г. Тюмень |
|
5 ноября 2013 г. |
Дело N А46-5581/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло" на решение от 06.08.2013 Арбитражного суда Омской области (судьи Третинник М.А., Крещановская Л.А., Захарцева С.Г.) по делу N А46-5581/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепло" (644041, город Омск, улица Харьковская, 15, ИНН 5506204939, ОГРН 1085543038404) к Региональной энергетической комиссии Омской области (644043, город Омск, улица Красный Путь, 89, ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) об оспаривании нормативного правового акта.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепло" (далее - ООО "Тепло", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, регулирующий орган) о признании недействующим приказа от 30.11.2012 N 389/60 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло".
Решением от 06.08.2013 Арбитражного суда Омской области оспариваемый заявителем приказ от 30.11.2012 N 389/60 признан соответствующим пункту 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания), подпунктам 1 и 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В кассационной жалобе ООО "Тепло", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить указанный судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
При этом заявитель указывает, что решение суда и оспариваемый приказ противоречат подпунктам 1 и 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с которыми тариф должен обеспечивать полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, и пункту 48 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
По мнению ООО "Тепло", РЭК Омской области была обязана включить расходы на инвестиционную надбавку в тариф по компоненте на тепловую энергию.
Кроме того, заявитель полагает, что в компетенцию регулирующего органа не входит утверждение количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, и не соглашается с выводом суда о том, что удельный расход тепла, установленный заинтересованным лицом, соответствует нормативным актам.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, РЭК Омской области был принят приказ от 30.11.2012 N 389/60 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло", которым установлен тариф на горячую воду по категориям потребителей ООО "Тепло" на 2013 год.
Полагая, что установленный РЭК Омской области тариф является убыточным, нарушает права и законные интересы заявителя в области экономической и предпринимательской деятельности, ООО "Тепло" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании упомянутого нормативного правового акта недействующим.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 3 и подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004 следует, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно пункту 9 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 47 постановления Правительства Российской Федерации "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" от 14.07.2008 N 520 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Финансовые потребности организации коммунального комплекса определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и Методическими указаниями (пункт 48 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520).
Порядок расчета тарифа на горячую воду установлен Разделом V.I.3. Методических указаний.
Установление тарифов (цен) производится РЭК Омской области путем рассмотрения соответствующих дел, открываемых по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, либо по инициативе РЭК Омской области (пункт 1.3 Регламента РЭК Омской области, утвержденного приказом от 08.07.2008 N 56/29).
Порядок рассмотрения заявлений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, по установлению тарифов (цен) урегулирован разделом 8 Регламента РЭК Омской области
Пунктом 8.2 Регламента РЭК Омской области установлено, что в случае установления тарифов (цен) по инициативе организации, осуществляющей регулируемую деятельность, такая организация направляет на имя руководителя Комиссии письменное заявление об установлении тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. В заявлении указываются сведения об организации (индивидуальном предпринимателе), направившей (им) заявление (наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, индивидуального предпринимателя); основания, по которым заявитель обратился в Комиссию для установления тарифов (цен); требование, с которым заявитель обращается.
К заявлению прилагаются в подлиннике или заверенных заявителем копиях документы, указанные в нормативных правовых актах (в зависимости от регулируемого вида деятельности).
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, организация коммунального комплекса представляет в орган, уполномоченный на установление тарифа, следующие документы: заявление об установлении тарифа с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственную программу; расчет тарифа по видам деятельности; бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет.
При этом не предусмотрено направление регулирующим органом в адрес организаций коммунального комплекса запросов о предоставлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов, а также других документов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Пунктом 58 Методических указаний установлено, что одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб.м в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются по формуле, составляющей которой является количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды. В свою очередь при определении количества тепла учитывается средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения, и коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что при обращении в РЭК Омской области с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год ООО "Тепло" были приложены расчет финансовых потребностей этого общества для реализации производственной программы и пояснительная записка к расчету тарифа.
Поскольку ООО "Тепло" не были представлены документы, подтверждающие достоверность величин, участвующих в расчете предложенного тарифа, а соблюдение принципа учета всех расходов организации при установлении тарифа предполагает представление ею всех обосновывающих расходы и коэффициенты документов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны регулирующего органа при расчете удельного количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, нарушений пункта 58 Методических указаний.
Из смысла и содержания положений Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" от 14.07.2008 N 520, а также Методических указаний суд первой инстанции сделал вывод о том, что указанные нормативные правовые акты не предусматривают включение при расчете тарифов на горячую воду для организаций коммунального комплекса надбавок к тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций.
Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем доводам заявителя и оспариваемый им приказ от 30.11.2012 N 389/60 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло" обоснованно признан соответствующим пункту 58 Методических указаний, подпунктам 1, 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.08.2013 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5581/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из смысла и содержания положений Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" от 14.07.2008 N 520, а также Методических указаний суд первой инстанции сделал вывод о том, что указанные нормативные правовые акты не предусматривают включение при расчете тарифов на горячую воду для организаций коммунального комплекса надбавок к тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций.
Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем доводам заявителя и оспариваемый им приказ от 30.11.2012 N 389/60 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло" обоснованно признан соответствующим пункту 58 Методических указаний, подпунктам 1, 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2013 г. N Ф04-5189/13 по делу N А46-5581/2013