г. Тюмень |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А67-6544/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Григорьева Д.В.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" на решение от 14.05.2013 Арбитражного суда Томской области (судьи Идрисова С.З., Павлов Г.Д., Кузнецов А.С.) по делу N А67-6544/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (119526, город Москва, проспект Вернадского, 101, корпус 3, ИНН 7736186950, ОГРН 1027739841370) к Департаменту тарифного регулирования и государственного заказа Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7017231993, ОГРН 1097017001487) о признании недействующим информационного письма РЭК Томской области от 22.12.2009 "О порядке применения единых (котловых) тарифов и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на 2010 год" в части.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск", открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания", открытое акционерное общество "Межрегионэнергосбыт", открытое акционерное общество "Томская распределительная компания", Федеральная служба по тарифам.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (далее по тексту - ООО "Газпром энерго", общество, заявитель) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Томской области к Департаменту тарифного регулирования и государственного заказа Томской области о признании недействующим с момента принятия информационного письма Региональной энергетической комиссии Томской области (далее по тексту - РЭК Томской области) от 22.12.2009 "О порядке применения единых (котловых) тарифов и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на 2010 год" (в редакции информационного письма департамента от 01.09.2010) в части абзацев 12, 13, Примечания <*> к Приложению N 1, Примечания <*> к Приложению N 2 (далее по тексту - информационное письмо).
Определением от 15.10.2012 Арбитражного суда Томской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (далее по тексту - ООО "Газпром трансгаз Томск"), открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее по тексту - ОАО "ТЭСК"), открытое акционерное общество "Межрегионэнергосбыт" (далее по тексту - ОАО "Межрегионэнергосбыт"), открытое акционерное общество "Томская распределительная компания" (далее по тексту - ОАО "ТРК"), Федеральная служба по тарифам.
Определением от 11.02.2013 Арбитражного суда Томской области в связи с реорганизацией и прекращением деятельности лица, к которому предъявлены заявленные требования - Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области, произведена его замена на правопреемника - Департамент тарифного регулирования Томской области (далее по тексту - департамент).
Решением от 14.05.2013 Арбитражного суда Томской области, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Газпром энерго" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в которой просит отменить в полном объеме решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что судом неполно установлены фактические обстоятельства и неправильно применены нормы материального права.
В отзывах на кассационную жалобу Федеральная служба по тарифам частично поддерживает доводы жалобы, а ОАО "ТРК", ОАО "ТЭСК" просят оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов делу следует, что 31.12.2009 в газете "Томские новости" N 52 опубликовано информационное письмо Региональной энергетической комиссии Томской области от 22.12.2009 "О порядке применения единых (котловых) тарифов и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на 2010 год".
Исходя из оспариваемого информационного письма, значения среднегодовой заявленной (расчетной) мощности потребителей услуг и планового объема поставки электрической энергии в точках (группах точек) поставки приведены в приложении 1 (абзац 7). В пункте 6 Приложения 1 указаны: сбытовая организация (потребитель услуг) - ООО "Межрегионэнергосбыт" (ООО "Газпром трансгаз Томск") <*> и соответствующие показатели. В примечании <*> к пункту 6 Приложения 1 указано, что в случае заключения между ОАО "Межрегионэнергосбыт" и ООО "ГТТ" договора купли-продажи оплата услуг по передаче производится ООО "ГТТ" по договору, заключаемому с ОАО "ТРК".
В случае поставки электрической энергии, приобретаемой сбытовыми (энергоснабжающими) организациями по договорам энергоснабжения у гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания", собственным потребителям по договорам купли-продажи в точках (группах точек) поставки, не совпадающими с точками (группами точек) покупки электрической энергии у ОАО "ТЭСК", либо в случае поставки электрической энергии потребителям в точках (группах точек) поставки, не совпадающими с точками (группами точек) поставок на границах балансовой принадлежности электроустановок потребителей, либо в случае поставки электрической энергии потребителям через электрические сети иных сетевых организаций без заключения договоров энергоснабжения с конечными потребителями, точки поставки (группы точек) которых по уровням напряжения ниже, чем уровни напряжения в точках покупки (группах точек) обслуживающих их сбытовых (энергоснабжающих) организаций, оплата услуг по передаче производится конечными потребителями данных сбытовых (энергоснабжающих) организаций (абзац 12).
Данные потребители вышеуказанных сбытовых организаций обязаны заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО "ТРК". Оплата услуг по передаче электрической энергии производится данными потребителями услуг по единым (котловым) тарифам, дифференцированным по уровням напряжений, на основании приказа Региональной энергетической комиссии Томской области 22.12.2009 N 67/450 (абзац 13).
Значения среднегодовой заявленной (расчетной) мощности присоединенных потребителей услуг и планового сальдированного перетока (транзита сторонним потребителям) электрической энергии приведены в приложении 2 (абзац 25). В пункте 15 Приложения 2 указаны: сетевые организации ОАО "ТРК" - ОАО "Газпром энерго" <*> и соответствующие показатели. В примечании <*> к пункту 15 Приложения 2 указано, что в случае отсутствия договоров на услуги по передаче между ОАО "Межрегионэнергосбыт" и ОАО "ТРК" либо между ООО "ГТТ" и ОАО "ТРК" оплата услуг по электрическим сетям ООО "Газпром энерго" производится ООО "ГТТ".
Постановлением Губернатора Томской области от 15.12.2009 N 97 Департамент государственного заказа и ценовой политики Томской области реорганизован путем присоединения Региональной энергетической комиссии Томской области к Департаменту государственного заказа и ценовой политики Томской области с переименованием его в Департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области.
ООО "Газпром энерго" полагает, что указанное информационное письмо в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что информационное письмо РЭК Томской области от 22.12.2009 "О порядке применения единых (котловых) тарифов и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на 2010 год" в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства.
Кассационная инстанция, оставляя судебный акт без изменения, исходит из следующего.
В соответствии счастью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Довод заявителя о том, что РЭК Томской области вышла за пределы предоставленных полномочий, так как наделена полномочиями, издавать правовые акты только в форме распоряжений и приказов, суд кассационной инстанции отклоняет.
Положением о Региональной энергетической комиссии Томской области, утвержденным Губернатором Томской области 27.03.2009 N 19, установлено, что РЭК Томской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области в области государственного регулирования тарифов (пункт 1), одной из задач деятельности которого является государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (подпункт 1 пункта 2).
Положением о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденным Губернатором Томской области от 31.10.2012 N 145, установлено, что Департамент устанавливает цены (тарифы):
на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. В рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);
на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);
на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
В соответствии с подпунктом 1пункта 10 Положения о департаменте тарифного регулирования Томской области в целях выполнения функций, указанных в пункте 9 настоящего Положения, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, орган имеет право издавать правовые акты в форме приказов и распоряжений в сфере деятельности органа.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" в абзаце 4 пункта 6.2 разъяснено, что в случае, когда с учетом положений пункта 1 настоящего постановления оспариваемый акт содержит положения нормативного характера, установление арбитражным судом нарушений требований к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и (или) введения в действие не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку такой акт может применяться заинтересованными лицами, в результате чего могут быть нарушены права и законные интересы заявителя, а так же иных лиц.
Оценив текст оспариваемого информационного письма суд установил, что содержащиеся в нём положения носят общеобязательные правила поведения для субъектов регулируемых отношений: потребителей электрической энергии, гарантирующих поставщиков, сбытовых и сетевых организаций при применении единых (котловых) тарифов и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области, устанавливают схему взаимоотношений между ними, влияют на права и обязанности указанных участников хозяйственных отношений.
Оспариваемое письмо предназначено на неоднократное применение для неопределенного круга лиц, в том числе без указания конкретных потребителей (примечание <*> Приложения N 2) опубликовано в установленном законом порядке, поэтому соответствует признакам нормативного правового акта, независимо от формы данного акта.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя о возложении на потребителей сбытовых организаций (неопределенный круг лиц) обязанностей по заключению договора с ОАО "ТРК".
Обязанность заключить договор следует из статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, действовавших в момент принятия информационного письма, (далее по тексту - Правила), установлено, что в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Поскольку котлодержателем определено ОАО "ТРК" (приказ РЭК Томской области от 22.12.2009 N 67/451), договор оказания услуг необходимо заключить с ОАО "ТРК" в соответствии с пунктом 6 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530.
Довод кассационной жалобы о том, что в примечании <*> Приложения N 1 и примечании <*> Приложения N 2 к информационному письму от 22.12.2009 РЭК Томской области императивно указал обязательное правило поведения ОАО "МРЭС", ООО "ГТТ" и ОАО "ТРК" в случае заключения договора купли-продажи, суд кассационной инстанции отклоняет.
В оспариваемом примечании к Приложению 1 указано на возможность заключения между ОАО "Межрегионсбыт" и ООО "Газпром трансгаз Томск" договора купли-продажи и оплату ООО "Газпром трансгаз Томск" услуг по передаче электрической энергии по договору, заключаемому с ОАО "ТРК", с учётом того, что для ОАО "ТРК установлены единые (котловые) тарифы, не противоречит действующему законодательству.
В примечании <*> Приложения N 2 указано, что в случае отсутствия договоров на услуги по передаче между ОАО "Межрегионэнергосбыт" и ОАО "ТРК", либо между ООО "Газпром трансгаз Томск" и ОАО "ТРК" оплата услуг передачи по электрическим сетям ООО "Газпромэнерго" производится ООО "Газпромтрансгаз Томск".
Указание в оспариваемом примечании на необходимость оплаты потребителем услуг по передаче электрической энергии сетевой организации (ОАО "ТРК", имеющему статус котлодержателя) при заключении договора купли-продажи соответствует пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, и не противоречит части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", поскольку не ограничивает потребителя в выборе контрагента по договору купли-продажи или поставки электрической энергии, а предусматривает заключение договора с ОАО "ТРК" на оплату услуг по передаче электрической энергии, в случае, если между ОАО "Межрегионэнергосбыт" и ООО "Газпром трансгаз Томск" будет заключен договор энергоснабжения, то оплату сетевой организации будет производить ОАО "Межрегионэнергосбыт".
В оспариваемом примечании к приложению 2 предусмотрена оплата услуг по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 135 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, по свободным (нерегулируемым) ценам покупателем электрической энергии по соответствующим договорам оказания услуг и (или) энергоснабжения.
Арбитражным судом не установлено несоответствие оспариваемого примечания Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказаниях этих услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, а также Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен, утвержденным Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2. Кроме этого примечания носят вероятностный характер, а не обязывающий, предусмотрены для применение в случае наступления определенных фактов.
Доводы жалобы о нарушении прав заявителя отклоняются как несостоятельные.
Решением от 16.03.2011 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6770/2010 установлено, что услуги по передаче электрической энергии через технические устройства (сети), принадлежащие ООО "Газпром Энерго", не оказывались, доставка электрической энергии производилась только посредством электросетей ОАО "ТРК"; в ходе рассмотрения настоящего дела иных доказательств, свидетельствующих о наличии договорных отношений между ОАО "ТРК" и ООО "Газпром трансгаз Томск", а также между ОАО "Межрегионсбыт" и ООО "Газпром трансгаз Томск" с иной точкой поставки, не представлено.
Доводы ООО "Газпром энерго", изложенные в жалобе, по существу повторяют доводы заявления, которые всесторонне рассмотрены судом первой инстанции и им дана верная правовая оценка.
Арбитражным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.05.2013 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6544/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание в оспариваемом примечании на необходимость оплаты потребителем услуг по передаче электрической энергии сетевой организации (ОАО "ТРК", имеющему статус котлодержателя) при заключении договора купли-продажи соответствует пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, и не противоречит части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", поскольку не ограничивает потребителя в выборе контрагента по договору купли-продажи или поставки электрической энергии, а предусматривает заключение договора с ОАО "ТРК" на оплату услуг по передаче электрической энергии, в случае, если между ОАО "Межрегионэнергосбыт" и ООО "Газпром трансгаз Томск" будет заключен договор энергоснабжения, то оплату сетевой организации будет производить ОАО "Межрегионэнергосбыт".
В оспариваемом примечании к приложению 2 предусмотрена оплата услуг по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 135 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, по свободным (нерегулируемым) ценам покупателем электрической энергии по соответствующим договорам оказания услуг и (или) энергоснабжения.
Арбитражным судом не установлено несоответствие оспариваемого примечания Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказаниях этих услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, а также Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен, утвержденным Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2. Кроме этого примечания носят вероятностный характер, а не обязывающий, предусмотрены для применение в случае наступления определенных фактов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2013 г. N Ф04-3471/13 по делу N А67-6544/2012