г. Тюмень |
|
4 сентября 2013 г. |
Дело N А46-28817/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства государственно-правового развития Омской области на решение от 31.01.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Стрелкова Г.В.) и постановление от 06.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-28817/2012 по заявлению открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (644009, город Омск, улица 10 лет Октября, 195, ИНН 5508000095, ОГРН 1025500972342) к Министерству государственно-правового развития Омской области (644007, город Омск, улица Кемеровская, 115, ИНН 5503078203, ОГРН 1045504004160) об оспаривании ненормативного правового акта.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Распутина Л.Н.) в заседании участвовали представители: Министерства государственно-правового развития Омской области - Диденко Д.С. (доверенность от 05.06.2012) и Шарушинский А.А. (доверенность от 26.10.2012); открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) - Даниловский М.В. (доверенность от 20.12.2012) и Ярош С.Н. (доверенность от 08.02.2011).
Суд установил:
Открытое акционерное общество Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (далее - ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО), заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству государственно-правового развития Омской области (далее - Министерство) о признании недействительным предписания от 29.06.2012 N 17 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
Решением от 31.01.2013 Арбитражного суда Омской области требование заявителя удовлетворено, оспариваемое им предписание от 29.06.2012 N 17 признано недействительным.
Постановлением от 06.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) требования.
По мнению Министерства, суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод о том, что после принятия Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) на территории Российской Федерации не действуют правила, регламентирующие принципы организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, утвержденные Государственным архивным фондом СССР. Вместе с тем Основные правила работы ведомственных архивов, утвержденные приказом Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 05.09.1985 N 263 (далее - Основные правила N 263), не прекратили свое действие и распространяются на все органы и организации, являющиеся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Участвовавшие в судебном заседании представители Министерства поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО), соглашаясь с выводами судов, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители Министерства в судебном заседании заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, в удовлетворении которого судом отказано в связи с пределами рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, предусмотренными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной уполномоченным должностным лицом Министерства плановой выездной проверки соблюдения ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) законодательства об архивном деле в Российской Федерации составлен акт от 29.06.2012 N 43, в котором зафиксированы нарушения обязательных требований Федерального закона N 125-ФЗ и Основных правил N 263.
В целях устранения выявленных проверкой нарушений законодательства об архивном деле в Российской Федерации уполномоченным должностным лицом Министерства выдано предписание от 29.06.2012 N 17, которым ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) предписано осуществить следуюшие мероприятия: оборудовать помещения архива охранной сигнализацией; установить на оконные проемы в помещении хранилища N 2 распашные металлические решетки с замками, опечатанными пломбиром; заменить установленный в помещении хранилища N 2 картотечного типа металлический шкаф с выдвижными ящиками на необходимое (из расчета размера стены и объема не размещенных на стеллажах архивных документов (дел) количество стационарных стеллажей; установить в помещениях хранилищ сейфы для хранения в них учетных документов архива; обеспечить архив объединения необходимым количеством коробок (папок или других контейнеров) для хранения в них архивных документов (дел) постоянного хранения объединения; разработать новую редакцию "Стандарта предприятия" объединения или инструкцию по делопроизводству в объединении. Разработанный документ представить на согласование в казенное учреждение Омской области "Исторический архив Омской области"; согласовать номенклатуру дел с КУ ИсА; постоянно производить опечатывание или пломбирование наружных дверей помещения архива в нерабочее время; передать на хранение в КУ ИсА дела постоянного хранения за 1995 -1996 годы; изъять из личных дел работников за 1994-2008 годы личные карточки; провести в отношении физической основы данных документов необходимую реставрационную работу; сформировать из документов отдельные дела (по году увольнения; внутри дела - по алфавиту фамилий работников); сформировать дела оформить и описать; опись дел (опись N 3 дел по личному составу (личные карточки работников) согласовать с экспертно-проверочной комиссией Министерства; разместить на стеллажах весь комплекс дел по личному составу, хранящихся в помещении хранилища N 2 архива; разместить в сейфах металлических стеллажах учетные документы архива; оформить (дооформить) дела постоянного хранения и дела по личному составу; оформить и описать дела по личному составу, сформированные из табелей учета и использования рабочего времени и подсчета заработка работников; опись дел согласовать с ЭПК МГПР; составить и приклеить на коробки с делами постоянного хранения объединения ярлыки с установленным перечнем обязательных реквизитов; составить и прикрепить к связкам с делами по личному составу ярлыки с установленным перечнем обязательных реквизитов (срок до 25.12.2012); провести в помещениях хранилищ архива объединения топографирование; составить на каждый стеллаж карточку постеллажного топографического указателя; представить на утверждение ЭПК МГПР опись N 1 дел постоянного хранения за 2005-2008 годы и опись N 4 дел постоянного хранения за 1992-2008 годы; представить на согласование в ЭПК МГПР опись N 2 дел по личному составу за 2005-2008 годы и опись N 5 дел по личному составу (невостребованные трудовые книжки работников) за 1995-2008 годы.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении требования заявителя о признании недействительным оспариваемого предписания, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством не представлено доказательств, подтверждающих включение ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) в состав организаций, образующаяся документация которых после соответствующего отбора поступает в Государственный архивный фонд и подлежит государственному хранению.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона N 125 государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.
Государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора (пункт 2 статья 20 Федерального закона N 125).
Повторно исследовав материалы дела и дополнительно представленную Министерством дела выписку из решений экспертно-проверочной комиссии Министерства от 30.11.2007 N 10 и от 27.02.2009 N 2, суд апелляционной инстанции установил, что в деятельности заявителя образуются документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, в силу чего он попадает под определение источников комплектования архивов.
Список источников, в составе которых имеется ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" был согласован решениями экспертно-проверочной комиссии Министерства от 30.11.2007 N 10 и от 27.02.2009 N 2 на основании заключенного между сторонами гражданско-правового договора, который в пункте 2.2. содержит указание на обязанность по обеспечению хранения архивных документов в специализированных хранилищах и осуществление комплекса работ по упорядочению архивных документов, в том числе, по личному составу.
В силу статьи 23 Федерального закона N 125 федеральные органы государственной власти, иные государственные органы Российской Федерации разрабатывают и утверждают по согласованию со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечни документов, образующихся в процессе их деятельности, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.
Негосударственные организации обеспечивают отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, с правом возмещения произведенных на эти цели расходов за счет средств соответственно федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и бюджета муниципального образования в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель, как лицо, в деятельности которого образуются документы, подлежащие хранению, в государственном архиве, обязан соблюдать условия накопления, хранения и передачи данных документов, оговоренные в гражданско-правовом договоре.
Действительно, пункт 3 статьи 23 Федерального закона N 125 предусматривает для негосударственных организации обязанность по обеспечению отбора и передачи в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов. Вместе с тем данная обязанность может быть обеспечена к исполнению посредством выдачи предписания лишь тогда, когда законодательством Российской Федерации будет регламентирован порядок хранения документов, подлежащих сдаче в государственный архив, негосударственными организациями, осуществляющими сбор данных документов на договорной основе.
Поскольку Основные правила N 263, на которые ссылается Министерство в своей кассационной жалобе, не содержит положений, регламентирующих порядок хранения документов, подлежащих сдаче в государственный архив, негосударственными организациями, осуществляющими сбор данных документов на договорной основе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.01.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 06.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-28817/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению Министерства, суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод о том, что после принятия Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) на территории Российской Федерации не действуют правила, регламентирующие принципы организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, утвержденные Государственным архивным фондом СССР. Вместе с тем Основные правила работы ведомственных архивов, утвержденные приказом Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 05.09.1985 N 263 (далее - Основные правила N 263), не прекратили свое действие и распространяются на все органы и организации, являющиеся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов.
...
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной уполномоченным должностным лицом Министерства плановой выездной проверки соблюдения ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) законодательства об архивном деле в Российской Федерации составлен акт от 29.06.2012 N 43, в котором зафиксированы нарушения обязательных требований Федерального закона N 125-ФЗ и Основных правил N 263."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2013 г. N Ф04-3506/13 по делу N А46-28817/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3506/13
06.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2119/13
12.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2119/13
31.01.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-28817/12