г. Тюмень |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А70-12941/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯСПО" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А70-12941/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯСПО" (627196 Тюменская обл., Упоровский р-он, с. Масали, ул. Центральная, 1, ОГРН 1027201593451, ИНН 7226002940) к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (625000 г. Тюмень, ул. Хохрякова 47, ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184) об оспаривании ненормативного правового акта.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ЯСПО" - Выхрыстюк С.И. по доверенности от 03.06.2013, Петров А.Я. директор, предъявлен паспорт,
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Бабушкина Л.М. по доверенности от 01.03.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЯСПО" (далее - общество, ООО "ЯСПО") обратилось в арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной поддержки по направлению "Государственная поддержка семеноводства", выраженного в письме от 07.11.2012 N 09/4086-12.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.02.2013 заявленные Обществом требования удовлетворены: спорный отказ признан недействительным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявки ООО "ЯСПО" на получение субсидии в соответствии с Положением о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п.
Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт, в удовлетворении требований ООО "ЯСПО" отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.
ООО "ЯСПО" считает, что суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что к Обществу не может быть применен статус сельскохозяйственного товара производителя. Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент возражает против доводов Общества, просит оставить постановление суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали в полном объеме свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
При этом представителем Общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: отчет по счету 90.01 "Выручка" за 2011 год ООО "ЯСПО", договор от 28.06.2013 N 06/2013, в удовлетворении которого судом кассационной инстанции отказано, поскольку в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
В мае 2012 года Общество обратилось в Департамент с заявкой на получение государственной поддержки по направлению "Государственная поддержка семеноводства" в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п.
Департамент письмом от 07.11.2012 N 09/4086-12 отказал Обществу в предоставлении субсидии по причине несоответствия категории получателей субсидии, при этом Департамент исходил из того, что ООО "ЯСПО" не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и не относится к иным организациям, возделывающим сельскохозяйственные культуры, поскольку доля доходов от реализации этой продукции у Общества составляет менее семидесяти процентов за календарный год.
Не согласившись с отказом, ООО "ЯСПО" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, исходил из того, что действующее законодательство не устанавливает порядок определения доли дохода от реализации исходя из предшествующего периода, в связи с чем в рассматриваемом случае не имеет правового значения доля дохода, определенная Департаментом по итогам 2011 года.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, исходила из того, что обязательный критерий "календарный год" должен приниматься во внимание применительно к периоду времени с 1 января по 31 декабря; на момент обращения претендующего на получение субсидии лица с заявлением должен быть принят во внимание календарный год, предшествующий моменту обращения с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление суда, основывается на следующем.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Тюменской области выплачиваются в соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области", постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства".
В статье 1 указанного Закона даны понятия сельскохозяйственного производства, государственной поддержки сельскохозяйственного производства и субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Так, сельскохозяйственное производство - это совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства - комплекс мер финансового, экономического, управленческого, информационного, организационного, правового и иного характера, направленных на создание благоприятных условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, обеспечение потребностей Тюменской области в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.
Субъекты государственной поддержки сельскохозяйственного производства (далее - также субъекты государственной поддержки), зарегистрированные и состоящие на налоговом учете на территории Тюменской области:
1) сельскохозяйственные товаропроизводители, непосредственно осуществляющие производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, а также продукции переработки сельскохозяйственного сырья, любых организационно-правовых форм, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства;
2) организации, обслуживающие сельскохозяйственных товаропроизводителей (предприятия по материально-техническому обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей, машинно-технологические станции, ремонтно-технические предприятия, организации по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей товарами ветеринарно-зоотехнического назначения (зооветснабы), организации, осуществляющие проведение агрохимических работ и другие);
3) перерабатывающие организации (молочные комбинаты, мясокомбинаты, рыбозаводы и другие);
4) иные организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и сырье.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Из правового анализа вышеуказанных норм следует, что право на субсидию имеется у сельскохозяйственного производителя при условии, что в его доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
При этом условие "за календарный год" определено как императивное и перечисленными выше актами дополнительно не раскрывается.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В силу пунктов 1, 2 Федерального закона от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете", действующего на момент принятия оспариваемого отказа, отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Такое же определение календарному году дано в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени": календарный год - период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем.
Из материалов дела усматривается, что Общество обратилось с заявлением к Департаменту в мае 2012 года.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводам, что обязательный критерий "календарный год" должен приниматься во внимание применительно к периоду времени с 1 января по 31 декабря; на момент обращения лица с заявлением претендующего на получение субсидии должен быть принят календарный год, предшествующий моменту обращения с соответствующим заявлением, иначе не будет соблюдено указанное условие, следовательно, Департамент правомерно учел результаты хозяйственной деятельности Общества за 2011 год, так как учесть результаты деятельности за 2012 год в данном случае невозможно, поскольку на период подачи Обществом заявления (май 2012 года) календарный год не истек.
Учитывая изложенное, вывод суда апелляционной инстанции о том, что оснований для предоставления Обществу субсидии не имеется, соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В целом доводы кассационной жалобы Общества направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, что к полномочиям суда кассационной инстанции по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод суда подтвержден материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятого по делу постановления отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по делу N А70-12941/2012 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В силу пунктов 1, 2 Федерального закона от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете", действующего на момент принятия оспариваемого отказа, отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Такое же определение календарному году дано в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени": календарный год - период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2013 г. N Ф04-3637/13 по делу N А70-12941/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3637/13
29.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3044/13
03.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3044/13
28.02.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12941/12