г. Тюмень |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А70-2619/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.,
судей Лаптева Н.В.,
Туленковой Л.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" на постановление от 14.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зорина О.В., Семенова Т.П., Смольникова М.В.) по делу N А70-2619/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью Строительной фирмы "САНТАС" (625000, г. Тюмень, ул. Минская, 88, офис 510, ИНН 7204027349, ОГРН 1027200863359) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (625007, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 31, ИНН 7204095194, ОГРН 1057200947253) о признании недействительными пунктов договоров, применении последствий недействительности сделок в виде взыскания неосновательного обогащения.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.
В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" - Ярославцева С.В. по доверенности от 08.11.2013 N 112/13, Сергеев А.В. по доверенности от 15.01.2014 N 57/14, Тимканова А.Р. по доверенности от 09.09.2013; общества с ограниченной ответственностью Строительная фирма "САНТАС" - Волегов М.А. по доверенности от 21.01.2013.
В судебном заседании, назначенном судом кассационной инстанции на 16.01.2014, был объявлен перерыв до 23.01.2014. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей и с участием представителей.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная фирма "САНТАС" (далее - фирма, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - водоканал, ответчик) о признании недействительными пунктов 5.1 и 5.3 договоров о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения N 094/10, 093/10, 043/10, 075/10 и применении последствий недействительности сделок в виде взыскания неосновательного обогащения:
- 10 660 302 руб. 90 коп. - суммы неосновательного обогащения в размере основной задолженности по договору от 26.08.2010 N 094/10,
- 10 660 302 руб. 90 коп. - суммы неосновательного обогащения в размере основной задолженности по договору от 26.08.2010 N 093/10,
- 5 069 326 руб. 73 коп. - суммы неосновательного обогащения в размере основной задолженности по договору от 05.05.2010 N 043/10,
- 16 564 470 руб. 66 коп. - суммы неосновательного обогащения в размере основной задолженности по договору от 04.08.2010 N 075/10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление).
Решением от 04.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Макаров С.Л.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 14.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено в части, исковые требования удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 5.1 и 5.3 договоров N 094/10, 093/10, 043/10; признаны частично недействительными пункты 5.1 и 5.3 договора N 075/10, в части платы за подключение к сетям водоотведения; применены последствия недействительности части сделок. С водоканала в пользу фирмы взыскано 32 641 590 руб. 94 коп. неосновательного обогащения, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в сумме 30 250 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Водоканал обратился с кассационной жалобой (с учетом дополнения к кассационной жалобе), в которой просит отменить постановление в части удовлетворенных исковых требований, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы ответчик приводит следующие доводы: основания для признания недействительными пунктов 5.1, 5.3 договоров в части платы за подключение к сетям водоотведения отсутствуют, поскольку: при заключении оспариваемых договоров стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, в том числе и по размеру платы за подключение; отсутствие в спорных договорах и технических условиях указаний на мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой подключаются объекты истца, не свидетельствует о том, что данные мероприятия не нужны были на момент заключения договоров, так как такие мероприятия указаны в Инвестиционной программе общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" по развитию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007-2011 годы, утвержденной Решением от 27.10.2006 N 456 Тюменской городской Думы (далее - инвестиционная программа); выводы суда апелляционной инстанции о том, что в результате модернизации сетей не происходит увеличения их пропускной способности, противоречит пунктам 5.1, 5.2 раздела 5 данной инвестиционной программы; вывод о том, что строительство водопровода по ул. Амурской Д=500 мм не имеет отношения к объектам по договору N 043/10, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Фирма с кассационной жалобой не согласна по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителей сторон, установил следующее.
Из материалов дела следует, что 26.08.2010 между фирмой (заказчик) и водоканалом (исполнитель) заключен договор N 094/10 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения (далее - договор N 094/10), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению возможности подключения 16 - этажных жилых домов ГП-4, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Л.Толстого - Пролетарская (далее - объект по договору N 094/10) к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в соответствии с выданными условиями подключения, а заказчик обязуется внести плату за подключение согласно графику, указанному в пункте 5.3 договора.
Согласно пункту 5.1 договора, общая стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя по указанному договору составляет 10 660 302 руб. 90 коп., в том числе НДС - 1 626 147 руб. 90 коп.
В соответствии с условиями подключения от 13.08.2010 N 1005т точки присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения установлены в границах земельного участка, выделенного истцу под строительство, со стороны ул. Военной в соответствии с приложением N 1 (пункт 1 условий подключения раздела "Водоснабжение").
Данные условия разработаны на основании технических условий от 23.07.2010 N 810-Т.
Оплата по договору N 094/10 в общей сумме - 10 660 302 руб. 90 коп. произведена платежными поручениями: от 21.102.10 N 849, от 11.11.2010 N 905, от 09.12.2010 N 963, от 21.12.2010 N 978.
Между фирмой (заказчик) и водоканалом (исполнитель) 26.08.2010 заключен договор N 093/10 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения (далее - договор N 093/10), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению возможности подключения 16 - этажных жилых домов ГП-1, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Л.Толстого - Пролетарская (далее - объект по договору N 093/10) к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в соответствии с выданными условиями подключения, а заказчик обязуется внести плату за подключение согласно графику, указанному в пункте 5.3 договора.
Согласно пункту 5.1 договора, общая стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя по указанному договору составляет 10 660 302 руб. 90 коп., в том числе НДС - 1 626 147 руб. 90 коп.
В соответствии с условиями подключения от 13.08.2010 N 1004т, выданными истцу ответчиком, точки присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения установлены в границах земельного участка, выделенного истцу под строительство, со стороны ул. Военной в соответствии с приложением N 1 (пункт 1 условий подключения раздела "Водоснабжение"). Данные условия разработаны на основании технических условий от 23.07.2010 N 810-Т.
Оплата по договору N 093/10, в общей сумме 10 660 302 руб. 90 коп., произведена платежными поручениями: от 21.10.2010 N 848, от 20.10.2010 N 850, от 29.10.2010 N 277, от 11.11.2010 N 902, от 11.11.2010 N 904, от 09.12.2010 N 962, от 09.02.2011 N 72, от 16.03.2011 N 138, от 03.06.2011 N 233.
Согласно техническим условиям подключения от 23.07.2010 N 810т, подключение к сетям водоснабжения возможно в пределах границ земельного участка, выделенного заказчику под строительство, при условии обеспечения водоснабжения от водопровода Д=300 мм по ул. Военная; максимальная нагрузка в точке подключения к сетям водоснабжения: хозяйственно-питьевые нужды 318,88 м/куб./сут, пожаротушение наружное 25 л/с внутреннее 5 л/с; подключение к сетям водоотведения возможно в пределах границ земельного участка, выделенного заказчику под строительство; сброс хозяйственно-бытовых стоков предусмотреть в канализацию Д=600 мм по ул. Военная; максимальная нагрузка в точке подключения к сети водоотведения: хозяйственно-бытовые стоки 318,88 м/куб/сут; срок подключения объектов по договорам N 093/10, N 094/10 до 02.08.2010.
Между фирмой (заказчик) и водоканалом (исполнитель) 05.05.2010 заключен договор N 043/10 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения (далее - договор N 043/10), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению возможности подключения 14 этажного 104 квартирного жилого дома с объектами соцкультбыта (ГП-4, ГП-5) расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Амурская - Транспортная (далее - объект по договору N 043/10), к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в соответствии с выданными условиями подключения, а заказчик обязуется внести плату за подключение согласно графику, указанному в пункте 5.3 договора.
Согласно пункту 5.1 договора, общая стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя по указанному договору составляет 7 529 636 руб. 17 коп., в том числе НДС - 1 148 588 руб. 57 коп.
Согласно техническим условиям подключения от 26.03.2008 N 331т, точки присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения установлены в границах земельного участка, выделенного истцу под строительство (пункт 1 технических условий). При этом водоснабжение обеспечить от водовода Д=500 мм по ул. Транспортная, с учетом закольцовки с водопроводом Д= 160 мм, построенного к жилому дому по ул. Амурская, 2; водоотведение принимается в коллектор Д= 300 мм по ул. Транспортная.
Оплата по договору N 043/10 произведена в общей сумме 5 069 326 руб. 73 коп. по платежным поручениям от 27.05.2010 N 648, от 04.08.2011 N 312.
Между фирмой (заказчик) и водоканалом (исполнитель) 04.08.2010 заключен договор N 075/10 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения (далее - договор N 075/10), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению возможности подключения 12-16 этажных жилых домов ГП-3, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Амурская - Транспортная (далее - объект по договору N 075/10), к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в соответствии с выданными условиями подключения, а заказчик обязуется внести плату за подключение согласно графику, указанному в пункте 5.3 договора. Условия подключения разработаны на основании технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения г. Тюмени от 15.02.2010 N 118-Т (далее - технические условия N 118-Т).
В пункте N 3 технических условий N 118-Т указано, что подключение к сетям водоотведения в пределах границ земельного участка, при условии отвода хозяйственно-бытовых стоков в дворовую канализацию Д=200 мм жилого дома по ул. Новосибирская, 119 и дворовую канализацию Д=225 мм жилого дома по ул. Амурская, 2; в пункте 5 раздела "Водоснабжение" условий подключения указано, что подключение объекта осуществляется к существующим сетям водопровода.
Согласно пункту 5.1 договора, общая стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя по указанному договору составляет 16 564 470 руб. 66 коп., в том числе НДС - 2 526 783 руб. 66 коп.
Оплата по договору N 075/10 произведена в сумме 16 564 470 руб.
66 коп. по платежным поручениям от 03.09.2010 N 5776, от 26.11.2010 N 8142.
Полагая, что пункты 5.1, 5.3 договоров являются недействительными, фирма обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей, к которым подключаются объекты истца, следовательно, плата за подключение должна взиматься.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что указанные судом мероприятия не имеют целью увеличение мощности и (или) пропускной способностей сетей; основная часть их направлена на приведение сетей в технически исправное и надежное в эксплуатации состояние.
Между тем суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он основан на неправильном толковании понятия инженерно-технических сетей.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83). Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Пунктом 15 Правил N 83 определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.
Плата за подключение не взимается, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности (подпункт 3 пункта 14 Правил N 360, пункт 11 Правил N 83).
Плата за подключение взимается и ее размер определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение при соблюдении следующих условий (подпункт 1 пункта 14 Правил N 360):
- наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы у исполнителя по договору о подключении;
- в инвестиционной программе включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства;
- установлены тарифы на подключение.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 83 под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурса.
Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, входят в систему коммунальной инфраструктуры. Следовательно, к объектам сетей инженерно-технического обеспечения (системе коммунальной инфраструктуры) относятся сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов (пункт 1 Правил N 360).
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на момент заключения сторонами спорных договоров утверждена и действовала инвестиционная программа водоканала.
В соответствии с Паспортом инвестиционной программы ее целью являлось: развитие системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени в соответствии со схемами Генерального плана города Тюмени для обеспечения доступа к услугам новых потребителей; строительство и (или) модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в соответствии с требованиями законодательства, а также в связи с необходимостью увеличения их мощности; строительство и (или) модернизация систем водоснабжения и водоотведения на территории города, имеющих дефицит воды и недостаточную пропускную способность систем водоотведения; рациональное использование водных ресурсов.
Развитие системы водопроводно-канализационного хозяйства предусматривало в части водоснабжения: модернизацию водозаборных и водоочистных сооружений Метелевского узла с целью снижения износа основных фондов, повышение эффективности их работ; модернизацию сетей водопровода (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды (статья 2 Закона N 416-ФЗ) с высокой степенью износа с целью увеличения пропускной способности и снижения потерь воды; строительство новых сетей водопровода для обеспечения перспективной застройки города; в части водоотведения: модернизацию сетей канализации с высокой степенью износа для увеличения пропускной способности, повышение надежности; строительство новых сетей канализации и перекачивающих канализационных насосных станций для обеспечения перспективной застройки города; модернизацию первой очереди канализационных очистных сооружений (КОС) с целью снижения износа основных фондов, повышение эффективности их работы.
Согласно инвестиционной программе проведение мероприятий в рамках развития системы водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе вышеназванных мероприятий должно привести к увеличению подъема воды; снижению расходов на собственные нужды предприятия; снижению технологических потерь (утечек); увеличению подачи воды в город; увеличению приема сточных вод; увеличению объемов реализации услуг водоснабжения и водоотведения.
Так пунктами 1.1 - 1.5 раздела I "Водоснабжение" программа предусматривает строительство дополнительных и модернизацию имеющихся сооружений Метелёвского водозабора, из которого осуществляется снабжение объектов истца;
- пунктом 4.4 раздела I "Водоснабжение" программа предусматривает модернизацию водопровода Д=1000 мм, L=10 п.км от Метелевского водозабора до разводящих сетей города, в том числе ПСД ( 50% от общей протяженности);
- пунктом 2.16 раздела II "Водоотведение" программа предусматривает модернизацию самотечного канализационного коллектора Д=1000 мм, L=1,8 км, Д=800 мм, L=0,9 п.км по ул. Полевая до КНС-5, до ул. Садовой, КГ по ул. Пролетарской;
- пунктом 2.21 раздела II "Водоотведение" программа предусматривает модернизацию канализации по ул. Ямской, Д=400 мм, L=0,34 п.км от ул. Полевая до ул. Льва Толстого, результатом которых должно стать восстановление эксплуатационных свойств, пропускной способности трубопроводов, обеспечение надежного отвода сточных вод;
- пунктом 2.25 раздела II "Водоотведение" программа предусматривает модернизацию сетей канализации города в связи с их износом Д=300 - 400 мм, L=27 п.км;
- пунктом раздела II "Водоотведение" программа предусматривает модернизацию КНС-5; ремонт строительных конструкций; замену электротехнического и технологического оборудования, в том числе ПСД;
- пунктом 3.2 раздела II "Водоотведение" программа предусматривает модернизацию КНС-6, в том числе ПСД.
Объекты по договорам N 093/10, N 094/10, расположенные по адресу: г. Тюмень, ул. Л. Толстого-Пролетарская, присоединены к самотечному канализационному коллектору по ул. Полевая и к КНС-5, модернизация которых предусмотрена в пунктах 2.16, 2.21, 2.25, 3.1 раздела II "Водоотведение" программы.
Объекты по договорам N 094/10, N 043/10, N 075/10, расположенные по адресу: г. Тюмень, ул. Амурская - Транспортная, присоединены к самотечному канализационному коллектору, выходящему на КНС-6, модернизация которого предусмотрена в пункте 3.2. раздела "Водоотведение" программы.
Все указанные объекты снабжаются водой из Метелевского водозабора, мероприятия по модернизация которого содержатся в пунктах 1.1-1.5 Раздела I "Водоснабжения" программы.
Тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, иных объектов) утвержден постановлением Администрации города Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк.
Анализ инвестиционной программы позволяет установить, что она направлена на развитие системы коммунальной инфраструктуры города Тюмени, а не отдельных частей сетей инженерно-технического обеспечения. Ответчик, являясь коммерческим предприятием, деятельность которого влияет на коммунальную инфраструктуру города Тюмени, обязан нести затраты на модернизацию инженерно-технических сетей, входящих в единую систему коммунальной инфраструктуры города Тюмени.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что инвестиционная программа не направлена на модернизацию участков сетей с целью увеличения их мощности и пропускной способности, к которым присоединяются объекты истца, основан на неправильном толковании понятия инженерно-технических сетей, входящих в коммунальную инфраструктуру, что привело к ошибочному выводу о противоречии пунктов 5.1, 5.3 спорных договоров подпункту 1 пункта 14 Правил N 360.
Подход, избранный судом апелляционной инстанции, не учитывает, что денежные средства, полученные ответчиком по договорам N 093/10, N 094/10, N 075/10, N 043/10, направлены последним на осуществление мероприятий инвестиционной программы на модернизацию сетей с целью увеличения мощности и пропускной способности и их изъятие повлечет невозможность исполнения водоканалом социально значимых мероприятий для города Тюмени, составляющих уставную деятельность ответчика, а, следовательно, срыв инвестиционной программы.
Поскольку инвестиционная программа водоканала разработана и утверждена для развития системы коммунальной инфраструктуры, в которую входят сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени; развитие системы водопроводно-канализационного хозяйства имело целью модернизацию сетей водопровода и водоотведения с целью увеличения пропускной способности и мощности сетей; фактически спорные договоры в части подключения объектов истца к сетям водоснабжения и водоотведения исполнены, осуществляется водоснабжение и водоотведение; тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости для ответчика утвержден, отсутствуют основания для признания пунктов 5.1, 5.3 спорных договоров в части платы за подключение объектов истца к сетям водоснабжения и водоотведения, в связи с этим постановление от 14.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене, с оставлением в данной части в силе решения от 04.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области.
Меры по приостановлению исполнения постановления от 14.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2619/2013, принятые определением от 12.11.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, подлежат отмене по правилам статьи 283 АПК РФ.
Уплаченные водоканалом по платежному поручению от 08.11.2013 N 35599 денежные средства в сумме 32 641 590 руб. 94 коп. в качестве встречного обеспечения подлежат возврату.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 14.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2619/2013 отменить в части:
- признания недействительными пунктов 5.1 и 5.3 договоров о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения N 094/10, N 093/10, N 043/10, заключенных между обществом с ограниченной ответственностью Строительной фирмой "САНТАС" и обществом с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал";
- признания недействительными пунктов 5.1 и 5.3 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения N 075/10, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью Строительной фирмой "САНТАС" и обществом с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" в части платы за подключение к сетям водоотведения;
- применения последствий недействительности части сделок;
- взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" в пользу общества с ограниченной ответственностью Строительной фирмой "САНТАС" 32 641 590 руб. 94 коп. неосновательного обогащения, а также расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в сумме 30 250 руб.
В указанной части оставить в силе решение от 04.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области по данному делу.
В остальной части постановление от 14.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Строительной фирмы "САНТАС" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Отменить меры по приостановлению исполнения постановления от 14.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2619/2013, принятые определением от 12.11.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" с депозитного счета Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа денежные средства в размере 32 641 590 руб. 94 коп., уплаченные по платежному поручению от 08.11.2013 N 35599, представленные в качестве встречного обеспечения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
...
Развитие системы водопроводно-канализационного хозяйства предусматривало в части водоснабжения: модернизацию водозаборных и водоочистных сооружений Метелевского узла с целью снижения износа основных фондов, повышение эффективности их работ; модернизацию сетей водопровода (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды (статья 2 Закона N 416-ФЗ) с высокой степенью износа с целью увеличения пропускной способности и снижения потерь воды; строительство новых сетей водопровода для обеспечения перспективной застройки города; в части водоотведения: модернизацию сетей канализации с высокой степенью износа для увеличения пропускной способности, повышение надежности; строительство новых сетей канализации и перекачивающих канализационных насосных станций для обеспечения перспективной застройки города; модернизацию первой очереди канализационных очистных сооружений (КОС) с целью снижения износа основных фондов, повышение эффективности их работы."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2014 г. N Ф04-7715/13 по делу N А70-2619/2013