г. Тюмень |
|
5 февраля 2014 г. |
Дело N А67-7104/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 05 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Фроловой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Шанауриной Ю.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Томская распределительная компания" на решение от 23.09.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Янущик Д.И.) и постановление от 06.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кайгородова М.Ю., Мухина И.Н., Ярцев Д.Г.) по делу N А67-7104/2012 по иску открытого акционерного общества "Томская распределительная компания" (634041, город Томск, проспект Кирова, 36, ОГРН 1057000127931, ИНН 7017114672) к открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" (634034, город Томск, улица Котовского, 19, ОГРН 1057000128184, ИНН 7017114680) о взыскании 632 737 112 рублей 92 копеек.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области.
В судебном заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" Дугачиева А.М. по доверенности от 01.01.2014 N 136, Ваганова Л.В. по доверенности от 01.01.2014 N 7, открытого акционерного общества "Томская распределительная компания" Тихонов В.В. по доверенности от 25.04.2013 N 10, Селиванов А.Г. по доверенности от 25.04.2013 N 13, Лысых М.А. по доверенности от 25.04.2013 N 14.
В судебном заседании 23.01.2014 объявлен перерыв на 29.01.2014 в 10 часов 00 минут. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) в заседании после перерыва участвовали представители открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" Дугачиева А.М. по доверенности от 01.01.2014, Ваганова Л.В. по доверенности от 01.01.2014, Шакирова О.А. по доверенности от 01.01.2014.
В помещении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа в заседании после перерыва участвовали представители открытого акционерного общества "Томская распределительная компания" Тихонов В.В. по доверенности от 25.04.2013, Селиванов А.П. по доверенности от 25.04.2013, Лысых М.А. по доверенности от 25.04.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Томская распределительная компания" (далее - ОАО "ТРК", истец, заявитель) обратилось в арбитражный суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", ответчик) о взыскании 632 737 112 рублей 92 копеек долга за оказанные услуги по передаче электрической энергии в период с августа по декабрь 2012 года.
Решением от 23.09.2013 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 06.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
ОАО "ТРК" обратилось с кассационной жалобой с учётом дополнительных письменных пояснений, доводы которой поддержаны представителями в судебном заседании, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, выводы судов основаны на неверном толковании норм материального права, судами не исследованы надлежащим образом фактические обстоятельства дела. Указывает, что расчёты за услуги по передаче электроэнергии в августе - декабре 2012 года должны осуществляться сторонами в порядке, установленном законодательством, действующим на момент осуществления расчётов. При отсутствии приборов учёта, позволяющих получить данные о потреблении электроэнергии по часам суток, необходимо применение одноставочного тарифа. С даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442), оплата услуг по передаче электрической энергии осуществляется исходя из фактического объёма потребления услуг.
В судебном заседании представители ОАО "Томскэнергосбыт" с доводами ОАО "ТРК" не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и возражениях, просят в её удовлетворении отказать, а обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене с принятием нового судебного акта.
Из материалов дела следует, что между ОАО "ТРК" (исполнитель) и ОАО "Томскэнергосбыт" (заказчик) заключён договор от 01.01.2012 N 272 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - договор N 272).
По условиям договора N 272 исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии через принадлежащие исполнителю технические устройства, а заказчик обязался принимать оказанные услуги и оплачивать их.
В соответствии с пунктом 7.7 договора N 272 заказчик самостоятельно выбирает для проведения расчётов в соответствующем периоде регулирования вариант тарифа путём направления письменного уведомления исполнителю в течение месяца с даты принятия решения органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
ОАО "ТРК" и ОАО "Томскэнергосбыт" в договоре N 272 не определён вариант тарифа, подлежащий применению в 2012 году, а также от ответчика в адрес истца не поступало уведомление о выборе варианта тарифа на 2012 год.
Согласно абзацам пятнадцатому и девятнадцатому пункта 81 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования N 1178) для целей расчётов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, гарантирующие поставщики самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путём направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учёта, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учёта. Выбранный вариант тарифа применяется для расчётов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
При этом выбранный вариант тарифа применяется для целей расчётов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
При отсутствии указанного уведомления расчёты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчётный период регулирования. В расчётном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
В период с августа по декабрь 2012 года ОАО "ТРК" оказало услуги по передаче электрической энергии ОАО "Томскэнергосбыт", последнее их оплатило исходя из применения к спорным отношениям двухставочного варианта тарифа.
ОАО "ТРК" для расчетов сторон применило в указанный период одноставочный вариант тарифа, в связи с этим, указывая на наличие у ОАО "Томскэнергосбыт" задолженности в сумме 632 737 112 рублей 92 копеек обратилось в суд с данным иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьёй 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьёй 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109), Основ ценообразования N 1178, пришёл к выводу о необходимости определения стоимости оказанных ОАО "ТРК" услуг по передаче электрической энергии в период с августа по декабрь 2012 года по двухставочному тарифу.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела поддержал выводы суда первой инстанции.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В июне 2012 года вступило в силу Постановление N 442, которым в подпункте "а" пункта 2 определено, что данное постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключённых на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Согласно пунктам 13 (б), 14, 15 (1), 15 (2), 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) после вступления в силу Постановления N 442 в расчётах между смежными сетевыми организациями заявленная мощность больше не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии. Объём услуг определялся в зависимости от выбранного тарифа. При этом при расчёте стоимости услуг по двухставочному тарифу объём услуг определялся исходя из фактического объёма потребления электроэнергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчётного периода фактических почасовых объёмов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки (то есть по величине фактической мощности). При расчёте по двухставочному тарифу объём услуг определялся из фактического объёма потребления электроэнергии.
В отношении ряда точек поставок приборы потребителей ОАО "Томскэнергосбыт" не позволяют определить величину фактической мощности.
В связи с этим сторонами было заключено соглашение о порядке расчёта фактического объёма потребления мощности при определении стоимости услуг по передаче электроэнергии в июле 2012 года (с учётом протокола разногласий), которым установлен порядок расчёта фактического объёма потребления мощности (суммарный по всем точкам поставки), который дифференцируется по уровням напряжения в пропорции, учтённой в приложении N 14 к договору N 272 для каждого расчётного периода за вычетом объёмов мощности потребителей, которые в июле 2012 года самостоятельно приобретают электроэнергию (мощность) на ОРЭМ.
С августа 2012 года ОАО "ТРК" для расчётов сторон применило одноставочный вариант тарифа, поскольку ситуация с приборами учёта не изменилась (не позволяют определить величину фактической мощности), и между сторонами отсутствовало соглашение, устанавливающее порядок расчёта фактического объёма потребления мощности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом об электроэнергетике.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ). Порядок заключения и исполнения таких договоров устанавливается в Правилах N 861.
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Из смысла положений вышеуказанных законов следует, что нормы права, регулирующие правоотношения субъектов электроэнергетики обязательны для них с момента введения этих норм в действие и должны применяться ими непосредственно и независимо от внесения в договор соответствующих изменений.
В силу пункта 64 Постановления N 109 тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении иных категорий потребителей, а также гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в 2 вариантах: двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей; одноставочный тариф в расчёте на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Для целей расчётов за услуги по передаче электрической энергии потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путём направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом выбранный вариант тарифа применяется для целей расчётов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При отсутствии указанного уведомления расчёты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчётный период регулирования. В расчётном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 29.06.2012 N 22/241 "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Томской области на 2012 год" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 01.07.2012 и применяются для гарантирующих поставщиков, сбытовых (энергоснабжающих) организаций (кроме сетевых организаций) и потребителей для оплаты услуг при передаче электрической энергии по электрическим сетям сетевых организаций на территории Томской области в двух вариантах: одноставочный и двухставочный.
Судами установлено, что выбор ответчиком его двухставочного варианта осуществлён в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим до 01.01.2012.
В соответствии с положениями статей 3, 26 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами; оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, договор N 272 по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии и носит публичный характер.
Данное обстоятельство вытекает из положений статьи 426 ГК РФ и пунктов 8, 34 - 36 Правил N 861.
Поэтому расчёты на услуги за передачу электроэнергии, оказанные истцом ответчику с августа по декабрь 2012 года, должны осуществляться сторонами в порядке, установленном законодательством, действующим на момент осуществления расчётов.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 442 предусмотрено, что настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключённых на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования. Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 04.06.2012, N 23, ст. 3008. Таким образом, Постановление N 442 вступило в силу 12.06.2012.
Данным постановлением внесены изменения в Правила N 861.
Правилами N 861 в редакции Постановления N 442 изменена ранее существовавшая схема определения стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Применяемая ранее величина заявленной мощности в качестве одной из составляющих для расчёта за оказанные услуги исключена. Более того, её применение сторонами запрещено.
В силу пункта 2 Правил N 861 в редакции Постановления N 442 заявленная мощность - это величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчётном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Согласно пункту 47 Правил N 861 в редакции, действовавшей в спорный период, планируемый к потреблению объём услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено пунктом 15.1 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 15.1 Правил N 861 в зависимости от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике объём услуг по передаче электрической энергии, оказанных прочими сетевыми организациями, вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, определяется исходя из фактического объёма потребления электрической энергии или исходя из фактического объёма потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчётного периода фактических почасовых объёмов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования N 1178 для расчётов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители, а также до 31 декабря 2012 года включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путём направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации). Указанные лица вправе (в том числе, в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учёта, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учёта. Выбранный вариант тарифа применяется для расчётов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
С учётом установленных судами обстоятельств (приборы учёта не позволяют определить величину фактической мощности) выводы судов о том, что ОАО "ТРК" неправомерно применило в спорный период для расчётов сторон одноставочный тариф, противоречат указанным нормам права.
Выводы судов со ссылкой на пункт 81 Основ ценообразования N 1178 в редакции Постановления N 442 о том, что ОАО "ТРК" не вправе в одностороннем порядке в течение периода регулирования изменить вариант тарифа, применяемого при расчётах за услуги с двухставочного на одноставочный, являются ошибочными. В связи с тем, что вышеуказанной норме права суды дали толкование не в совокупности с другими правовыми нормами и поэтому пришли к неправильному выводу о том, что произведённый ответчиком расчёт за услуги, оказанные с августапо декабрь 2012 года, с применением двухставочного варианта тарифа и расчётного способа величины мощности соответствует требованиям действовавшего в указанный период законодательства.
Возможность применения иного расчётного способа определения объёма и стоимости оказанных в этот период услуг с использованием двухставочного варианта тарифа в отношении точек поставок, не оборудованных приборами учёта, фиксирующими величину фактической мощности, ответчиком не обоснована ссылками на действующее законодательство и условия договора N 272.
Доводы ответчика о том, что установленный вышеуказанными правовыми актами с 01.07.2012 новый порядок расчетов за оказанные услуги может быть применён только в следующем периоде тарифного регулирования (с 01.01.2013), основаны на неверном их толковании, поскольку положения пункта 47 Правил N 861, содержащего запрет на использование величины заявленной мощности при расчётах за услуги по передаче электроэнергии, введена в действие с 12.06.2012.
Неправильное применение норм материального права привело к принятию незаконных судебных актов, в силу части 1 статьи 288 АПК РФ указанное обстоятельство является основанием для их отмены.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает возможным, отменив принятые судебные акты, разрешить спор по существу, удовлетворив исковые требования ОАО "ТРК" о взыскании 632 737 112 рублей 92 копеек долга за оказанные услуги по передаче электрической энергии в период с августа по декабрь 2012 года, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 000 рублей.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы ОАО "ТРК" по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб возлагает ОАО "Томскэнергосбыт".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.09.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 06.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7104/2012 отменить в части отказа в иске.
Принять в отменённой части новый судебный акт.
В данной части иск удовлетворить.
Взыскать с ОАО "Томская энергосбытовая компания" в пользу ОАО "Томская распределительная компания" 632 737 112 рублей 92 копейки задолженности, 200 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "Томская энергосбытовая компания" в пользу ОАО "Томская распределительная компания" 4 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 Правил N 861 в редакции Постановления N 442 заявленная мощность - это величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчётном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
...
Выводы судов со ссылкой на пункт 81 Основ ценообразования N 1178 в редакции Постановления N 442 о том, что ОАО "ТРК" не вправе в одностороннем порядке в течение периода регулирования изменить вариант тарифа, применяемого при расчётах за услуги с двухставочного на одноставочный, являются ошибочными. В связи с тем, что вышеуказанной норме права суды дали толкование не в совокупности с другими правовыми нормами и поэтому пришли к неправильному выводу о том, что произведённый ответчиком расчёт за услуги, оказанные с августапо декабрь 2012 года, с применением двухставочного варианта тарифа и расчётного способа величины мощности соответствует требованиям действовавшего в указанный период законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2014 г. N Ф04-9452/13 по делу N А67-7104/2012
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9452/13
27.01.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8660/13
11.11.2014 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-7104/12
24.06.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 2620/14
13.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2620/14
14.04.2014 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-7104/12
20.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2620/14
28.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2620/14
05.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9452/13
06.11.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8660/13
23.09.2013 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-7104/12