г. Тюмень |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А75-376/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты - Мансийского Автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 (судья Шабанова Г.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 (судьи Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-376/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Нижневартовскнефтегаз" (628611, Ханты - Мансийский АО, Нижневартовский район, г. Нижневартовск, Кузоваткина, 14, ОГРН 1028600945450, ИНН 8603028882) к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты - Мансийского Автономного округа - Югры (628416, Ханты-Мансийский АО, г. Нижневартовск, ул. Северная, 2, А, ОГРН 1028600942567, ИНН 8603102173) об обязании возвратить излишне взысканную сумму пени.
Другие лица, участвующие в деле: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (628681, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра Автономный округ, г. Мегион, ул. Ленина, 7, ОГРН 1048600010140, ИНН 8601018550)
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Нижневартовскнефтегаз" Валеева А.В., по доверенности от 20.12.2012 N 0037-д.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Нижневартовскнефтегаз" (далее - ОАО "Нижневартовскнефтегаз", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Пенсионный фонд) об обязании возвратить излишне взысканную сумму пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 613 111,43 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013, заявленное Обществом требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение и постановление, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Считает, что Пенсионный фонд не наделен полномочиями по зачету и возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 2002 по 2009 годы, поскольку главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда за вышеуказанные периоды являлась и является Федеральная налоговая служба Российской Федерации в силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против доводов Пенсионного фонда, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал в полном объеме доводы, изложенные в отзыве.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Решением Инспекции от 25.01.2011 N 3 установлено нарушение ОАО "Нижневартовскнефтегаз" пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в занижении налоговой базы по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2008-2009 годы по причине неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обществу за 2008-2009 годы доначислен ЕСН в сумме 25 000 786 руб., из них в федеральный бюджет - 19 231 485 руб., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 462 024 руб.; начислены пени по состоянию на 25.01.2011 за период с 14.01.2008 по 25.01.2011 в сумме 6 760 590,75 руб., в том числе в федеральный бюджет - в сумме 5 447 010,32 руб., включая пени на сумму доначисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
На основании решения Инспекции от 25.01.2011 N 3 в адрес Общества выставлено требование от 14.03.2011 N 25, которым Обществу предложено уплатить в срок до 01.04.2011 недоимку по налогам в сумме 25 000 786 руб., пени в сумме 6 760 590,32 руб., штраф в сумме 237 752,60 руб., в том числе ЕСН в федеральный бюджет - 19 231 485 руб. и пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 5 447 010,32 руб.; в указанные суммы включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и пени за их несвоевременную уплату.
Требование от 14.03.2011 N 25 Обществом исполнено в добровольном порядке в установленный срок путем перечисления указанных в нем сумм платежными поручениями от 23.03.2011 N 72 - N 83.
Согласно составленному Обществом расчету суммы пени за период с 26.01.2011 (дня, следующего за датой вынесения налоговым органом решения от 25.01.2011 N 3) по 23.03.2011 (даты уплаты Обществом доначисленного ЕСН в федеральный бюджет) пеня, начисленная на сумму ЕСН в федеральный бюджет в размере 19 231 484 руб., составляет 3 286 934,44 руб., правильность расчета подтверждена выпиской операций по расчетам с бюджетом по состоянию на 19.05.2011.
Извещением от 18.03.2011 N 80 налоговый орган уведомил Общество, что на основании решения от 18.03.2011 произведен зачет на сумму в размере 251 047,61 руб.
В адрес Общества выставлено требование от 13.04.2011 N 151 по состоянию на 07.04.2011 об уплате пени в размере 35 886,83 руб., которое было исполнено Обществом платежным поручением от 15.04.2011 N 109.
Таким образом, пени за несвоевременную уплату ЕСН в федеральный бюджет были оплачены Обществом в полном объеме, что также подтверждается актом совместной сверки расчетов N 82 по состоянию на 01.01.2012.
23.12.2011 в адрес ОАО "Нижневартовскнефтегаз" поступило решение Пенсионного фонда от 20.12.2011 N 10, принятое по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 03.12.2010 N 33.
Решением Пенсионного фонда от 20.12.2011 N 10 Обществу доначислена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 462 024 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2008 по 31.12.2009; начислены пени за период с 15.05.2009 по 20.12.2011 в сумме 3 613 111,43 руб., штраф в сумме 2 692 404,80 руб.
Указанные суммы были оплачены Обществом 28.12.2011, что подтверждается платежными поручениями от 27.12.2011 N 407, N 408, N 409.
Извещением от 27.02.2012 N 3 Инспекция уведомила ОАО "Нижневартовскнефтегаз" о наличии переплаты по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 13 462 024 руб., в связи с чем налоговым органом принято решение о возврате Обществу суммы переплаты по ЕСН.
Платежным поручением от 01.03.2012 N 792 сумма 13 462 024 руб. была возвращена налоговым органом на расчетный счет Общества.
Обществом в налоговый орган подано заявление 02.02.2012 N 01/0029-и о перерасчете пени, начисленной по ЕСН в Федеральный бюджет на сумму страховых взносов на обязательное страхование - 13 462 024 руб., и возврате на расчетный счет Общества излишне уплаченной суммы пени по ЕСН в федеральный бюджет в размере 3 613 111,43 руб.
По результатам рассмотрения заявления Общества Инспекцией вынесено решение от 20.02.2012 N 20, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29.05.2012 N 07/206 об отказе в осуществлении зачета (возврата), со ссылкой на то, что по данным КРСБ не подтверждаются суммы переплаты, так как оплата произведена несвоевременно платежным поручением от 28.12.2011 N 407.
ОАО "Нижневартовскнефтегаз" обратилось в Пенсионный фонд с заявлением о возврате суммы излишне взысканных пени по страховым взносам в размере 3 613 111,43 руб. по форме 24-ПФР, решения по указанному заявлению в адрес Общества не поступало.
24.10.2012 Обществом было направлено в Пенсионный фонд заявление о возврате спорной суммы излишне уплаченных (взысканных) пеней в размере 3 613 111,43 руб. по форме 23-ПФР, на основании которого было принято решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 24.10.2012 N 99, где допущена ошибка в указании назначения суммы возврата (сумм возврата поименована не пени, как заявлялось Обществом, а страховые взносы).
07.11.2012 Общество вновь обратилось в Пенсионный фонд с заявлением о возврате спорной суммы излишне взысканных пеней в размере 3 613 111, 43 руб. по форме 23-ПФР.
13.11.2012 Обществом получено решение Инспекции от 08.11.2012 N 124 об отказе в осуществлении возврата, вынесенного в отношении заявления Общества от 24.10.2012, поданного в Пенсионный фонд.
05.12.2012 в адрес ОАО "Нижневартовскнефтегаз" поступило письмо Пенсионного фонда об аннулировании решения от 24.10.2012 N 99.
ОАО "Нижневартовскнефтегаз", посчитав отказ Пенсионного фонда возвратить излишне взысканные суммы пени в размере 3 613 111,43 руб. необоснованным, обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление Общества, исходили из того, что у Пенсионного фонда не имелось оснований для доначисления Обществу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008-2009 годы в размере 13 462 024 руб. и соответствующих пеней, поскольку на момент вынесения им решения от 20.12.2011 N 10 указанная сумма была взыскана с заявителя налоговым органом.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
Суды при принятии решения и постановления правомерно руководствовались положениями статей 236, 237, 241, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3 статьи 10, 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Закон N 167-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по ЕСН для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, которые начислены налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН, налогоплательщикам предоставлено право уменьшать его сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) и предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
В соответствии с действовавшим в спорный период законодательством суммы ЕСН, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации, были разграничены: одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Закона N 167-ФЗ, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации, за вычетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.
При этом законодатель предусмотрел возможность уменьшения суммы единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на указанную сумму налога (авансового платежа по налогу).
Судами установлено, что Инспекция, принимая решение от 25.01.2011 N 3 о доначислении Обществу ЕСН в сумме 19 231 485 руб. за 2008-2009 годы, исходила из занижения суммы налога, подлежащей уплате, на сумму начисленных, но неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; суммы доначисленного ЕСН и пени за их несвоевременную уплату были оплачены Обществом на основании выставленных в его адрес требований об уплате налога, а также путем проведения налоговым органом зачета.
Суды, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства, и учитывая, что Общество уплатило сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и спорную сумму пени на основании решения Пенсионного фонда от 20.12.2011 N 10, пришли к правильному выводу, что пени в размере 3 613 111,43 руб. подлежат возврату.
Довод кассационной жалобы о том, что главным администратором бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является Федеральная налоговая служба, следовательно, излишне взысканная сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 613 111, 43 руб. подлежит возврату Федеральной налоговой службой Российской Федерации, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен исходя из положений Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", поскольку контроль за уплатой страховых взносов с 01.01.2010 возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, следовательно, требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов обоснованно заявлено к надлежащему ответчику Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 по делу N А75-376/2013 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН, налогоплательщикам предоставлено право уменьшать его сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) и предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
В соответствии с действовавшим в спорный период законодательством суммы ЕСН, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации, были разграничены: одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Закона N 167-ФЗ, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации, за вычетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.
...
Довод кассационной жалобы о том, что главным администратором бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является Федеральная налоговая служба, следовательно, излишне взысканная сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 613 111, 43 руб. подлежит возврату Федеральной налоговой службой Российской Федерации, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен исходя из положений Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", поскольку контроль за уплатой страховых взносов с 01.01.2010 возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, следовательно, требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов обоснованно заявлено к надлежащему ответчику Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2013 г. N Ф04-5655/13 по делу N А75-376/2013