г. Тюмень |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А70-7926/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Черноусовой О.Ю. Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" на решение от 17.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 10.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-7926/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" (625023, город Тюмень, улица Пржевальского, 35, 3, ИНН 7203056837, ОГРН 1027200774017) к Главному управлению строительства Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Некрасова, 11, ИНН 7202137988, ОГРН 1057200732907) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители: закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" - Иванова Ю.Г. по доверенности от 31.12.2013, Главного управления строительства Тюменской области - Старцев Д.А. по доверенности от 08.11.2013.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Проектно-строительная фирма "Стар" (далее - ЗАО "ПСФ "Стар", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к Главному управлению строительства Тюменской области (далее - Управление, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2013 N 311/13дл, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением от 17.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области заявленное обществом требование удовлетворены частично. Признано незаконным постановление Управления от 09.07.2013 N 311/13дл в части назначения наказания, размер штрафных санкций снижен до 200 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением от 10.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "ПСФ "Стар", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судами установлен и подтвержден материалами дела факт того, что общество в нарушение требований Федерального закона N 214-ФЗ, представило в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости проектную декларацию от 05.04.2013, содержащую недостоверную и неполную информацию. Привлечение общества к административной ответственности не противоречит законодательству и направлено на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на этапе выбора застройщика для заключения с ним договора.
Определением от 18.03.2014 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа судебное заседание откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 09 часов 10 минут 16.04.2014.
В соответствии с распоряжением и. о. председателя первого судебного состава Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.04.2014 в связи с болезнью судьи Ильина В.И. дело N А70-7926/2013 передано судье Отческой Т.И.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Управлением проведены контрольные мероприятия по соблюдению требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) ЗАО "ПСФ "Стар" - застройщиком капитального строительства "Жилой дом N 2 по ГП", расположенного по адресу г. Тюмень, ул. Федорова - В. Гнаровской (строительство осуществляется с привлечением средств участников долевого строительства).
В ходе проведения указанных мероприятий административным органом установлено, что в пункте 1.7 раздела 1 проектной декларации от 05.04.2013 отсутствует информация о сроках ввода объектов недвижимости в эксплуатацию в соответствии с проектной документацией; в пункте 2.8 раздела 2 декларации содержится недостоверная информация о собственнике земельного участка, не соответствующая сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок (далее - ЕГРП); в пункте 2.15 раздела 2 проектной декларации содержится информация, не соответствующая положительному заключению государственной экспертизы от 31.08.2011 N 72-1-4-0260-11 в отношении площадей нежилых помещений и квартир строящегося объекта, что является нарушением требований пункта 4 части 1 статьи 20, пунктов 3, 5 части 1 статьи 21 Закона об участии в долевом строительстве.
Результаты проверки отражены в акте от 25.06.2013 N 645 дл.
27.06.2013 административным органом составлен протокол об административном правонарушении, обществу выдано предписание N 652дл об устранении выявленных нарушений.
09.07.2013 вынесено постановление N 311/13дл о привлечении ЗАО "ПСФ "Стар" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, не согласившись с указанным постановлением административного органа.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное обществом требование частично, признав незаконным обжалуемое постановление административного органа в части назначения наказания, снизив размер штрафных санкций до 200 000 руб.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод правомерным, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
Согласно оспариваемому постановлению административного органа обществу вменяется нарушение, выразившееся в предоставлении проектной декларации, содержащей неполную и недостоверную информацию.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства.
В силу части 2 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 2 статьи 23 названного закона контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией.
Информация о застройщике должна содержать информацию о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектах недвижимости, в которых принимал участие застройщик в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации, с указанием места нахождения указанных объектов недвижимости, сроков ввода их в эксплуатацию в соответствии с проектной документацией и фактических сроков ввода их в эксплуатацию (пункт 4 части 1 статьи 20 Закона об участии в долевом строительстве).
Информация о проекте строительства должна соответствовать проектной документации и содержать информацию о правах застройщика на земельный участок, в том числе о реквизитах правоустанавливающего документа на земельный участок, о собственнике земельного участка (в случае, если застройщик не является собственником земельного участка), о кадастровом номере и площади земельного участка, предоставленного для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, об элементах благоустройства (пункт 3 части 1 статьи 21 Закона об участии в долевом строительстве).
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили отсутствие в пункте 1.7 раздела 1 проектной декларации информации о сроках ввода объектов недвижимости в эксплуатацию; в пункте 2.8 раздела 2 проектной декларации общество в качестве информации о собственнике земельного участка, в случае если застройщик не является собственником, указало на государственную собственность.
Пункт 1 статьи 19 ЗК РФ устанавливает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, в том числе, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 5 Закона Тюменской области N 411 от 05.10.2001 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" департаменту имущественных отношений Тюменской области, как органу исполнительной власти Тюменской области, предоставлены полномочия от имени области управлять (владеть, пользоваться и распоряжаться) землями, отнесёнными к государственной собственности Тюменской области.
Учитывая, что согласно выписке из ЕГРП от 06.05.2013 N 01/184/2013-129 данные о правообладателе земельного участка, на котором осуществляется строительство, отсутствуют, вид, номер и дата государственной регистрации права - не зарегистрировано, суды пришли к обоснованному выводу, что общество должно было указать информацию о собственнике земельного участка согласно выписке из ЕГРП, либо указать на то, что земельный участок относится к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена, право собственности на который, не зарегистрировано.
При этом суд первой инстанции обоснованно исключил из состава объективной стороны вмененного обществу правонарушения эпизод о нарушении заявителем пункта 5 части 1 статьи 21 Закона об участии в долевом строительстве.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что представленными административным органом доказательствами подтверждается наличие в действиях ЗАО "ПСФ "Стар" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности при вынесении оспариваемого постановления отсутствуют.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм права.
Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 10.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7926/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что согласно выписке из ЕГРП от 06.05.2013 N 01/184/2013-129 данные о правообладателе земельного участка, на котором осуществляется строительство, отсутствуют, вид, номер и дата государственной регистрации права - не зарегистрировано, суды пришли к обоснованному выводу, что общество должно было указать информацию о собственнике земельного участка согласно выписке из ЕГРП, либо указать на то, что земельный участок относится к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена, право собственности на который, не зарегистрировано.
При этом суд первой инстанции обоснованно исключил из состава объективной стороны вмененного обществу правонарушения эпизод о нарушении заявителем пункта 5 части 1 статьи 21 Закона об участии в долевом строительстве.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что представленными административным органом доказательствами подтверждается наличие в действиях ЗАО "ПСФ "Стар" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2014 г. N Ф04-1929/14 по делу N А70-7926/2013
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6627/14
17.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1929/14
10.12.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10485/13
17.10.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7926/13