г. Тюмень |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А75-8991/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" на решение от 11.06.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 17.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-8991/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (628680, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, улица А.М. Кузьмина, 51, ИНН 8605003932, ОГРН 1028601354088) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) о признании недействительным предписания от 30.07.2012 N 145-ЗК/34.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 30.07.2012 N 145-ЗК/34.
Решением от 11.06.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку суд не должен был применять в данном деле положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку судебные акты по делу N А75-6987/2012 не могут в полном объеме являться преюдициальными для настоящего дела.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 279 АПК РФ не представлены.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании приказа управления от 04.06.2012 N 429 в отношении общества была проведена проверка, результаты которой отражены в акте от 13.07.2012 N 55.
Управлением в ходе проверки установлено, в том числе, что на кустовых площадках N N 114 и 115 Северо-Островного лицензионного участка расположены шламовые амбары, являющиеся объектами размещения опасных отходов - бурового шлама, при этом мониторинг по объектам размещения отходов (шламовые амбары) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов не ведется, контроль за объектами размещения опасных отходов не ведется в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод; места размещения шламовых амбаров не рекультивированы.
Данные факты послужили основанием для выдачи обществу предписания об устранении нарушений требований законодательства от 30.07.2012 N 145-ЗК/34, которым предписано: организовать проведение экологического мониторинга и производственного контроля за объектами размещения опасных отходов, расположенных на кустовых площадках N N 114, 115 Северо-Островного лицензионного участка, на основании инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетах и прогнозах миграции загрязняющих веществ в подземных водах с учетом особенностей загрязняющих веществ, а также представить результаты проведения экологического мониторинга и производственного контроля за состоянием подземных вод (водных объектов) в зоне влияния объекта размещения отходов в управление.
Срок исполнения предписания был установлен до 30.07.2013.
В качестве основания выдачи предписания указаны: пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", часть 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации, ГОСТ 17.3.06-82, СП 2.1.5.1059-01.
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" по факту выявленных нарушений постановлением от 10.08.2012 N 1244-ОК/З признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением от 04.12.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-6987/2012, оставленным без изменения постановлением от 06.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, постановление управления от 10.08.2012 N 1244-ОК/3, которым общество было привлечено к административной ответственности, признано законным, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" было отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания от 30.07.2012 N 145-ЗК/34 управления недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из преюдициальных обстоятельств, установленных в деле N А75-6987/2012, в частности, о наличии неисполненной обществом обязанности по мониторингу за состоянием подземных вод (водных объектов в зоне влияния объекта размещения отходов).
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Материалами дела установлено, что спорное предписание выдано в результате проведения управлением проверки, по результатам которой установлены нарушения, связанные с отсутствием мониторинга по объектам размещения отходов (шламовые амбары) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, отсутствием контроля за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод.
По этим же основаниям общество было привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами).
Изложенное свидетельствует о том, что спорное предписание и постановление от 10.08.2012 N 1244-ОК/З о назначении административного наказания выданы обществу по факту одного и того же нарушения, установленного в ходе одной проверки.
Решением от 04.12.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-6987/2012, вступившим в законную силу, постановление по делу об административном правонарушении от 10.08.2012 N 1244-ОК/З было признано законным.
Суд при этом исходил из того, что общество обязано производить указанный мониторинг, в том числе подземных вод в местах расположения объектов размещения отходов, а также, что представленные ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" доказательства проведения мониторинга не содержат сведений как о предусмотренных мероприятиях по мониторингу окружающей среды, так и сведений о фактически выполненных мероприятиях по мониторингу окружающей среды, в том числе, подземных вод.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что поскольку обстоятельство наличия у общества обязанности осуществить экологический мониторинг и производственный контроль за объектами размещения опасных отходов, расположенных на кустовых площадках N N 114, 115 Северо-Островного лицензионного участка, на основании инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетах и прогнозах миграции загрязняющих веществ в подземных водах с учетом особенностей загрязняющих веществ, установлено судебным актом по другому делу, настоящее предписание выдано законно и обоснованно.
Для общества указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства. Им дана соответствующая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.06.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8991/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Материалами дела установлено, что спорное предписание выдано в результате проведения управлением проверки, по результатам которой установлены нарушения, связанные с отсутствием мониторинга по объектам размещения отходов (шламовые амбары) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, отсутствием контроля за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод.
По этим же основаниям общество было привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2013 г. N Ф04-7088/13 по делу N А75-8991/2012
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7088/13
17.09.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6813/13
11.06.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-8991/12