г. Тюмень |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А03-12951/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Полывянной Анжелы Расуловны на решение от 16.08.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Сбитнев А.Ю.) и постановление от 07.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А03-12951/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калина" (656056, Алтайский край, город Барнаул, Комсомольский проспект, 45 а, ИНН 2225094604, ОГРН 1082225004839) к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Полывянной Анжеле Расуловне о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация Алтайского края.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Калина" (далее - ООО "Калина", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Полывянной Анжеле Расуловне (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании незаконными действий по вынесению постановления от 19.07.2013 о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа без составления в отношении должника по исполнительному производству протокола об административном правонарушении, обязании составить протокол об административном правонарушении.
Решением от 16.08.2013 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 07.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления от 19.07.2013 о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа без составления в отношении должника по исполнительному производству N 37436/12/89/22 протокола об административном правонарушении.
При этом суд обязал судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем решения вопроса в порядке части 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" о наличии оснований для составления протокола об административном правонарушении в отношении должника по исполнительному производству N 37436/12/89/22.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, судебный пристав-исполнитель, ссылаясь на нарушение судами норм права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Податель кассационной жалобы полагает, что им правомерно и обоснованно вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа без составления в отношении Администрации Алтайского края протокола об административном правонарушении.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
Из материалов дела следует и установлено судами первой и апелляционной инстанций, что на основании исполнительного листа Арбитражного суда Алтайского края серии АС N 005123785 от 20.09.2012 судебным приставом-исполнителем 01.10.2012 возбуждено исполнительное производство N 37436/12/89/22.
Предметом исполнения является обязание Администрации Алтайского края в течение двух месяцев со дня принятия решения от 20.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1812/2012, вступившего в законную силу 17.09.2012, принять решение о переводе в земли промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка площадью 84 709 кв. м., кадастровый номер 22:33:040801:0969, находящегося примерно в 5 200 м. по направлению на юго-запад от с. Санниково.
Установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - пять дней с момента получения постановления от 01.10.2012.
Полученное 15.10.2012 постановление в установленный срок должником не было исполнено.
Это послужило основанием для взыскания с Администрации Алтайского края исполнительского сбора и установления постановлением от 29.10.2012 нового срока исполнения требований исполнительного документа до 26.11.2012, которое вручено должнику 30.10.2012.
Определением от 13.11.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа исполнение решения от 20.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановления от 17.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1812/2012 приостанавливалось до рассмотрения кассационных жалоб по существу.
29.11.2012 кассационной инстанцией решение от 20.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 17.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1812/2012 оставлены без изменения.
Меры по приостановлению исполнения решения от 20.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановления от 17.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1812/2012, принятые определением от 13.11.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, отменены.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 04.12.2012, от 25.12.2012, от 14.01.2013, от 20.03.2013, от 07.05.2013, от 14.06.2013, от 19.07.2013 должнику устанавливались новые сроки для исполнения требований исполнительного листа до 11.12.2012, до 11.01.2013, до 01.02.2013, до 19.04.2013, до 07.06.2013 и до 19.08.2013 соответственно.
Взыскатель, не согласившись с действиями судебного пристава-исполнителя, не составившего при вынесении постановления от 19.07.2013 о назначении нового срока в отношении должника протокол об административном правонарушении, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования общества, исходили из незаконности действий судебного пристава-исполнителя, допустившего нарушение требований статьи 105 Закона об исполнительном производстве, в частности, - не разрешившего вопрос об отсутствии уважительных причин и возможности составления в отношении должника протокола об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); не принятию судебным приставом-исполнителем в процессе принудительного исполнения решения суда мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; не совершения им действий по применению мер воздействия на должника в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Учитывая положения Закона об исполнительном производстве, Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах), арбитражные суды обоснованно указали, что судебный пристав-исполнитель должен принять все возможные меры для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Целью действий судебного пристава-исполнителя является исполнение в установленном порядке и срок в полном объеме требований, указанных в исполнительном документе.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (статье 105 Закона об исполнительном производстве ).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным Законом.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не были исполнены, уважительные причины неисполнения не представлены, не указаны причины, по которым судебный пристав-исполнитель не рассмотрел вопрос о необходимости составления протокола об административном правонарушении.
В этой связи, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности действий судебного пристава-исполнителя, вынесшего в очередной раз постановление от 19.07.2013 о назначении нового срока, не принявшего меры принудительного исполнения, не организовавшего исполнение требований исполнительного документа в ходе исполнительного производства.
Отсутствие уважительных причин неисполнения должником требований исполнительного документа является необходимым условием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ.
В случае отсутствия таких причин требование части 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве о составлении протокола об административном правонарушении является императивным.
Поскольку составление протокола об административном правонарушении является обязательной стадией привлечения к ответственности, рассмотрение вопроса о наличии оснований для составления протокола об административной ответственности не может разрешаться судебным приставом-исполнителем произвольно.
Исследовав полно и всесторонне в соответствии со статьей 71 АПК РФ обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о незаконности действий судебного пристава-исполнителя по непринятию мер по составлению протокола об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ в отношении должника.
Указанные действия судебного пристава-исполнителя противоречат требованиям статьи 12 Закона о судебных приставах, статей 2, 105 и 113 Закона об исполнительном производстве.
Они так же нарушают права взыскателя на полное и оперативное исполнение органом принудительного исполнения решения арбитражного суда.
Доводы подателя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании законодательства об исполнительном производстве, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Они также направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и выводов по существу спора, что в силу статьи 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.08.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 07.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12951/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным Законом.
...
Отсутствие уважительных причин неисполнения должником требований исполнительного документа является необходимым условием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ.
В случае отсутствия таких причин требование части 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве о составлении протокола об административном правонарушении является императивным.
...
Исследовав полно и всесторонне в соответствии со статьей 71 АПК РФ обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о незаконности действий судебного пристава-исполнителя по непринятию мер по составлению протокола об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ в отношении должника.
Указанные действия судебного пристава-исполнителя противоречат требованиям статьи 12 Закона о судебных приставах, статей 2, 105 и 113 Закона об исполнительном производстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 марта 2014 г. N Ф04-1279/14 по делу N А03-12951/2013