г. Тюмень |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А27-15094/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.,
судей Лаптева Н.В.,
Сидоровой А.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания г. Юрги "Город" в лице конкурсного управляющего Ткаченко А.А. на решение от 27.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Михаленко Е.Н.) и постановление от 21.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Кудряшева Е.В., Фролова Н.Н.) по делу N А27-15094/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЮРГА ВОДТРАНС" (652050, Кемеровская область, город Юрга, улица Шоссейная,14 а, ИНН 4230020538, ОГРН 1054230018721) к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания г. Юрги "Город" (652050, Кемеровская область, город Юрга, улица Строительная, 25, ИНН 4230022077, ОГРН 1064230009040) о взыскании задолженности и неустойки.
В заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания г. Юрги "Город" - Самойленко Ю.М. по доверенности от 10.07.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮРГА ВОДТРАНС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания г. Юрги "Город" (далее - предприятие) о взыскании задолженности по договору от 01.08.2010 N 81 на поставку коммунальных ресурсов в виде холодной воды и приема сточных вод (канализации) (далее - договор) в размере 978 190,23 руб. за период июнь, июль, август 2013 года, неустойки в размере 51 260,28 руб. за период с 21.07.2013 по 20.01.2014.
Решением от 27.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель считает, что судами необоснованно приняты расчеты истца по водоотведению, включающие объемы на общедомовые нужды (далее - ОДН). В обоснование ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на Правила, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Из материалов дела следует, что 01.08.2010 между обществом (ресурсоснабжающая организация, РСО) и предприятием (управляющая организация) заключен договор на поставку коммунальных ресурсов в виде холодной воды и прием сточных вод для нужд собственников жилых помещений многоквартирных домов, по условиям которого общество обязуется поставлять предприятию коммунальные ресурсы в виде холодного водоснабжения и приема сточных вод (канализации) для нужд собственников и нанимателей жилых помещений, а предприятие обязуется производить их оплату.
За июнь, июль, август 2013 года истец выставил на оплату поставленной воды и принятых стоков счета-фактуры на общую сумму 1 462 190,23 руб. Оплата произведена частично. По расчетам истца задолженность ответчика составила 978 190,23 руб. Наличие задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался статьями 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), исходил из того, что количество (объем) оказанных услуг по водоснабжению и приему сточных вод определено истцом, исходя из количества проживающих граждан и нормативов потребления коммунальных услуг, а с момента установки общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) - по показаниям приборов, переданных абонентом. Факт наличия задолженности подтвержден.
Седьмой арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Не соглашаясь с доводом заявителя апелляционной жалобы о том, что истец неправомерно в объем оказанных услуг по водоотведению включает объемы на ОДН, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Правила N 354 регулируют правоотношения между исполнителями коммунальных услуг (управляющая компания) и потребителями (население) и не распространяют свое действие на ресурсоснабжающие организации, поставляющие коммунальный ресурс управляющей организации.
Между тем суды не учли следующее.
Фактически между сторонами возник спор о возможности в спорный период (июнь, июль, август 2013 года) включать в объем оказанных услуг по водоотведению объем услуги на ОДН.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с часть 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354, вступившие в действие с 01.09.2012.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В пункте 4 раздела второго "Условия предоставления коммунальных услуг" Правил N 354 приведены виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 с 01.06.2013 внесены изменения в Правила N 354, в том числе в подпункт "в" пункта 4, согласно которому в ранее действующую редакцию - потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе, водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, внесены изменения и исключены слова: "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Необходимо отметить, что с 27.04.2013 из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), исключен абзац второй, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН.
Таким образом, начиная с 01.06.2013, определение услуги - водоотведение сформулировано так, что исключает ее предоставление на ОДН, а норматив водоотведения на ОДН не устанавливается.
На основании изложенного, с 01.06.2013 истец не вправе определять объем стоков многоквартирного жилого дома с учетом водоотведения на ОДН и включать их в расчет стоимости коммунальных услуг.
Вместе с тем, за спорный период истец предъявил ответчику к оплате счета-фактуры, включающие стоимость услуг по водоотведению без вычета на ОДН.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты о взыскании с ответчика суммы долга и неустойки подлежат отмене в связи с нарушением норм материального права с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить расчет исковых требований с учетом того, что с 01.06.2013 стоимость услуги по водоотведению определяется без включения объема водоотведения на ОДН, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 21.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15094/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 с 01.06.2013 внесены изменения в Правила N 354, в том числе в подпункт "в" пункта 4, согласно которому в ранее действующую редакцию - потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе, водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, внесены изменения и исключены слова: "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Необходимо отметить, что с 27.04.2013 из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), исключен абзац второй, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2014 г. N Ф04-9557/14 по делу N А27-15094/2013