г. Тюмень |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А27-6433/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение от 09.08.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Смычкова Ж.Г.) и постановление от 01.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Хайкина С.Н., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-6433/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Шахтоуправление Анжерское" (652470, Кемеровская область, город Анжеро-Судженск, улица Челинская, 18, ИНН 4246003873, ОГРН 1034246003032) к Федеральной антимонопольной службе (123995, город Москва, улица Садовая-Кудринская, 11, ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663) об оспаривании постановления от 11.04.2013 по делу об административном правонарушении N 4-00-404/00-22-12.
В заседании принял участие представитель Федеральной антимонопольной службы - Полухин Д.А. по доверенности от 27.02.2014 N ИА-6897/14.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Шахтоуправление Анжерское" (далее - ОАО "Шахтоуправление Анжерское", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 11.04.2013 N 4-00-404/00-22-12, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 09.08.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 01.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление антимонопольного органа признано незаконным и отменено в части назначения штрафа в размере, превышающем 30 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ФАС России просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению антимонопольного органа, в рассматриваемом случае основания для введения процедуры внешнего управления не могут явно указывать на сложность финансового положения общества.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя Федеральной антимонопольной службы, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении без изменения обжалуемых судебных актов по делу.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что с целью исполнения возложенных на ФАС России функций и для установления фактических обстоятельств, указанных в обращении (входящий от 14.06.2012 N эл. п. 4661), в адрес ОАО "Шахтоуправление Анжерское" заказным письмом с уведомлением был направлен запрос о представлении информации от 19.10.2012 N АЦ/34092.
Обществу надлежало в срок до 21.11.2012 представить в ФАС России следующие документы и информацию, прошитые, пронумерованные и заверенные надлежащим образом:
1. Сведения о выполнении обществом решений, указанных в протоколах расширенных совещаний от 14.10.2011, от 21.10.2011, от 22.12.2011, от 13.01.2012 и от 17.01.2012, проведенных Администрацией Кемеровской области по оптимизации работы на территории Кемеровской области подвижного состава для увеличения объемов отгрузки угля потребителям, а также сведения об иных протоколах и решениях Администрации Кемеровской области по данному вопросу.
2. Копии всех соглашений (со всеми приложениями и дополнениями), заключенных ОАО "Шахтоуправление Анжерское" в соответствии с указанными протоколами.
3. Сведения о договорах на подачу вагонов для перевозки угля, заключенных ОАО "Шахтоуправление Анжерское" с собственниками (арендаторами) вагонов в период с 01.01.2010 по 14.10.2011.
4. Сведения о договорах на подачу вагонов для перевозки вагонов в период с 14.10.2011 до даты получения запроса.
5. Сведения об изменении ставок и условий подачи вагонов для перевозки угля ОАО "Шахтоуправление Анжерское" в связи с принятием протоколов (с приложением подтверждающих документов).
6. Копии соглашений, заключенных ОАО "Шахтоуправление Анжерское" с иными хозяйствующими субъектами на 2012 год, в том числе с Западно-Сибирской железной дорогой (филиал ОАО "РЖД"), гарантирующих вывоз грузов с промышленных предприятий Кузбасса (в соответствии с пунктом 1 протокола от 21.10.2011).
7. Копии писем, направленных ОАО "Шахтоуправление Анжерское" в адрес Администрации Кемеровской области, Западно-Сибирской железной дороги (филиал ОАО "РЖД") и иным хозяйствующим субъектам по вопросам оптимизации работы подвижного состава, осуществляющего вывоз груза с промышленных предприятий Кузбасса, за период с 01.01.2010 до даты получения настоящего запроса, а также ответы на указанные обращения.
8. Сведения об экономических (финансовых) последствиях, наступивших для ОАО "Шахтоуправление Анжерское" при реализации решений, указанных в протоколах.
9. Сведения об исполнении ОАО "Шахтоуправление Анжерское" пунктов 2.1 и 2.3 протокола от 13.01.2012 и пункта 3 протокола от 17.01.2012 (с приложением подтверждающих документов).
10. Сведения об изменении ситуации для ОАО "Шахтоуправление Анжерское" (улучшении или ухудшении) с отправкой угля после 14.10.2011 при реализации решений, указанных в протоколах (с приложением подтверждающих документов).
В представленном в ФАС России ответе (письмо от 21.11.2012 исходящий N 1-314) ОАО "Шахтоуправление Анжерское" не представило информацию по пункту 2 указанного запроса, в частности, копии всех соглашений (со всеми приложениями и дополнениями), заключенных ОАО "Шахтоуправление Анжерское" в соответствии с протоколами расширенных совещаний от 14.10.2011, от 21.10.2011, от 22.12.2011, от 13.01.2012 и от 17.01.2012.
В ответе на запрос было указано об отсутствии данных сведений.
ФАС России в то же время получена информация с приложением копии соглашения от Западно-Сибирской железной дорогой (филиал ОАО "РЖД").
В соответствии с пунктом 1 Протокола совещания по оптимизации работы с собственным подвижным составом и обеспечению стабильности погрузки грузов 21.10.2011 было заключено соглашение по организации вывоза продукции в 2012 году между Западно-Сибирской железной дорогой (филиал ОАО "РЖД"), грузовладельцем ОАО "Шахтоуправление Анжерское" и операторами подвижного состава ООО "Ю-Транс" (аренда ООО "РГ-транс"), ООО "РГ-Оператор", Собственные вагоны принадлежности Украины, ООО "Транспортная трубная компания", ЗАО "РусАгроТранс".
ФАС России по факту непредставления сведений (информации) возбуждено дело об административном правонарушении N 4-00-404/00-22-12, составлен протокол об административном правонарушении от 22.01.2013 и вынесено постановление от 11.04.2013 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, однако, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт" (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П), признали незаконным и отменили оспариваемое постановление в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 30 000 руб.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и соответствующими материалам дела.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 названной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Из содержания статей 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые ему в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной и устной форме, включая служебную переписку в электронном виде.
Исследовав полно и всесторонне в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что общество в установленный срок не исполнило требование антимонопольного органа (не представило запрашиваемую антимонопольным органом информацию по пункту 2 запроса).
Учитывая, что обществом не представлены доказательства отсутствия у него реальной возможности своевременного представления запрашиваемой информации в антимонопольный орган, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 5 статьи 19.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент привлечения общества к административной ответственности) для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 300 000 до 500 000 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, положение части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, предусматривающее во взаимосвязи с закрепленными названным Кодексом общими правилами назначения административного наказания возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в определенных им пределах - от 300 000 до 500 000 руб., не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), постольку, поскольку установленный этим положением значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым - обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении.
С учетом указанных выводов Конституционного Суда Российской Федерации, положений статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая несоразмерность наложенного штрафа характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, вытекающими из Конституции Российской Федерации, снизил размер наложенного на общество административного штрафа до 30 000 руб.
В решении суда первой инстанции приведены мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, с указанием на конкретные обстоятельства (сложное финансовое состояние общества, в отношении которого определением от 24.04.2013 введена процедура внешнего управления, исполнение обществом предписания в большей части и представление в установленный срок практически всех документов и сведений, за исключением пункта 2 в части представления копий всех соглашений, заключенных в соответствии с протоколами), исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы ФАС России об отсутствии оснований для назначения обществу наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Это недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права.
Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.08.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 01.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6433/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, положение части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, предусматривающее во взаимосвязи с закрепленными названным Кодексом общими правилами назначения административного наказания возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в определенных им пределах - от 300 000 до 500 000 руб., не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), постольку, поскольку установленный этим положением значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым - обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении.
С учетом указанных выводов Конституционного Суда Российской Федерации, положений статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая несоразмерность наложенного штрафа характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, вытекающими из Конституции Российской Федерации, снизил размер наложенного на общество административного штрафа до 30 000 руб.
...
Доводы ФАС России об отсутствии оснований для назначения обществу наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 марта 2014 г. N Ф04-1110/14 по делу N А27-6433/2013