г. Тюмень |
|
1 апреля 2014 г. |
Дело N А45-12098/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В. Шуйской С.И.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибИнвест" на решение от 01.09.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Булахова Е.И.) и постановление от 09.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по делу N А45-12098/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибИнвест" (630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 10/1, ОГРН 1065406156606, ИНН 5406362794) к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный пр., 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) о признании недействительным постановления от 10.01.2013 N 5.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, товарищество собственников жилья "Вокзальная 10".
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "СибИнвест" Калиниченко Е.Т. по доверенности от 29.11.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СибИнвест" (далее - ООО "СибИнвест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления от 10.01.2013 N 5.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области и товарищество собственников жилья "Вокзальная 10" (далее - ТСЖ "Вокзальная 10").
Решением от 01.09.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 09.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СибИнвест" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, просит судебные акты отменить.
По мнению кассатора, суды пришли к ошибочному выводу о том, что право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:35:021160:24 возникло у собственников в силу закона с 01.03.2005 и до настоящего времени не прекращалось и никем не оспорено; вывод судов о возможности существования (учете) земельного участка площадью меньше, чем это определено межевым планом, противоречит действующему законодательству; вывод судов о наличии прав на участок, не существующий по данным государственного кадастра недвижимости, опровергается материалами дела.
Заявитель жалобы считает, что само по себе решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска не изменило статус земельного участка с кадастровым номером 54:35:021160:38 и не повлекло аннулирование записей о нем в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН); в материалы дела представлены необходимые и достаточные доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемым ненормативным актом прав и интересов общества.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия, ТСЖ "Вокзальная 10" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286-288 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в них установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением мэрии от 09.02.2004 N 887-р "Об утверждении проектов границ земельных участков, предназначенных для строительства подземного торгового центра с надземными входными павильонами и автостоянками по Вокзальной магистрали в Железнодорожном районе" утвержден проект границ земельного участка площадью 10 627 кв. м, необходимого для эксплуатации жилого дома по ул. Вокзальная магистраль, 10. Земельному участку присвоен кадастровый номер 54:35:021160:24.
Решением от 27.05.2009 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23189/2008 удовлетворен иск ООО "Сибстронг" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области о признании действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 54:35:021160:24 незаконными. Арбитражный суд обязал ответчика внести запись о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 54:35:021160:24 в установленных границах. Основанием для принятия такого решения послужил тот факт, что граница спорного земельного участка частично проходит через объект недвижимости истца, то есть при установлении границ земельного участка в этой части допущены нарушения.
Постановлением мэрии от 29.06.2011 N 5611 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по Вокзальной магистрали, 10 в Железнодорожном районе" утверждены границы земельного участка под многоквартирным жилым домом площадью 9 316 кв. м, ему присвоен кадастровый номер 54:35:021160:38.
Решением от 08.11.2012 Железнодорожного районного суда города Новосибирска по делу N 2-4764/2012 постановление мэрии от 29.06.2011 N 5611 признано незаконным и отменено. Основанием для отмены постановления послужило нарушение прав собственников земельного участка (участников общей долевой собственности) незаконным уменьшением площади земельного участка с 10 627 кв. м до 9 316 кв. м при наличии зарегистрированного права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:35:021160:24.
Во исполнение вышеуказанного решения Железнодорожного районного суда города Новосибирска мэрией издано постановление от 10.01.2013 N 5, которым отменено постановление мэрии от 29.06.2011 N 5611 и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:021160 ориентировочной площадью 10 235 кв. м (на 392 кв. м меньше чем в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 54:35:021160:24), необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 10. Границы утвержденного на схеме земельного участка повторяют границы земельного участка с кадастровым номером 54:35:021160:24, за исключением части земельного участка, на котором расположен объект недвижимости ООО "Сибстронг", не входящий в состав общего имущества собственников многоквартирного жилого дома (г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 10) и находящегося с противоположной стороны от недвижимого имущества ООО "СибИнвест".
Общество, обращаясь в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу, сослалось на нарушение своих законных прав и интересов, выразившихся в невозможности эксплуатации линии электропередач, проходящей через спорный земельный участок и, как следствие, полноценной эксплуатации здания, принадлежащего заявителю.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из того, что оспариваемое постановление принято заинтересованным лицом в пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты и отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что мэрией принято постановление N 5 об утверждении "схемы расположения земельного участка _ для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: город Новосибирск, Вокзальная магистраль, 10". При этом право общей долевой собственности на помещения в указанном многоквартирном жилом доме возникло у собственников в силу закона с 01.03.2005 и до настоящего времени не прекращалось и никем не оспорено. Более того, земельный участок с кадастровым номером 54:35:021160:24 постановлен на кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на земельный участок с кадастровым номером 54:35:021160:24 зарегистрировано право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, о чем в материалы дела ТСЖ "Вокзальная 10" представлена выписка. В последующем земельный участок с кадастровым номером 54:35:021160:38 образован в других границах кадастрового квартала (меньше), в связи с чем его постановка на кадастровый учет признана незаконной решением суда общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме).
В силу пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Пунктами 2 - 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Последующее уточнение границ и площади земельного участка не является основанием для вывода об отсутствии объекта права общей долевой собственности.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что в настоящее время у собственников многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 10 существует право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:35:021160:24 в границах, установленных в 2004 году с учетом требований решения Арбитражного суда Новосибирской области от 27.05.2009 (на 392 кв. м меньше).
Согласно статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве аренды, если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок не граничит с земельным участком ООО "СибИнвест". При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ).
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П).
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника, департамент не вправе отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на которой расположен жилой дом.
На основании указанных норм суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о принятии оспариваемого постановления мэрии в пределах своей компетенции и без нарушения норм действующего законодательства.
Часть 1 статьи 286, пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ ограничивают процессуальные полномочия суда кассационной инстанции проверкой правильности применения норм материального и процессуального права судами нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать новые фактические обстоятельства и повторно оценивать исследованные судами первой и апелляционной инстанций имеющиеся в деле доказательства.
Довод общества о нарушении оспариваемым постановлением его прав, как собственника подземных электрических кабелей, проходящих через спорный земельный участок, правомерно отклонен судами как не подтвержденный соответствующими доказательствами. Судами установлено, что заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие право собственности на подземные линии электроснабжения и на электроустановку.
Исходя из положений части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, поскольку в данном случае судами не установлено нарушений действующего законодательства, не подтверждено нарушение прав заявителя, отказ в удовлетворении заявленных требований суд кассационной инстанции считает законным.
Доводы заявителя не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.09.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12098/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибИнвест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П).
...
Исходя из положений части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 апреля 2014 г. N Ф04-1709/14 по делу N А45-12098/2013