г. Тюмень |
|
26 ноября 2013 г. |
Дело N А45-4876/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 26 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Каранкевича Е.А.
судей Кадниковой О.В.
Лошкомоевой В.А.
при ведении протокола помощником судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.06.2013 (судья Шевченко С.Ф.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 (судьи Нагишева О.Б., Киреева О.Ю., Терёхина И.И.) по делу N А45-4876/2013 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска об обязании передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное казённое учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, администрация Дзержинского района города Новосибирска.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Сорокина Е.А.) в заседании участвовали представители Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска Макаренко М.А. по доверенности от 28.12.2012, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области Жданова Е.В. по доверенности от 24.09.2013, Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области" Папка Е.А. по доверенности от 12.08.2013.
Суд установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ Росимущества в Новосибирской области) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - Департамент) об обязании передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения общей площадью 570,7 кв. м, расположенные в цокольном этаже административного здания, расположенного по адресу: город Новосибирск, проспект Дзержинского, 16, по акту приёма-передачи.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2013, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению Департамента, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, а судебные акты являются немотивированными и необоснованными. Суды не учли, что истребуемые помещения общей площадью 570,7 кв. м не выделены как самостоятельные объекты недвижимости и входят в состав помещения общей площадью 12 005,7 кв. м. Таким образом, принятые судебные акты являются неисполнимыми. В период разграничения государственной собственности на спорный объект органы милиции его не занимали. Порядок безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную, закреплённый положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ТУ Росимущества в Новосибирской области, Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области" (далее - ФГКУ УВО ГУ МВД России по Новосибирской области) не согласились с доводами кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, считают принятые судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности города Новосибирска находится административное здание, расположенное по адресу: город Новосибирск, проспект Дзержинского, 16, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.03.2013 N 54-54-01/012/2013-1543.
С 1999 года нежилое помещение стоянки служебного автотранспорта площадью 570,7 кв. м, расположенное в цокольном этаже указанного здания (далее - спорное помещение), используется ФГКУ УВО ГУ МВД России по Новосибирской области для осуществления функций, предусмотренных Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), на основании ежегодно заключаемых договоров аренды, а с 2011 года на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом муниципальной казны города Новосибирска от 14.07.2011 N 1827.
ТУ Росимущества в Новосибирской области письмом от 13.02.2013 обратилось в адрес Департамента с просьбой о рассмотрении вопроса о передаче спорного помещения в собственность Российской Федерации, однако получило отказ (исх. N 31/07/01742 от 06.03.2013).
Полагая, что спорное здание должно быть передано в федеральную собственность на основании положений части 9 статьи 54 Закона о полиции, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статьи 4, части 2 статьи 48, частей 9, 10 статьи 54 Закона о полиции, части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ и исходили из того, что имущество, используемое полицией и необходимое для обеспечения её деятельности, находящееся в муниципальной собственности, передаётся в федеральную собственность.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрены критерии, определяющие отнесение имущества к соответствующему уровню собственности в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, согласно абзацам двенадцатому, четырнадцатому части 11 статьи 154 названного Закона муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если оно используется федеральными органами государственной власти.
Согласно частям 9, 10 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая вышеназванные нормы права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что спорное здание подлежит передаче в федеральную собственность и правомерно удовлетворили исковые требования.
Довод Департамента о несоблюдении порядка передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку. При этом судом учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, согласно которой безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Апелляционный суд правильно указал, что отсутствие волеизъявления (согласия) собственника на передачу имущества в федеральную собственность не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности подтверждены материалами дела.
Подлежит отклонению довод Департамента о том, что спорное здание предоставлено УВО ГУ МВД России по Новосибирской области в безвозмездное пользование, следовательно, отсутствуют какие-либо препятствия для его использования в уставной деятельности.
Заключение договора передачи в безвозмездное пользование спорного помещения не заменяет собой необходимости его передачи в федеральную собственность в соответствии с положениями Закона о полиции для приобретения Российской Федерацией предусмотренных статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерацией правомочий собственника, в целях нормальной эксплуатации помещения федеральными органами полиции.
Суд кассационной инстанции считает, что судами фактические обстоятельства дела установлены правильно, отношениям сторон по делу дана надлежащая правовая оценка, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.06.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу N А45-4876/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Каранкевич |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 9, 10 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
...
Довод Департамента о несоблюдении порядка передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку. При этом судом учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, согласно которой безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
Заключение договора передачи в безвозмездное пользование спорного помещения не заменяет собой необходимости его передачи в федеральную собственность в соответствии с положениями Закона о полиции для приобретения Российской Федерацией предусмотренных статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерацией правомочий собственника, в целях нормальной эксплуатации помещения федеральными органами полиции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2013 г. N Ф04-7366/13 по делу N А45-4876/2013