г. Тюмень |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А81-1061/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" на решение от 10.06.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Сеитов Э.М.) и постановление от 24.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А81-1061/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 59/87, ИНН 8905000428, ОГРН 1028900703963) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Другое лицо, участвующее в деле: Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее - ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.02.2013 N 198-ГК/26 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 000 руб. по части 2 статьи 7.3 и части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.06.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 24.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым признать незаконным и отменить обжалуемое постановление Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, дело направить на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
По мнению заявителя совершение правонарушений стало возможным по причинам, независящим от Общества, поскольку недостижение установленного проектными документами уровня утилизации попутного нефтяного газа на Вынгапуровском месторождении в 2012 году (95%) обусловлены отсутствием мощностей на объектах ОАО "СибурТюменьГаз", единственным потребителем попутного газа, а также остановочными работами на объектах ООО "Вынгапуровский газоперерабатывающий завод", единственным потребителем попутного нефтяного газа.
Заявитель жалобы не согласен с выводами апелляционной инстанции относительно определения сверхнормативных потерь в 2012 году добытого попутного газа (17,1 %) как нерационального использования недр при их разработке (часть 1 статьи 8.10 КоАП РФ), поскольку при осуществлении добычи газа в объеме, соответствующем проектному, оснований вменять сверхнормативные потери отсутствуют.
При этом Общество признает факт не комплексного извлечения из недр попутного нефтяного газа на указанном месторождении, что влечет его сверхнормативную потерю, а также не достижение в 2012 году на Вынгапуровском месторождении показателя использования попутного нефтяного газа в 95 % (при факте утилизации - 82,9 %), указывая вместе
с тем на принятие в настоящее время мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Отзыв на кассационную жалобу Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране недр и атмосферного воздуха при добыче и утилизации (использовании) попутного нефтяного газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нефтегазодобывающими предприятиями, в том числе ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз".
В ходе проверки выявлен факт нерационального использования Обществом в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Вынгапуровского нефтегазоконденсатного месторождения, выразившегося в нарушении условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ХМН 11871 НЭ от 31.10.2003, и проектным документом, а также в допущении сверхнормативных потерь при добыче полезного ископаемого (попутного нефтяного газа).
По итогам проведенной проверки Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в отношении Общества 30.01.2013 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, и дело об административном правонарушении, состав которого предусмотрен частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях и материалы проверки направлены Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором для рассмотрения в Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре.
По результатам рассмотрения этих дел Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре вынесено постановление от 22.02.2013 N 198-ГК/26 о привлечении "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 и частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленные административным органом доказательства подтверждают в действиях ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" составов вменяемых административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3, частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в нарушении недропользователем заранее оговоренных условий пользовании участком недр в определенных лицензией границах.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр указаны в статье 22 Закона о недрах. Пунктами 1, 2, 10 части 2 названной статьи предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований, законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, недопущение сверхнормативных потерь, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Обязанность природопользователя осуществлять эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств установлена частью 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" является владельцем лицензии на право пользования недрами ХМН 11871 НЭ. Срок окончания действия лицензии установлен 26.09.2014.
Неотъемлемой составной частью лицензии является лицензионное соглашение (с изменениями и дополнениями) об условиях пользования недрами Вынгапуровского нефтегазоконденсатного месторождения на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" в рамках заключенного с ООО "Заполярнефть" договора на оказание операторских услуг от 11.11.2011 N Д/2116/11-2599 оказывает ООО "Заполярнефть" в рамках лицензионного соглашения весь комплекс услуг на лицензионном участке.
В соответствии с пунктом 7.4 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Вынгапуровского нефтегазоконденсатного месторождения (в редакции дополнения к лицензии, зарегистрированного 08.12.2005) объем утилизации попутного нефтяного газа принимается в соответствии с проектными документами на разработку месторождения.
Пунктом 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, установлено, что в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья в обязательном порядке включаются мероприятия по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Проектным документом "Дополнение к технологической схеме разработки Вынгапуровского нефтегазоконденсатного месторождения" установлено, что в 2012 году и в последующие годы процент использования попутного нефтяного газа по Вынгапуроскому нефтегазоконденсатному месторождению должен составлять 95%.
Однако, в ходе проверки, проведенной Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что уровень использования попутного нефтяного газа за 2012 год в пределах Вынгапуровского лицензионного участка составил 82,9%.
На основании исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ доказательств, суды пришли к выводам о том, что ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" при разработке Вынгапуровского нефтегазоконденсатного месторождения нарушило положения утвержденного в установленном порядке технического проекта, определяющие объем использования попутного нефтяного газа, что повлекло обоснованное привлечение Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ предусмотрено, что выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в действиях, бездействиях, состоящих в выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых и приводящих к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, либо в разубоживании полезных ископаемых или ином нерациональном использовании недр, ведущем к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
В соответствии со статьей 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Нарушение положений статьи 23 Закона о недрах свидетельствует о нерациональном использовании и охраны недр, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих запасов полезных ископаемых и попутных компонентов, их достоверный учет при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природопользователь при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств обязан предусматривать эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа.
Из содержания проектного документа "Дополнение к технологической схеме разработки Вынгапуровского нефтегазоконденсатного месторождения" следует, что в 2012 году процент использования попутного нефтяного газа по Вынгапуроскому нефтегазоконденсатному месторождению должен составлять 95 %. Следовательно, потери такого газа, при условии рационального использования добытого полезного ископаемого, не должны превышать 5%, поэтому довод подателя апелляционной жалобы о том, что проектной документацией не предусмотрен уровень потерь попутного нефтяного газа, был правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, как не соответствующий действительности.
Судами установлено и следует из представленных стороной доказательств в ходе проведения проверки Ханты-Мансийскому межрайонному природоохранному прокурору, что при уровне использования попутного нефтяного газа за 2012 год в пределах Вынгапуровского лицензионного участка 82,9 %, Обществом допущена сверхнормативная потеря за указанный период в размере 17,1 % добытого попутного газа, что свидетельствует о нерациональном использовании ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" недр при их разработке.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что не достижение установленного проектными документами уровня утилизации (95 %) попутного нефтяного газа на Вынгапуровском месторождении в 2012 году, а также относительно сверхнормативных потерь в 2012 году (17,1 %) добытого попутного газа, как нерациональном использовании недр при их разработке (часть 1 статьи 8.10 КоАП РФ) обусловлено объективными причинами, не зависящими от Общества, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и данным доводам дана правильная правовая оценка.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, а также соответствия выводов суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Из вышеуказанной нормы прав следует, что переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.06.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 24.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1061/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и следует из представленных стороной доказательств в ходе проведения проверки Ханты-Мансийскому межрайонному природоохранному прокурору, что при уровне использования попутного нефтяного газа за 2012 год в пределах Вынгапуровского лицензионного участка 82,9 %, Обществом допущена сверхнормативная потеря за указанный период в размере 17,1 % добытого попутного газа, что свидетельствует о нерациональном использовании ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" недр при их разработке.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что не достижение установленного проектными документами уровня утилизации (95 %) попутного нефтяного газа на Вынгапуровском месторождении в 2012 году, а также относительно сверхнормативных потерь в 2012 году (17,1 %) добытого попутного газа, как нерациональном использовании недр при их разработке (часть 1 статьи 8.10 КоАП РФ) обусловлено объективными причинами, не зависящими от Общества, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и данным доводам дана правильная правовая оценка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2013 г. N Ф04-7743/13 по делу N А81-1061/2013