г. Тюмень |
|
6 марта 2014 г. |
Дело N А46-5800/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Рябининой Т.А..,
Сидоровой А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение от 23.09.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Луговик С.В.) и постановление от 17.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Веревкин А.В., Глухих А.Н., Грязникова А.С.) по делу N А46-5800/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительные системы" (644029, город Омск, улица Магистральная, 39, ОГРН 1025500513224, ИНН 5502043222) к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (644042, город Омск, улица Маяковского, 2, ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) о понуждении принятия договора в редакции истца.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" Нос С.С. по доверенности от 27.12.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительные системы" (далее - ООО "Строительные системы") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал") о понуждении принятия договора подключения к сетям водоснабжения и водоотведения объекта - многоквартирные жилые дома по улице 3-я Любинская в городе Омске по пунктам 1.1, 3.1, 3.1.1, 3.2.1 - 3.2.4, 3.2.6, 4.1.6, 5.1, 6.7, 8.5 проекта договора в редакции истца.
Решением от 23.09.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 17.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, удовлетворены исковые требования ООО "Строительные системы". Спорные пункты проекта договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения приняты в редакции истца.
В кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, ОАО "ОмскВодоканал" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Строительные системы".
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на подпункт 1 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), инвестиционную программу ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года, в которой предусмотрены мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети водоснабжения и водоотведения, к которой планируется подключение объекта истца.
В доводах жалобы ОАО "ОмскВодоканал" указывает, что сети инженерно-технического обеспечения и система коммунальной инфраструктуры тождественные понятия, включающие совокупность производственных и имущественных объектов, включая сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, водопроводные насосные станции, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты ОАО "ОмскВодоканал"; плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечёт за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта; в соответствии с пунктами 9, 10 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Минрегиона Российской Федерации, утверждённых Приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.10.2007 N 99, инвестиционные программы не должны содержать проектные решения, подтверждающие необходимость увеличения мощности и пропускной способности сети для каждого планируемого объекта; ООО "Строительные системы" не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что обеспечение водоснабжения истца возможно за счёт другого водозаборного узла, а также других водопроводов, чем тех, модернизация которых предусмотрена в инвестиционной программе ОАО "ОмскВодоканал".
ООО "Строительные системы" представило письменный отзыв на кассационную жалобу, просит отказать в удовлетворении жалобы и оставить обжалуемые решение и постановление судов без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность и на несостоятельность аргументов ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, суд кассационной инстанции считает решение и постановление судов подлежащими отмене с принятием нового судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Строительные системы" является застройщиком незавершённого строительством многоквартирного жилого дома по улице 3-я Любинская в Кировском административном округе города Омска.
ОАО "ОмскВодоканал" направило ООО "Строительные системы" проект договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения объекта - многоквартирные жилые дома по улице 3-я Любинская в КАО (письмо от 18.03.2013 N 4602/13). Для подключения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации ответчиком истцу выданы условия подключения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации N 05-06/273/13.
ООО "Строительные системы" не согласилось с условиями проекта договора, предполагающими платный характер подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, письмом от 10.04.2013 N 1 направило в адрес ответчика протокол разногласий, в котором изложило свою редакцию пунктов 1.1, 2.8, 2.14, 3.1, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4, 3.2.6, 4.1.6, 4.1.10, 5.1, 5.2, 6.4, 6.5, 6.7, 8.5.
Рассмотрев протокол разногласий к договору, ОАО "ОмскВодоканал" не согласилось со спорными условиями договора в редакции ООО "Строительные системы" и письмом от 24.04.2013 N 7052/13/7119 направило протокол согласования разногласий, который истцом не подписан. В проекте договора и протоколе согласования разногласий ОАО "ОмскВодоканал" предложило изложить пункты 1.1, 2.14, 3.1, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4, 3.2.6, 4.1.6, 4.1.10, 5.1, 5.2, 6.7, 8.5 в своей редакции.
В ходе урегулирования разногласий, стороны не пришли к соглашению по вопросу о включении в договор условия об установлении платы за подключение незавершённого строительством объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, что явилось основанием для обращения ООО "Строительные системы" в суд с настоящим иском.
Принимая пункт 5.1 проекта договора в редакции истца, суды исходили из того, что Омским городским Советом принято решение от 13.02.2008 N 102 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года и установлении надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение ОАО "ОмскВодоканал" для потребителей" (далее - Программа), согласно которой мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой подключается объект истца, не предусмотрены, в связи с чем пришли к выводу о том, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 14 Правил N 360 плата за подключение взиматься не должна. Остальные пункты 1.1, 2.8, 3.1, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4, 3.2.6, 4.1.6, 4.1.10, 5.2, 6.7, 8.5 договора, в отношении которых разногласия заявлены к урегулированию, являются производными от указанного выше пункта, поэтому также приняты в редакции истца.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и понятия инженерно-технических сетей.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что договор о подключении к системе водоснабжения и водоотведения является публичным договором. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 статьи 426 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ).
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83). Порядок определения размера платы за подключение и основания её взимания установлены пунктом 14 Правил N 360.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Правил N 360, если в утверждённую в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчётным путём как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
Пунктом 15 Правил N 83 определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.
Плата за подключение не взимается, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности (подпункт 3 пункта 14 Правил N 360, пункт 11 Правил N 83).
Плата за подключение взимается и её размер определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение при соблюдении следующих условий (подпункт 1 пункта 14 Правил N 360):
- наличие утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы у исполнителя по договору о подключении;
- в инвестиционной программе включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства;
- установлены тарифы на подключение.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 83 под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурса.
Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, входят в систему коммунальной инфраструктуры. Следовательно, к объектам сетей инженерно-технического обеспечения (системе коммунальной инфраструктуры) относятся сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов (пункт 1 Правил N 360).
Водоотведение - приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Омским городским Советом принято решение от 13.02.2008 N 102 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года и установлении надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение ОАО "ОмскВодоканал" для потребителей" (далее - Программа).
Согласно указанной инвестиционной программе её целями являются обеспечение возможности гарантированного подключения к сетям водоснабжения и водоотведения новых построенных объектов капитального строительства на территории города Омска, а также повышение надёжности и качества предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в городе Омске. Задачи Программы: в том числе развитие систем водопровода и канализации в соответствии с перспективой развития жилищного и промышленного строительства в рамках Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области; обеспечение стабильной и безопасной работы систем водоснабжения и водоотведения города Омска за счёт поэтапной реконструкции всей системы водоснабжения и водоотведения города Омска; увеличение объема услуг за счёт расширения наружных магистральных и распределительных сетей до необходимого уровня; обеспечение подключения к сетям водоснабжения и водоотведения вводимых в эксплуатацию на территории города Омска объектов жилищного и промышленного строительства; повышение надёжности и качества оказываемых услуг.
В разделе 7 Программы указано, что системы водоснабжения и канализации являются частью городской инфраструктуры, совершенствование и расширение которой необходимо для поддержания экономического роста и экономической стабильности, улучшения экологического состояния территории города Омска, прилегающих территорий, бассейна реки Иртыш. Протяженность водопроводных сетей составляет 1582,63 км. Физический износ сетей составляет 71,11%, а 951,6 км сетей отслужили нормативный срок службы и нуждаются в замене. С целью обеспечения возможности подключения к системе новых потребителей требуется провести комплекс неотложных мероприятий по увеличению производительности насосных станций и очистных сооружений канализации, а также пропускной способности линейных сооружений водоснабжения и водоотведения.
Инвестиционный проект по повышению качества услуг водоснабжения и водоотведения, улучшению экологической ситуации в свою очередь включает в себя, в том числе строительство, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры левобережной зоны застройки города Омска (раздел 8 Программы).
В плане мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры и модернизации систем коммунальной инфраструктуры предусмотрено: развитие сетей и сооружений водоснабжения, канализации, модернизация систем водоснабжения и водоотведения; строительство, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры общегородского значения на территории города Омска, в том числе левобережной зоны застройки города Омска, включающем строительство внеплощадочных водопроводных и канализационных сетей к микрорайонам левобережной зоны застройки с целью обеспечения услугами по водоснабжению и водоотведению новых потребителей (приложение N 1 Программы).
Согласно Программе результатами её реализации должны стать: строительство сетей водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства с подключаемой нагрузкой 55,44 тыс. куб.м/сутки по водоснабжению и 55,136 тыс. куб.м/сутки по водоотведению; повышение качества оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению; обеспечение санитарно-гигиенической и экологической безопасности территории города Омска и реки Иртыш.
Тариф на подключение установлен постановлением мэра города Омска от 16.05.2008 N 345-п "Об установлении тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам холодного водоснабжения и водоотведения, тарифов ОАО "ОмскВодоканал" на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения".
Анализ Программы позволяет установить, что она направлена на развитие систем водоснабжения, водоотведения города Омска, а не отдельных частей сетей инженерно-технического обеспечения. ООО "Строительные системы", являясь коммерческим предприятием, деятельность которого влияет на коммунальную инфраструктуру города, обязано нести затраты на модернизацию городской системы водоснабжения и водоотведения.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Программой не предусмотрено создание (реконструкция) сетей инженерно-технического обеспечения либо увеличение мощности и (или) пропускной способности сети, к которой непосредственно будет подключаться объект капитального строительства ООО "Строительные системы", основан на неправильном толковании понятия инженерно-технических сетей, входящих в коммунальную инфраструктуру, что привело к ошибочному выводу о противоречии спорных пунктов проекта договора положениям Правил N 83, Правил N 360.
Подход, избранный арбитражными судами, не учитывает, что денежные средства, предусмотренные проектом договора в качестве платы за подключение будут направлены ОАО "ОмскВодоканал" на осуществление мероприятий инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения, коммунальной инфраструктуры общегородского значения в городе Омске и их неполучение повлечёт невозможность исполнения социально значимых мероприятий для города Омска, составляющих уставную деятельность ответчика, а, следовательно, срыв Программы.
Поскольку Программа ОАО "ОмскВодоканал" разработана и утверждена для развития систем водоснабжения и водоотведения, в целях обеспечения возможности гарантированного подключения к сетям водоснабжения и водоотведения новых построенных объектов капитального строительства на территории города Омска, а также повышения надёжности и качества предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в городе Омске, тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости для ответчика утверждён, то отсутствуют основания для удовлетворения иска и принятия пунктов 1.1, 2.8, 3.1, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4, 3.2.6, 4.1.6, 4.1.10, 5.1, 5.2, 6.4, 6.5, 6.7, 8.5 проекта договора в редакции истца, так как проект договора в редакции ответчика соответствует действующему законодательству. В связи с этим решение от 23.09.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Строительные системы" требований.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы ОАО "ОмскВодоканал" по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб возлагает на ООО "Строительные системы".
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.09.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5800/2013 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительные системы" расходы открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ).
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
...
Водоотведение - приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении")."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2014 г. N Ф04-1155/14 по делу N А46-5800/2013