г. Тюмень |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А67-1041/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.,В.
Тихомирова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в лице Томского филиала (заявителя) на решение от 19.06.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Сенникова И.Н.) и постановление от 02.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (Ходырева Л.Е., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А67-1041/2013 по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в лице Томского филиала (109316, г. Москва, проспект Волгоградский, 45, стр.1, ИНН 7705028865, ОГРН 1037739350835) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр.1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Томской области (634029, г. Томск, ул. Белинского, 8) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (634041, г. Томск, проспект Кирова, 51, ИНН 7017242314, ОГРН 1097017011409), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1, ИНН 7017107837, ОГРН 1047000304823), федеральное государственное казенное учреждение "Рослесресурс" (115035, г. Москва, ул. Садовническая 56/49, стр.1, ИНН 7705502725, ОГРН 1037705047632).
В заседании в помещении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа приняла участие представитель федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (заявителя) - Антонова М.В. по доверенности от 27.03.2013 N 0413217.
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Шилов А.В.) приняли участие: от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Томской области (заинтересованного лица) - Валиулина Р.А. по доверенности от 11.03.2013;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (третьего лица) - Пашкова А.С. по доверенности от 09.01.2014.
Суд установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Томской области (далее - кадастровая палата) о признании незаконными действий по отказу в кадастровом учете земельного участка согласно решению от 28.01.2013 N 70/13-3193.
Требование мотивировано несоответствием отказа заинтересованного лица пункту 3 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) и нарушением прав и законных интересов предприятия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - ТУ Росимущества), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное казенное учреждение "Рослесресурс" (далее - учреждение).
Решением от 19.06.2013 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 02.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления.
По мнению подателя жалобы, суды неверно истолковали часть 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и не учли, что процедура раздела с измененным земельным участком имеет отношение к рассматриваемому спору.
Заявитель считает, что пункт 3 части 2 статьи 27 Закона N 227-ФЗ может быть применен только при прямом запрете на раздел исходного земельного участка, который не предусмотрен данным Законом.
Предприятие также ссылается на неисследование судами вопроса об установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784.
Представленные предприятием дополнение к кассационной жалобе с приложением нового документа, отзывы кадастровой палаты и ТУ Росимущества судом кассационной инстанции не приняты во внимание, поскольку не содержат доказательств направления их участвующим в деле лицам, а новый документ не был предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций (статьи 277, 279, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Управление Росреестра, учреждение о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, просил отменить принятые судебные акты и удовлетворить его требования или дело направить на новое рассмотрение, а представители кадастровой палаты и ТУ Росимущества возражали против удовлетворения жалобы заявителя ввиду несостоятельности содержащихся в ней аргументов и законности и обоснованности оспариваемых судебных актов.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в соответствии с заключенным между учреждением (заказчиком) и предприятием (исполнителем) государственным контрактом от 14.02.2012 N Р-2К-12/1 исполнителем выполнены кадастровые работы по образованию самостоятельных земельных участков путем раздела земельного участка Васюганского лесничества с кадастровым номером 70:06:0100027:14784.
Предприятие подало заявку от 28.12.2012 N 11-5800935 о постановке на кадастровый учет образованного после раздела земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Каргасокский район, Васюганское лесничество.
Решением кадастровой палаты от 28.01.2013 N 70/13-3193 заявителю было отказано в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что земельный участок, о кадастровом учете которого заявило предприятие, образован из земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784, раздел которого не допускается в соответствии с установленными федеральными законами требованиями (необходимо уточнить площадь и местоположение земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784).
Считая решение кадастровой палаты неправомерным, предприятие оспорило его в арбитражном суде.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суды исходили из их недоказанности.
Согласно статье 11N ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации, далее - Лесной кодекс).
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим же Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В статье 92 Лесного кодекса закреплено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Частью 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно статье 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Закона (01.03.2008) с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу данного Закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным Законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
На основании части 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, исходный земельный участок, из которого образуется земельный участок, в кадастровом учете которого предприятию отказано кадастровой палатой, находится в собственности Российской Федерации (условный номер 70-70-08/164/2008-894, свидетельство о праве собственности от 19.11.2008 N 271204) и был внесен 23.12.2009 в государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 70:06:0100027:14784 со статусом ранее учтенного в порядке переноса сведений, которые содержались в государственном кадастре недвижимости с 04.12.2006, в связи с вступлением в законную силу Лесного кодекса.
Проанализировав имеющиеся в деле документы, суды пришли к выводу, что ранее учтенный земельный участок Васюганского лесничества с кадастровым номером 70:06:0100027:14784 имеет ориентировочные границы и декларативную площадь, поскольку местоположение его границ посредством определения координат характерных точек таких границ не осуществлялось, межевой план не составлялся; в государственном кадастре недвижимости отсутствует описание местоположения границ земельного участка (описание местоположения границ и площадь, определенная с учетом установленных законодательством требований), так как в кадастровой выписке о земельном участке от 10.05.2012 N 7000/301/12-26104, представленной предприятием, и в кадастровой выписке о земельном участке от 08.02.2013 N 7000/301/13-14920, представленной кадастровой палатой, в строке 16 имеется особая отметка "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства", а в кадастровом паспорте земельного участка от 11.05.2011 N 7000/301/11-20499, представленном управлением Росимущества, в строке 16 содержится особая отметка "площадь и местоположение земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства".
По правилам части 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N ВАС-894/13 (далее - решение N ВАС-894/13) вытекает, что часть 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ соответствует нормам ранее действовавшего Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ) и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве), поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, которые в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона N 221-ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
Между тем предприятие в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательства, свидетельствующие о межевании (мероприятиях по определению местоположения и границ на местности) земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784 и осуществлении в отношении этого участка государственного кадастрового учета в установленном законом порядке до вступления в силу Закона N 221-ФЗ или в переходный период его применения.
Поскольку в силу статьи 13 Закона N 221-ФЗ землеустроительные дела не являются частью кадастра недвижимости, границы земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости только в виде описания их координат, а сведения о ранее учтенных земельных участках, не прошедших кадастровую процедуру учета изменений объекта недвижимости с представлением межевого плана, не содержат описания границ с установленными координатами, при этом Закон N 221-ФЗ не наделил органы кадастрового учета обязанностью самостоятельно для каждого ранее учтенного земельного участка без определения границ запросить сведения в государственном фонде данных или составить межевой план и определить границы с указанием характерных точек, на что обращено внимание в решении N ВАС-894/13, то является правильным вывод судов, что наличие в распоряжении какого-либо органа сведений относительно местоположения границ земельного участка не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого отказа.
К тому же, руководствуясь положениями статей 72-74 Лесного кодекса, Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форм примерного договора аренды лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденным приказом Минсельхоза России от 12.02.2010 N 48, Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденным приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, правомерно опровергли довод предприятия об установлении границ спорного земельного участка в связи с его арендой, так как индивидуализация земельного участка лесного фонда в договоре аренды осуществляется путем описания в договоре аренды лесного участка сведений о нем (пункты о местоположении лесных участков - субъект Российской Федерации, лесничество, номера кварталов, номер учетной записи в государственном лесном реестре - поквартальная ведомость).
Что касается утверждения заявителя о том, что наличие статуса "ранее учтенный земельный участок" не означает отсутствие границ земельного участка, то суды признали его несостоятельным, так как только внесение уточненных характеристик о местоположении границ и площади земельного участка Васюганского лесничества в соответствии с частями 2, 3 статьи 24 Закона N 221-ФЗ прекращает статус участка как "ранее учтенного" с изменением его на статус "учтенный".
Не принята во внимание апелляционного суда ссылка предприятия на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.02.2013 N ОГ-Д23-650, поскольку к в нем даны разъяснения относительно земельных участков, выделенных в счет земельных долей, что не имеет отношения к разрешаемому спору.
В силу пункта 3 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" преобразование земельного участка путем его раздела или выдела из него нового участка возможно только в установленных границах исходного земельного участка, в то время как земельный участок с кадастровым номером 70:06:0100027:1478, из которого образуется земельный участок, в кадастровом учете которого предприятию отказано, не имеет установленных границ, суды обоснованно признали законным решение органа кадастрового учета об отказе предприятию в постановке на кадастровый учет требуемого земельного участка.
Согласно статьям 198, 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Однако суды сочли недоказанными наличие обозначенной совокупности обстоятельств, а потому правомерно отказали в удовлетворении требований предприятия.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.06.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 02.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1041/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" преобразование земельного участка путем его раздела или выдела из него нового участка возможно только в установленных границах исходного земельного участка, в то время как земельный участок с кадастровым номером 70:06:0100027:1478, из которого образуется земельный участок, в кадастровом учете которого предприятию отказано, не имеет установленных границ, суды обоснованно признали законным решение органа кадастрового учета об отказе предприятию в постановке на кадастровый учет требуемого земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2014 г. N Ф04-9265/13 по делу N А67-1041/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 4890/14
27.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4890/14
21.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4890/14
09.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4890/14
20.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9265/13
02.09.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6521/13
19.06.2013 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-1041/13