г. Тюмень |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А70-11718/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 на решение Арбитражного суда Тюменской области (судья Дылдина Т.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-11718/2012 по заявлению открытого акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг" (625025, город Тюмень аэропорт Плеханово, ИНН 7204002009, ОГРН 1027200848620) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (правопреемник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области) (625001, город Тюмень, улица Л. Толстого, дом 35, ИНН 7204006780, ОГРН 1027200872731) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "ЮТэйр-Инжиниринг" - Хевролина С.В. по доверенности от 25.12.2012 N 359/12;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 - Иванов А.П. по доверенности от 03.01.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "ЮТэйр-Инжиниринг" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 11.09.2012 N 08-34/5.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.02.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Определением от 23.01.2013 по настоящему делу судом первой инстанции была произведена замена заинтересованного лица его правопреемником - Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты в результате неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела и при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций не учли все доводы и доказательства налогового органа.
Инспекция указывает на отсутствие в материалах дела доказательств того, что Обществом предпринимались попытки фактической передачи документов по требованию Инспекции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в отношении Общества на основании решения от 26.03.2012 N 08-35/1/3 назначена выездная налоговая проверка.
23 июля 2012 года в рамках проводимой налоговой проверки Инспекцией в адрес налогоплательщика в соответствии с нормами статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) было выставлено требование N 08/502 о представлении копий документов, которое было вручено представителю налогоплательщика по доверенности 23.07.2012. Срок представления документов по указанному требованию истек 06.08.2012.
Решением налогового органа от 11.09.2012 N 08-34/5 Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности послужило непредставление в нарушение статьи 93 НК РФ в срок, установленный в требовании от 23.07.2012 N 08/502, соответствующих документов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области от 06.11.2012 N 0370, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Несогласие с вышеназванным решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд кассационной инстанции считает, что, принимая судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали положения пункта 12 статьи 89 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Из материалов дела следует и судами обеих инстанций установлено, что проведение выездной налоговой проверки назначено в помещении Общества.
Исходя из пункта 12 статьи 89 НК РФ, при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов при назначении налоговой проверки на территории налогоплательщика допускается только на территории налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В пункте 2 статьи 93 НК РФ установлено, что истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Согласно пункту 3 и пункту 4 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В связи с тем, что налоговым органом у Общества были запрошены именно копии документов (судами первой и апелляционной инстанций данный факт установлен), исходя из указанных выше норм действующего налогового законодательства, является правомерным довод налогового органа о том, что Общество не было лишено возможности представить истребуемые копии документов в налоговый орган самостоятельно, как предусмотрено пунктом 2 статьи 93 НК РФ, то есть лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Требование о представлении запрошенных копий документов по месту нахождения налогового органа, не свидетельствует о том, что Инспекцией тем самым нарушен порядок проведения выездной налоговой проверки, или допущено превышение своих полномочий.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций, делая вывод о том, что налогоплательщиком была предоставлена возможность налоговому органу ознакомиться с истребуемыми документами по месту проведения выездной налоговой проверки до указанного в требовании срока, ссылаются на телефонный звонок 06.08.2012 в 11 час. 20 мин., письмо от 06.08.2012, переданное по телекоммуникационным средствам связи в 16 час. 20 мин. 35 сек., в которых сообщалось налоговому органу о готовности документов для проведения проверки, что не подтверждает фактическую передачу документов.
Судами также отмечено, что Общество, указывая о представлении 06.08.2012 в 14 час. 00 мин.(время московское) подготовленных и заверенных надлежащим образом документов по месту проведения выездной проверки, не подтвердило данное обстоятельство документально.
Поскольку факт непредставления запрошенных документов подтверждается материалами дела, Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
В связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства по делу установлены в полном объеме, но неправильно применены нормы права, судебные акты подлежат отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 19.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-11718/2012 о признании недействительным решения N 08-34/5 от 11.09.2012 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области "О привлечении к ответственности за налоговое правонарушение" отменить.
Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "ЮТэйр-Инжиниринг" требований.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В связи с тем, что налоговым органом у Общества были запрошены именно копии документов (судами первой и апелляционной инстанций данный факт установлен), исходя из указанных выше норм действующего налогового законодательства, является правомерным довод налогового органа о том, что Общество не было лишено возможности представить истребуемые копии документов в налоговый орган самостоятельно, как предусмотрено пунктом 2 статьи 93 НК РФ, то есть лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
...
Поскольку факт непредставления запрошенных документов подтверждается материалами дела, Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2013 г. N Ф04-4507/13 по делу N А70-11718/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4507/13
19.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3410/13
21.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3410/13
14.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3410/13
12.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3410/13
27.02.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-11718/12