г. Тюмень |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А67-7227/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании на решение от 29.05.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Якимович Т.Ю.) и постановление от 06.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шатохина Е.Г., Жданова Л.И., Захарчук Е.И.) по делу N А67-7227/2012 по иску Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628012, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 23, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к открытому акционерному обществу "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (636780, Томская область, город Стрежевой, улица Буровиков, 23, ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918) о взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании - Тимофеев А.В. (доверенность от 01.08.2011).
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба Природнадзора) обратилась в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (далее - ОАО "Томскнефть" ВНК) о взыскании вреда в размере 3 773 952 руб., причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Решением от 29.05.2013 Арбитражного суда Томской области исковые требования Службы Природнадзора удовлетворены.
Постановлением от 06.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Томскнефть" ВНК, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению ОАО "Томскнефть" ВНК, взыскание вреда за причинение вреда лесам неправомерно, поскольку разлив нефти произошёл на земельном участке, представляющем собой болото, а ущерб, причиненный почве, ответчик готов возместить в добровольном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу Служба Природнадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ОАО "Томскнефть" ВНК судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Службой Природнадзора проверкой соблюдения ОАО "Томскнефть" ВНК требований лесного и природоохранного законодательства выявлено, что в результате некатегорийного отказа нефтепровода допущено загрязнение нефтепродуктами лесного участка площадью 2500 кв.м, расположенного в квартале 421 выделе 39, 40 Охтеурского участкового лесничества Территориального отдела - Нижневартовское лесничество, в районе куста скважин N 8 Вахского месторождения нефти, в 30 метрах от кустовой площадки (координаты: N 60 53 08.9 Е 78 54 11.8). Этот участок представляет собой болото с категорией - орехопромысловая зона. Загрязненный участок локализован и обвалован.
В ходе обследования на загрязненном лесном участке отобраны пробы почвы, составлены акт обследования от 17.07.2012 N 02-341/Л и протокол от 31.05.2012 N 02-270/2012.
По результатам количественного химического анализа концентрации нефтепродуктов выявлены загрязнения почвы (суглинок) в контрольной пробе N 242 (21732 мг/кг) нефтепродуктами: превышение фонового уровня (N 243- менее 50 мг/кг) более чем в 434,6 раза; загрязнения почвы (болото, торф) в контрольной пробе N 244 (76937 мг/кг) нефтепродуктами: превышение фонового уровня (N 245-2173 мг/кг) в 35,4 раза.
Рассчитанный Службой Природнадзора размер ущерба составил 3 773 952 руб.
Поскольку в добровольном порядке ущерб ОАО "Томскнефть" ВНК не был возмещен, Служба Природнадзора обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанного ущерба.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что названное общество, являясь владельцем источника повышенной опасности (опасного производственного объекта - нефтепровода), в силу статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" несет ответственность за вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв и деревьев нефтепродуктами.
ОАО "Томскнефть" ВНК не опровергает факт загрязнения нефтепродуктами в результате некатегорийного отказа нефтепровода участка лесного фонда общей лощадью 2500 кв.м в квартале 421 выделе 39, 40 Охтеурского участкового лесничества Территориального отдела - Нижневартовское лесничество, в районе куста скважин N 8 Вахского месторождения нефти, в 30 метрах от кустовой площадки.
Согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.
Руководствуясь названными нормативными документами, обе судебные инстанции признали правильным произведенный Службой Природнадзора расчет ущерба в размере 3 773 952 руб. и обоснованно признали несостоятельными доводы ОАО "Томскнефть" ВНК об отсутствии оснований для взыскания ущерба в связи с принятием мер по ликвидации последствий нефтеразлива, поскольку при определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.
Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства ОАО "Томскнефть" ВНК о направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке соответствия части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации статье 50 Конституции Российской Федерации по следующим основаниям.
В силу статьи 36 Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.
Согласно пункту 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придёт к выводу о несоответствии закона, применённого или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Аналогичное положение содержится в статье 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
Между тем при рассмотрении данного дела суд кассационной инстанции не усматривает несоответствия части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации требованиям статьи 50 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.05.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 06.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7227/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 36 Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.
Согласно пункту 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придёт к выводу о несоответствии закона, применённого или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Аналогичное положение содержится в статье 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
Между тем при рассмотрении данного дела суд кассационной инстанции не усматривает несоответствия части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации требованиям статьи 50 Конституции Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 декабря 2013 г. N Ф04-8065/13 по делу N А67-7227/2012