оспариваемых судебных актов, не усматривается.
С учетом изложенного кассационная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.04.2016 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу А27-1105/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Требования об исполнимости предписания предусмотрены в статье 17 Закона N 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
...
Судами приняты во внимание изменения в пункты 4.1, 4.2 лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 13362 ТЭ, предусматривающие срок ввода месторождения в разработку (эксплуатацию) не позднее 24 месяцев с даты утверждения в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, согласованного в соответствии с Законом о недрах (технический проект согласован 20.05.2014), и не устанавливающие объемы добычи горной массы."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2016 г. N Ф04-4606/16 по делу N А27-1105/2016