г. Тюмень |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А75-2913/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на постановление от 10.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А75-2913/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Югра-Запад" (628242, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, район Советский, г.Советский, ул.Ленина, 10, ОГРН 1118622000221, ИНН 8622021018) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (628260, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, район Советский, г.Югорск, ул.Гастелло, 1, ОГРН 1028601845579, ИНН 8622008585) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Югра-Запад" - Мурзатов Е.К. директор (выписка из ЕГРЮЛ от 27.02.2014 N 321), Когошвили Н.Г. по доверенности от 06.03.2014, Дубровина Я.В. по доверенности от 06.03.2014;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - Крылатова Е.Г. по доверенности от 30.08.2012 N 03-16/03016 (срок действия 3 года), Огрызков Е.А. по доверенности от 26.12.2011 N 03-24/06562 (срок действия 3 года).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Югра-Запад" (далее - ООО "УК "Югра-Запад", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными решения от 28.01.2013 N 259 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и решения от 28.01.2013 N 5692 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 14.08.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 10.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции положений Федерального закона от 25.02.199 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 39-ФЗ), статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Инспекции несостоятельными, а постановление апелляционной инстанции - законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить его без изменения.
В судебном заседании объявлен перерыв до 13 марта 2014 года до 11 часов 15 минут.
13 марта 2014 года в 11 часов 15 минут судебное заседание продолжено.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации N 3 по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года, представленной ООО "УК Югра-Запад", о чем составлен акт от 10.10.2012 N 14601.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 28.01.2013 N 5692 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого Общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату сумм НДС за 4 квартал 2011 года, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 304 873,60 руб., пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 800 руб. Обществу был доначислен и предложен к уплате НДС в сумме 1 524 369 руб., а также начислены пени по НДС в сумме 126 705,34 руб. Кроме того, налоговым органом уменьшена сумма НДС, излишне заявленная к возмещению в размере 31 583 899 руб.
Также 28.01.2013 налоговым органом принято решение N 259 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению, на основании которого налогоплательщику было отказано в возмещении НДС за 4 квартал 2011 года в сумме 31 583 899 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14.03.2013 N 07/080 решение Инспекции от 28.01.2013 N 259 оставлено без изменения, решение от 28.01.2013 N 5692 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 800 руб. отменено. В остальной части решение Инспекции 28.01.2013 N 5692 оставлено в силе.
Не согласившись с указанными решениями Инспекции, ООО "УК Югра-Запад" оспорило их в судебном порядке.
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговых вычетов по НДС в размере 33 108 268 руб. по операциям, связанным с выполнением подрядчиками работ по проектированию и строительству котельных в г. Советский и Советском районе, поскольку ООО "УК "Югра-Запад" фактически не является покупателем работ по проектированию и строительству этих котельных.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 146, 154-159, 166, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", статей 1-4, 6, 8 Закона N 39-ФЗ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами и установленными по делу обстоятельствами, пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае Обществом были выполнены условия, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение права на налоговый вычет по НДС; Общество является единственным лицом, имеющим право претендовать на предоставление данного налогового вычета.
Кассационная инстанция, поддерживая вывод суда апелляционной инстанции, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных по делу.
Судами установлено, что в рамках целевой программы "Развитие и модернизация жилищно- коммунального хозяйства Советского района на 2007-2012 годы" с целью реализации инвестиционного проекта "Реконструкция системы теплоснабжения Советского района" было принято решение о строительстве блочно-модульных котельных.
В рамках реализации данного проекта между Управлением по делам архитектуры и капитального строительства Администрации Советского района (далее - УКС) и открытым акционерным обществом "Советские коммунальные системы" (далее - ОАО "СКС") был заключен договор от 19.04.2010 N 1 на осуществление функций заказчика-застройщика, в соответствии с которым УКС приняло на себя обязательства за вознаграждение совершать от своего имени, но в интересах и за счет ОАО "СКС", юридические и фактические действия по осуществлению функций заказчика-застройщика по выполнению проектно-изыскательных работ и работ по строительству 10 (десяти) блочно-модульных котельных с наружными инженерными сетями.
УКС во исполнение принятых на себя обязательств были заключены договоры на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульных котельных с подрядчиками - с ЗАО "УЭСК "Корал" от 21.04.2010 N 71301/10 и от 21.04.2010 N 71302/10, с ЗАО "УЗСМК" от 21.04.2010 N 18. Строительство котельных осуществлялось в рамках инвестиционной программы Советского района.
На строительство и реконструкцию 10 блочно-модульных котельных в Советском районе ОАО "СКС" в Ханты-Мансийском банке по договору от 17.06.2010 N 03-07/58-2010 открыта кредитная линия с лимитом выдачи в размере 229 млн.руб.
Выполненные работы по договорам от 21.04.2010 N 71301/10, от 21.04.2010 N 71302/10, от 21.04.2010 N 18 передавались подрядчиками в адрес УКС, что подтверждается актами о приемке выполненных работ КС-2, подписанными ЗАО "УЭСК "Корал", ЗАО "УЗСМК" и УКС.
Далее, между ООО "УК "Югра-Запад" и ОАО "СКС" был заключен договор от 01.07.2011, на основании которого ОАО "СКС" полностью уступило ООО "УК "Югра-Запад" права требования, вытекающие из договора на осуществление функций заказчика-застройщика от 19.04.2010 N 1.
По дополнительному соглашению от 25.08.2011 к договору кредитной линии от 17.06.2010 N 03-07/58-2010 в целях обеспечения возврата кредитных средств по договору кредитной линии от 17.06.2010 N 03-07/58-2010 долг переведен на ООО "УК "Югра-Запад".
В связи с уступкой прав требования УКС передал ООО "УК "Югра-Запад" построенные котельные по актам приема-передачи законченных строительством объектов от 25.07.2011, 12.08.2011 и 04.10.2011, на которые впоследствии заявителем в октябре - ноябре 2011 года зарегистрировано право собственности.
Затем ООО "УК "Югра-Запад" по договору аренды б/н от 01.09.2011 котельные переданы ОАО "СКС" под производственные нужды последнего.
По итогам выполненных работ, ЗАО "УЭСК "Корал", ЗАО "УЗМСК" были выставлены в адрес ОАО "СКС" счета-фактуры на общую сумму 217 043 088,02 руб., в том числе НДС 33 108 267,66 руб.
ООО "УК "Югра-Запад" в налоговый орган была подана уточненная налоговая декларация N 3 по НДС за 4 квартал 2011 года, согласно которой исчисленная сумма налога составила - 1 524 369 руб., сумма налоговых вычетов - 33 108 268 руб., сумма налога, предъявленная к возмещению из бюджета - 31 583 899 руб. Обществом заявлены налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ЗАО "УЭСК "Корал", ЗАО "УЗСМК" в отношении ОАО "СКС" в связи с выполнением указанных выше работ.
Налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у ООО "УК "Югра-Запад" в рассматриваемом случае права на налоговый вычет по НДС, обосновав это тем, что спорные счета-фактуры ЗАО "УЭСК "Корал", ЗАО "УЗМСК" были выставлены в адрес иного юридического лица - ОАО "СКС", а не ООО "УК "Югра-Запад"; налогоплательщик фактически не является покупателем работ, выполненных подрядчиками; налогоплательщиком работы на учет приняты не были; первичные документы, подтверждающие оплату Обществом указанных работ, не представлены.
Признавая данный вывод неверным, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае ООО "УК "Югра-Запад", заключив 01.07.2011 договор с ОАО "СКС", на основании которого ОАО "СКС" полностью уступило Обществу права требования, вытекающие из договора на осуществление функций заказчика-застройщика от 19.04.2010 N 1, с 01.07.2011 являлось инвестором по договору от 19.04.2010 N 1, поскольку по своей правовой природе уступка права требования является формой перемены лиц в обязательстве, а обязательство, по-прежнему, носит инвестиционный характер.
Руководствуясь положениями пункта 6 статьи 171, пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 26.06.2012 N 1784/12, правовой позиции Министерства финансов Российской Федерации, выраженной в письме от 18.10.2011 N 03-07-10/15, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при применении пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо учитывать, что суммы налога, предъявленные заказчиком-застройщиком налогоплательщику-инвестору, принимаются к вычету у налогоплательщика-инвестора на основании счета-фактуры заказчика-застройщика, при условиях принятия налогоплательщиком-инвестором к учету результата инвестиционного проекта, наличия соответствующих первичных документов и использования объекта для осуществления операций, облагаемых НДС.
Судами установлено, что ООО "УК "Югра-Запад" была представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация N 3 по НДС за 4 квартал 2011 года, в которой указана сумма налоговых вычетов - 33 108 268 руб. При этом Обществом в подтверждение налоговых вычетов первоначально были представлены счета-фактуры, выставленные ЗАО "УЭСК "Корал", ЗАО "УЗСМК" в адрес ОАО "СКС" на оплату работ по договорам от 21.04.2010 N 71301/10, N 71302/10, от 21.04.2010 N 18.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, установлено, что подрядчики ЗАО "УЭСК "Корал" и ЗАО "УЗСМК" письмами сообщили о том, что счета-фактуры на оплату работ по договорам от 21.04.2010 N 71301/10, N 71302/10 и от 21.04.2010 N 18 в адрес ОАО "СКС" были выставлены ошибочно и впоследствии аналогичные счета-фактуры на оплату тех же работ по указанным договорам были выставлены в адрес УКС, а ошибочно выставленные счета - фактуры были сторнированы.
Впоследствии УКС, как заказчик-застройщик, перевыставило в адрес ООО "УК "Югра-Запад" - инвестора, счета-фактуры от 20.10.2011 N N 1-8 на оплату работ по договорам от 21.04.2010 N 71301/10, N 71302/10 и от 21.04.2010 N 18 на общую сумму 217 043 088,02 руб., в том числе НДС - 33 108 267,66 руб., которые были включены Обществом в книгу-покупок за период с 01.10.2011 по 31.12.2011.
При этом ОАО "СКС" ошибочно выставленные подрядчиками счета-фактуры не регистрировались, ОАО "СКС" не заявляло налоговый вычет по этим счетам-фактурам. Данное обстоятельство отражено в оспариваемом решении и Инспекцией не оспаривается.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что ОАО "СКС" письмом сообщил налоговому органу о том, что счета-фактуры и акты выполненных работ по строительству блочно-модульных котельных, оформленных в соответствии с договором от 19.04.2010 N 1, поступили в бухгалтерию ОАО "СКС" в апреле 2012 года, и в соответствии с договором от 01.07.2011 были переданы в ООО "УК "Югра-Запад", так как на тот момент котельные уже являлись собственностью и стояли на балансе ООО "УК "Югра-Запад".
Суд апелляционной инстанции также установил на основе имеющихся в материалах дела доказательств, что построенные котельные по актам приема-передачи законченных строительством объектов от 25.07.2011, 12.08.2011 и 04.10.2011 УКС были переданы ООО "УК "Югра-Запад", которое в октябре - ноябре 2011 года зарегистрировало право собственности на данные объекты; являясь собственником котельных Общество производит уплату налога на имущество, что Инспекцией не оспаривается.
Исходя из изложенного, учитывая, что:
- ООО "УК "Югра-Запад" в подтверждение обоснованности заявленного налогового вычета по НДС в сумме 33 108 268 руб. были представлены счета-фактуры, выставленные в его адрес заказчиком-застройщиком - УКС, что соответствует требованиям пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации;
- счета-фактуры, выставленные в адрес налогоплательщика заказчиком-застройщиком - УКС, соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и отражены налогоплательщиком в книге-покупок;
- в адрес ОАО "СКС" счета-фактуры на оплату работ по договорам от 21.04.2010 N 71301/10, N 71302/10 и от 21.04.2010 N 18 были выставлены ошибочно; ОАО "СКС" данные счета - фактуры не принимало, налоговый вычет по спорным хозяйственным операциям не заявляло;
- котельные были переданы УКС ООО "УК "Югра-Запад" по актам приема-передачи и на данные котельные ООО "УК "Югра-Запад" оформлено право собственности, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае Обществом были выполнены условия, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение права на налоговый вычет по НДС.
Довод Инспекции об отсутствии факта оплаты Обществом работ, произведенных подрядчиками, был предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, который, отклоняя его, правильно указал, что то обстоятельство, что оплата за выполненные работы производилась ОАО "СКС" за счет кредитных средств, правового значения не имеет, так как долг по договору кредитной линии от 17.06.2010 N 03-07/58-210 по согласованию с банком переведен с ОАО "СКС" на ООО "УК "Югра-Запад", которое осуществляет перечисление денежных средств по возврату кредита и процентов по договору кредитной линии от 17.06.2010 N 03-07/58-210. Более того, отсутствие оплаты, равно как и факт передачи котельных в аренду ОАО "СКС", на что Инспекция ссылается в кассационной жалобе, не является основанием для отказа в вычете НДС.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о необоснованном отказе Обществу в применении налогового вычета по НДС является правильным, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования Общества, признав оспариваемые решения Инспекции незаконными.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятого по делу постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 10.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2913/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Впоследствии УКС, как заказчик-застройщик, перевыставило в адрес ООО "УК "Югра-Запад" - инвестора, счета-фактуры от 20.10.2011 N N 1-8 на оплату работ по договорам от 21.04.2010 N 71301/10, N 71302/10 и от 21.04.2010 N 18 на общую сумму 217 043 088,02 руб., в том числе НДС - 33 108 267,66 руб., которые были включены Обществом в книгу-покупок за период с 01.10.2011 по 31.12.2011.
При этом ОАО "СКС" ошибочно выставленные подрядчиками счета-фактуры не регистрировались, ОАО "СКС" не заявляло налоговый вычет по этим счетам-фактурам. Данное обстоятельство отражено в оспариваемом решении и Инспекцией не оспаривается.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что ОАО "СКС" письмом сообщил налоговому органу о том, что счета-фактуры и акты выполненных работ по строительству блочно-модульных котельных, оформленных в соответствии с договором от 19.04.2010 N 1, поступили в бухгалтерию ОАО "СКС" в апреле 2012 года, и в соответствии с договором от 01.07.2011 были переданы в ООО "УК "Югра-Запад", так как на тот момент котельные уже являлись собственностью и стояли на балансе ООО "УК "Югра-Запад".
Суд апелляционной инстанции также установил на основе имеющихся в материалах дела доказательств, что построенные котельные по актам приема-передачи законченных строительством объектов от 25.07.2011, 12.08.2011 и 04.10.2011 УКС были переданы ООО "УК "Югра-Запад", которое в октябре - ноябре 2011 года зарегистрировало право собственности на данные объекты; являясь собственником котельных Общество производит уплату налога на имущество, что Инспекцией не оспаривается.
Исходя из изложенного, учитывая, что:
- ООО "УК "Югра-Запад" в подтверждение обоснованности заявленного налогового вычета по НДС в сумме 33 108 268 руб. были представлены счета-фактуры, выставленные в его адрес заказчиком-застройщиком - УКС, что соответствует требованиям пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации;
- счета-фактуры, выставленные в адрес налогоплательщика заказчиком-застройщиком - УКС, соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и отражены налогоплательщиком в книге-покупок;
- в адрес ОАО "СКС" счета-фактуры на оплату работ по договорам от 21.04.2010 N 71301/10, N 71302/10 и от 21.04.2010 N 18 были выставлены ошибочно; ОАО "СКС" данные счета - фактуры не принимало, налоговый вычет по спорным хозяйственным операциям не заявляло;
- котельные были переданы УКС ООО "УК "Югра-Запад" по актам приема-передачи и на данные котельные ООО "УК "Югра-Запад" оформлено право собственности, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае Обществом были выполнены условия, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение права на налоговый вычет по НДС."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2014 г. N Ф04-1943/14 по делу N А75-2913/2013
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1943/14
10.12.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9088/13
14.08.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2913/13