г. Тюмень |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А45-3863/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Терентьевым А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на постановление от 18.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Марченко Н.В., Скачкова О.А.) по делу N А45-3863/2013 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Юстас" (630000, г. Новосибирск, ул. Ленина, 55, 72, ИНН 5407049190, ОГРН 1085407005727) к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848) о признании незаконным отказа в выборе земельного участка,
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Малимонова Л.В.) в заседании участвовали представитель департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - Горячева Н.В. по доверенности от 14.02.2013.
Суд установил:
дачное некоммерческое товарищество "Юстас" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в процессе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) в выборе товариществу земельного участка площадью около трех - пяти гектар в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства теплично-парниковых сооружений, оформленный письмом от 20.12.2012 N 13273/1-14/12.
Решением от 01.07.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 18.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, принят новый судебный акт.
Суд признал недействительным отказ департамента и обязал его повторно рассмотреть заявление товарищества и принять соответствующее решение в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В кассационной жалобе департамент просит постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении требований заявителю отказать.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. Департамент полагает, что законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, для строительства объектов недвижимого имущества; товарищество создано с нарушением положений, установленных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), поскольку не обладает какими-либо земельными участками, в связи с чем не может реализовывать свои уставные цели.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ доводы кассационной жалобы, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
Из материалов дела следует, что товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта площадью 3 - 5 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 20.12.2012 N 13273/1- 14/12 департамент отказал заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ввиду того, что испрашиваемый земельный участок в случае его предоставления заявителю, будет относиться к имуществу общего пользования, следовательно, вне пределов территории товарищества располагаться не может. Также департамент указал на невозможность определить местоположение рассматриваемого земельного участка, поскольку в заявлении отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка.
Отказ департамента явился основанием для обращения заявителя в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что предоставление земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, для строительства на них объектов недвижимости, законодательством не предусмотрено.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая оспариваемое постановление, апелляционный суд указал, что теплицы относятся к сооружениям, используемым при сельскохозяйственном производстве.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы апелляционного суда, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в соответствии с законом, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ.
При этом нормами пункта 5 статьи 30, статьями 31, 32 ЗК РФ регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9 статьи 31 ЗК РФ).
Из материалов дела следует и установлено судами, что товарищество просило осуществить выбор земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью около 3,0 - 5,0 га в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1564 для строительства теплично-парниковых сооружений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77, пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей
Статьей 14 Закона N 66-ФЗ допускается использование для дачного хозяйства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. В целях настоящего Федерального закона рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признается сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Вышеуказанные нормы права свидетельствуют о том, что законодателем реализация сельскохозяйственной продукции не отнесена к сельскохозяйственному производству. При буквальном толковании закона оказание сопутствующих услуг не означает оказание услуг по реализации продукции, поскольку сопутствующие услуги в данном контексте относятся к выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация является самостоятельным видом деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с нормативными документами агропромышленного комплекса Минсельхоза РФ - нормами технологического проектирования, СНиП 30-02-97 и СНиП 2.10.04-85 "Теплицы и парники", основным назначением тепличных сооружений является поддержание защищенного микроклимата для круглогодичного взращивания ценных культур в тех регионах, в которых урожай в открытом грунте, возможно, получить всего единожды за сезон, по причине климатических условий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно пришел к выводу, что теплицы относятся к сооружениям, используемым для производства сельскохозяйственной продукции закрытого грунтам, следовательно, необходимы для сельскохозяйственного производства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о необходимости предоставления испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов, а также создания товарищества с нарушением положений Закона N 66-ФЗ подлежат отклонению, поскольку они не были заявлены при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, поэтому не были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
К полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ оценка этих доводов не относится.
Апелляционный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 18.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3863/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 14 Закона N 66-ФЗ допускается использование для дачного хозяйства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. В целях настоящего Федерального закона рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признается сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о необходимости предоставления испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов, а также создания товарищества с нарушением положений Закона N 66-ФЗ подлежат отклонению, поскольку они не были заявлены при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, поэтому не были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 января 2014 г. N Ф04-8675/13 по делу N А45-3863/2013