г. Тюмень |
|
6 марта 2014 г. |
Дело N А46-7674/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Сидоровой А.В.,
Фроловой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение от 23.09.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Микуцкая А.П.) и постановление от 17.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Веревкин А.В., Глухих А.Н., Грязникова А.С.) по делу N А46-7674/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новострой" (644043, город Омск, улица Волочаевская, 15, 1, ОГРН 1025500972122, ИНН 5504075935) к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (644042, город Омск, улица Маяковского, 2, ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) о признании сделки недействительной в части и применении последствий её недействительности.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" Нос С.С. по доверенности от 27.12.2013, общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новострой" Порплик Н.П. по доверенности от 24.05.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новострой" (далее - ООО "СК "Новострой") обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал") о признании недействительными ничтожными условий договора от 26.10.2009 N П-20265, а именно: пунктов 3.2.3, 4.1.4, раздела 5, пункта 8.4; графиков платежей по договору - приложений N 2 к протоколу согласования разногласий N 2 к договору, к дополнительным соглашениям от 25.12.2009 N 1, от 14.05.2010 N 2, от 26.10.2010 N 3, от 16.09.2011 N 4; применении последствий недействительности ничтожной части сделки и взыскании 12 715 443 рублей 60 копеек.
Решением от 23.09.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 17.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, признаны недействительными ничтожными условия договора от 26.10.2009 N П-20265 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, а именно: пункты 3.2.3, 4.1.4, раздел 5, пункт 8.4 в части приложения N 2 - "График платежей" (в редакции дополнительного соглашения от 25.12.2009 N 1, от 14.05.2010 N 2, от 26.10.2010 N 3, от 16.09.2011 N 4). Применены последствия недействительности ничтожной сделки - с ОАО "ОмскВодоканал" в пользу ООО "СК "Новострой" взыскано неосновательное обогащение в сумме 12 715 443 рубля 60 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8 000 рублей.
Обращаясь с кассационной жалобой, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, ОАО "ОмскВодоканал" просит отменить решение арбитражного суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на подпункт 1 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), инвестиционную программу ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года, предусматривающую мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети водоснабжения и водоотведения, к которой планируется подключение объекта истца.
В доводах жалобы ОАО "ОмскВодоканал" указывает, что сети инженерно-технического обеспечения и система коммунальной инфраструктуры тождественные понятия, включающие совокупность производственных и имущественных объектов, включая сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, водопроводные насосные станции, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты ОАО "ОмскВодоканал"; плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ) устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечёт за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта; в соответствии с пунктами 9, 10 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Минрегиона Российской Федерации, утверждённых приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.10.2007 N 99, инвестиционные программы не должны содержать проектные решения, подтверждающие необходимость увеличения мощности и пропускной способности сети для каждого планируемого объекта; истцом не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что обеспечение водоснабжения истца возможно за счёт другого водозаборного узла, а также других водопроводов, чем тех, модернизация которых предусмотрена в инвестиционной программе ответчика.
ООО "СК "Новострой" представило письменный отзыв на кассационную жалобу, доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании, просит отказать в удовлетворении жалобы и оставить обжалуемые решение и постановление судов без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность и на несостоятельность аргументов ответчика.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене с принятием нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОмскВодоканал" выдал ООО "СК "Новострой" (заказчик) технические условия от 05.06.2007 N 2-987-07 (взамен технических условий от 15.06.2005 N 7/1136-05, том 1 л.д. 51) на водоснабжение и канализацию 12-14 - этажного жилого комплекса со встроенными нежилыми помещениями по улице Волочаевская (том 1 л.д. 52).
По запросу истца ответчиком выданы условия подключения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации N 2-1/1092-08.
Между ООО "СК "Новострой" и ОАО "ОмскВодоканал" заключён договор от 26.10.2009 N П-20265 (далее - договор) на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения (в редакции протокола согласования разногласий от 26.10.2009 N 2), по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по строительству необходимых сетей водопровода и канализации, предоставлению возможности для подключения строящегося (реконструируемого, построенного, но неподключённого) объекта капитального строительства: жилой комплекс со встроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: Волочаевская (далее - объект), а заказчик обязался оплатить услуги по подключению.
В силу пункта 4.1.4 договора заказчик обязался в сроки, определённые настоящим договором, оплатить услуги исполнителя по подключению объекта путём внесения платы за подключение в соответствии с условиями договора. Пунктом 3.2.3 договора предусмотрена ответственность заказчика за нарушение сроков внесения платы.
В разделе 5 договора стороны предусмотрели порядок расчётов. Стоимость услуг по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя составляет 12 715 444 рубля (пункт 5.1).
Неотъемлемой частью договора является приложение N 1 - Условия подключения к сети водоснабжения и водоотведения.
Оплата по договору на общую сумму 12 715 444 рубля произведена платежными поручениями от 20.07.2010 N 430, от 15.08.2011 N 440, от 19.09.2011 N 510, от 31.10.2011 N 568, от 11.11.2011 N 599, от 16.11.2011 N 607.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 166, 168, 180, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что условия договора о взимании платы за подключение противоречат действующему законодательству, в связи с чем являются недействительными; поскольку оплата ООО "СК "Новострой" за подключение произведена на основании недействительных пунктов договора, то уплаченные им денежные средства взысканы с ответчика как неосновательное обогащение.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и понятия инженерно-технических сетей.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83). Порядок определения размера платы за подключение и основания её взимания установлены пунктом 14 Правил N 360.
Пунктом 15 Правил N 83 определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.
Плата за подключение не взимается, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности (подпункт 3 пункта 14 Правил N 360, пункт 11 Правил N 83).
Плата за подключение взимается и её размер определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение при соблюдении следующих условий (подпункт 1 пункта 14 Правил N 360):
- наличие утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы у исполнителя по договору о подключении;
- в инвестиционной программе включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства;
- установлены тарифы на подключение.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 83 под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурса.
Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, входят в систему коммунальной инфраструктуры. Следовательно, к объектам сетей инженерно-технического обеспечения (системе коммунальной инфраструктуры) относятся сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов (пункт 1 Правил N 360).
Водоотведение - приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Омским городским Советом принято решение от 13.02.2008 N 102 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года и установлении надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение ОАО "ОмскВодоканал" для потребителей" (далее - Программа).
Согласно указанной инвестиционной программе её целями являются обеспечение возможности гарантированного подключения к сетям водоснабжения и водоотведения новых построенных объектов капитального строительства на территории города Омска, а также повышение надёжности и качества предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в городе Омске. Задачи Программы, в том числе развитие систем водопровода и канализации в соответствии с перспективой развития жилищного и промышленного строительства в рамках Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области; обеспечение стабильной и безопасной работы систем водоснабжения и водоотведения города Омска за счёт поэтапной реконструкции всей системы водоснабжения и водоотведения города Омска; увеличение объёма услуг за счёт расширения наружных магистральных и распределительных сетей до необходимого уровня; обеспечение подключения к сетям водоснабжения и водоотведения вводимых в эксплуатацию на территории города Омска объектов жилищного и промышленного строительства; повышение надёжности и качества оказываемых услуг.
В разделе 7 Программы указано, что системы водоснабжения и канализации являются частью городской инфраструктуры, совершенствование и расширение которой необходимо для поддержания экономического роста и экономической стабильности, улучшения экологического состояния территории города Омска, прилегающих территорий, бассейна реки Иртыш. Протяженность водопроводных сетей составляет 1582,63 км. Физический износ сетей составляет 71,11%, а 951,6 км сетей отслужили нормативный срок службы и нуждаются в замене. С целью обеспечения возможности подключения к системе новых потребителей требуется провести комплекс неотложных мероприятий по увеличению производительности насосных станций и очистных сооружений канализации, а также пропускной способности линейных сооружений водоснабжения и водоотведения.
Инвестиционный проект по повышению качества услуг водоснабжения и водоотведения, улучшению экологической ситуации в свою очередь включает в себя, в том числе строительство, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры северной зоны застройки города Омска (раздел 8 Программы).
В плане мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры и модернизации систем коммунальной инфраструктуры предусмотрено: развитие сетей и сооружений водоснабжения, канализации, модернизация систем водоснабжения и водоотведения; строительство, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры общегородского значения на территории города Омска, в том числе северной зоны застройки города Омска, включающем строительство внеплощадочных сетей к северным зонам застройки (к микрорайонам) с целью обеспечения услугами по водоснабжению и водоотведению новых потребителей (приложение N 1 Программы).
Согласно Программе результатами её реализации должны стать: строительство сетей водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства с подключаемой нагрузкой 55,44 тыс. куб.м/сутки по водоснабжению и 55,136 тыс. куб.м/сутки по водоотведению; повышение качества оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению; обеспечение санитарно-гигиенической и экологической безопасности территории города Омска и реки Иртыш.
Объект заказчика расположен в северной зоне застройки города Омска и согласно актам сдачи-приёмки работ (услуг) от 14.12.2011 подключён к системам водоснабжения и водоотведения, услуги выполнены полностью и в срок, претензий по объёму, качеству и срокам оказания услуг заказчик не имеет.
Тариф на подключение установлен постановлением мэра города Омска от 16.05.2008 N 345-п "Об установлении тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам холодного водоснабжения и водоотведения, тарифов ОАО "ОмскВодоканал" на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения".
Анализ Программы позволяет установить, что она направлена на развитие систем водоснабжения, водоотведения города Омска, а не отдельных частей сетей инженерно-технического обеспечения. ООО "СК "Новострой", являясь коммерческим предприятием, деятельность которого влияет на коммунальную инфраструктуру города, обязан нести затраты на модернизацию городской системы водоснабжения и водоотведения.
При изложенных обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Программой не предусмотрено строительство (реконструкция) сетей в районе строительства объекта ООО "СК "Новострой", а также не предусмотрено мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, основан на неправильном толковании понятия инженерно-технических сетей, входящих в коммунальную инфраструктуру, что привело к ошибочному выводу о противоречии пунктов 3.2.3, 4.1.4, раздела 5 и пункта 8.4 в части приложения N 2 - "График платежей" (в редакции дополнительного соглашения от 25.12.2009 N 1, от 14.05.2010 N 2, от 26.10.2010 N 3, от 16.09.2011 N 4) спорного договора пункту 14 Правил N 360.
Подход, избранный арбитражными судами, не учитывает, что денежные средства, полученные ОАО "ОмскВодоканал" по договору направлены последним на осуществление мероприятий инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения, коммунальной инфраструктуры общегородского значения в городе Омске и их изъятие повлечёт невозможность исполнения им социально значимых мероприятий для города Омска, составляющих уставную деятельность ответчика, а, следовательно, срыв Программы.
Поскольку Программа ОАО "ОмскВодоканал" разработана и утверждена для развития систем водоснабжения и водоотведения, в целях обеспечения возможности гарантированного подключения к сетям водоснабжения и водоотведения новых построенных объектов капитального строительства на территории города Омска, а также повышения надёжности и качества предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в городе Омске, фактически спорный договор в части подключения объекта истца к сетям водоснабжения и водоотведения исполнен, осуществляется водоснабжение и водоотведение, тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости для ответчика утверждён, то отсутствуют основания для признания недействительными пунктов 3.2.3, 4.1.4, раздела 5 и пункта 8.4 в части приложения N 2 - "График платежей" (в редакции дополнительного соглашения от 25.12.2009 N 1, от 14.05.2010 N 2, от 26.10.2010 N 3, от 16.09.2011 N 4) спорного договора в части платы за подключение объекта истца к сетям водоснабжения и водоотведения, в связи с этим решение от 23.09.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "СК "Новострой" требований.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы ОАО "ОмскВодоканал" по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб возлагает на ООО "СК "Новострой".
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.09.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7674/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новострой" расходы открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
А.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
...
Водоотведение - приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2014 г. N Ф04-1041/14 по делу N А46-7674/2013