г. Тюмень |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А70-8651/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н. Тихомирова В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.09.2013 (судья Коряковцева О.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-8651/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" (625530, Тюменская область, Тюменский район, р.п. Винзили, улица Вокзальная, 1, ИНН 7224007051, ОГРН 1037200556656)
к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Первомайская, 34/1, ИНН 7202138082, ОГРН 1057200733831)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
В заседании приняли участие представители:
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Уляшева Т.В. по доверенности от 03.02.2014 N 16;
от общества с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" - Булыгина А.В. по доверенности от 31.12.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" (далее - ООО "Инвест-силикат-стройсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент) о признании незаконным решения от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении лесного участка общей площадью 60 000 кв. м (6,0 га) с учетными кадастровыми номерами частей 003 площадью 42 751 кв. м (4,2751 га) и 004 площадью 17 249 кв. м (17 249 га), являющимися частями лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:0000000:0039, относящимися к категории земель: земли лесного фонда, расположенными по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1, в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых; обязании заключить договор аренды указанного лесного участка сроком на 10 лет.
Решением суда от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.07.2013 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило заявление об уточнении заявленных требований, в котором помимо ранее заявленных требований, просило суд обязать департамент восстановить существование учетных кадастровых номеров частей 003 площадью 42 751 кв. м (4,2751 га), 004 площадью 17 249 кв. м (1,7249 га), являющихся частями лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:0000000:0039, относящихся к категории земель: земли лесного фонда, расположенных по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1.
Решением суда от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2013, признано незаконным решение департамента от 10.07.2012 N 08/2674-12. При этом суд обязал департамент заключить с обществом сроком на 10 лет договор аренды лесного участка общей площадью 60 000 кв. м (6,0 га), являющегося частью лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:0000000:0039, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению департамента, вывод судов о том, что спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, сделан без учёта статей 7, 67, 68, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку доказательством включения земельного участка в состав земель лесного фонда является наличие сведений о нем в государственном лесном реестре. Департамент указал на то, что по его заявлению спорный земельный участок снят с кадастрового учета, а материалы лесоустройства и государственный лесной реестр не содержат сведений о нем, поэтому оснований считать спорный земельный участок входящим в состав земель лесного фонда не имелось. Департамент считает, что исполнение решения суда об обязании заключить договор аренды спорного земельного участка, не входящего в состав земель лесного фонда, приведет к превышению его полномочий. Департамент также считает, что принятыми судебными актами затронуты права и законные интересы Рослесхоза, к полномочиям которого относится обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков и который не выражал своего мнения относительно проведения нового лесоустройства Тюменского лесничества.
В представленном отзыве ООО ""Инвест-силикат-стройсервис" отклонило доводы кассационной жалобы как необоснованные, просило судебные акты оставить без изменения, пояснив дополнительно, что в настоящее время между сторонами подписано дополнительное соглашение от 27.01.2014 N 3 к договору аренды лесного участка от 04.07.2007, зарегистрированное в установленном законом порядке, кроме этого перечислены денежные средства в счет арендной платы по платежному поручению от 06.903.2011 N 711 на основании уведомления департамента от 06.03.2014 N 846-а.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель общества высказался против удовлетворения кассационной жалобы, повторив возражения, изложенные в отзыве.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, обществом в 2006 году была получена лицензия ТЮМ 01057 ПЭ на разведку и добычу песка в Тюменском районе, п. Андреевский, оз. Грязное.
Приказом Агентства лесного хозяйства по Тюменской области от 15.06.2006 N 172 для складирования песка и промышленного оборудования обществу был предоставлен земельный участок, расположенный на берегу вышеуказанного озера, по адресу Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1, общей площадью 6,0 га.
На основании данного приказа 27.06.2006 между ФГУ "Тюменский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Инвест-силикат-стройсервис" (арендатор) был заключен договор аренды N 2ЛХ/2006 в отношении указанного земельного участка сроком на 11 месяцев.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2007 нового Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) полномочия по предоставлению в аренду лесных участков были переданы субъектам Российской Федерации.
В Тюменской области уполномоченным органом в области лесных отношений стал Департамент промышленности и лесного хозяйства Тюменской области.
Общество 07.05.2007 обратилось в департамент с просьбой продлить заключенный с ФГУ "Тюменский лесхоз" договор аренды участка лесного фонда, приложив необходимые документы (приказ о предоставлении участка лесного фонда в аренду, кадастровый паспорт, договор аренды).
На основании принятого департаментом приказа от 03.07.2007 N 274 между обществом и Департаментом промышленности и лесного хозяйства Тюменской области был заключен договор аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108 сроком действия до 02.03.2012 с учетом дополнительного соглашения от 26.07.2011 N 2.
Общество 14.02.2012 обратилось в департамент с заявлением о продлении на 10 лет договора аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108, ссылаясь на наличие действующей лицензии на право добычи полезных ископаемых.
Департамент письмом от 14.03.2012 N 08/0911-12 сообщил о направлении им запросов в заинтересованные органы государственной власти и последующим решении вопроса о пролонгации договора после получения соответствующих сведений.
Общество 03.07.2012 вновь обратилось в департамент с заявлением о продлении договора аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108.
По результатам рассмотрения данного заявления департамент письмом от 10.07.2012 N 08/2674-12 сообщил о невозможности продления договора аренды лесного участка в связи с отсутствием характеристики местоположения лесного участка в материалах лесоустройства.
Полагая, что отказ в продлении договора аренды лесного участка не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства и поведение сторон, пришли к выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа обществу в продлении действия договора аренды лесного участка. Установив, что испрашиваемый участок является частью земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, учтенного в государственном кадастре с отнесением к категории земель лесного фонда, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа департамента, оформленного письмом от 10.07.2012 N 08/2674-12, и в целях восстановления нарушенных прав общества обязали департамент заключить соответствующий договор аренды лесного участка.
Вместе с тем суды признали, что требование общества об обязании департамента восстановить существование учетных кадастровых номеров частей 003 площадью 42 751 кв. м (4,2751 га), 004 площадью 17 249 кв. м (1,7249 га), являющихся частями земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, не направлено на устранение нарушений, допущенных изданием оспариваемого ненормативного акта, кроме того, заявлено к ненадлежащему ответчику.
Сделанные судами выводы основаны на правильной оценке доказательств и обстоятельств по делу, не противоречат действующему законодательству.
Из содержания пункта 1 статьи 198, пункта 4 статьи 200, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и положений пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь заявитель обязан доказать нарушение его права.
Отказывая в продлении действия договора аренды лесного участка, департамент сослался на отсутствие характеристики местоположения спорного участка в материалах лесоустройства, пояснив, что предоставленный в аренду земельный участок при уточнении границ не был отнесен к землям лесного фонда, формат полученных сведений не позволил сопоставить их с материалами лесоустройства.
Согласно статье 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 указанного кодекса.
Частью 2 статьи 72 Лесного кодекса предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 92 Лесного кодекса).
В соответствии со статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу указанных норм права надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как правильно установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:39, в состав которого входит испрашиваемый участок, относится к категории земель лесного фонда, что подтверждается кадастровой выпиской от 27.10.2011 N 7200/201/11-102058.
Согласно акту натурного технического обследования, составленному в 2007 году лесоустроительной организацией ФГУП "Западно-Сибирское государственное лесоустроительное предприятие", выполнявшей работы по лесоустройству, указанный лесной участок расположен в лесах 1 группы (леса зеленых зон поселений).
Так же категория земель испрашиваемого земельного участка была определена в приказе Департамента промышленности и лесного хозяйства Тюменской области от 03.07.2007 N 274.
Департамент не представил доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к иной категории земель.
Правильно применив к спорным отношениям вышеназванные нормы права, суды сделали обоснованный вывод о том, что отсутствие спорного участка в материалах проведенного лесоустройства не свидетельствует о том, что он не входит в состав земель лесного фонда, и тем более об изменении категории данного лесного участка, поскольку изначально данный участок был предоставлен обществу в аренду из состава земель лесного фонда.
Подлежит отклонению довод департамента о том, что в настоящее время не имеется документов, подтверждающих отнесение испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, поскольку спорный земельный участок (части N 3 и N 4 земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39) по его заявлению был снят с кадастрового учёта.
Суды правильно указали, что действия по изданию приказа от 03.07.2013 N 06/327 о расформировании частей N 3 и N 4 земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39 и обращению в Межрайонный отдел N 1 филиала государственного бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области с соответствующим заявлением, осуществлены департаментом после принятия оспариваемого решения и не могут являться предметом рассмотрения настоящего спора.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. При этом проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 данного Кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Таким образом, довод о том, что в отсутствие кадастрового учета испрашиваемого земельного участка предоставление его в аренду будет являться превышением департаментом своих полномочий, признается несостоятельным.
Установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили заявленные требования, сделав вывод, что отказ департамента является незаконным и создает препятствия обществу в использовании испрашиваемого участка в своей предпринимательской деятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, не подтверждают нарушение норм права.
По содержанию доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия для иной оценки доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судами при разрешении спора не допущено нарушений, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену или изменения судебных актов. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.09.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А70-8651/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно указали, что действия по изданию приказа от 03.07.2013 N 06/327 о расформировании частей N 3 и N 4 земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39 и обращению в Межрайонный отдел N 1 филиала государственного бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области с соответствующим заявлением, осуществлены департаментом после принятия оспариваемого решения и не могут являться предметом рассмотрения настоящего спора.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. При этом проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 данного Кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2014 г. N Ф04-3026/13 по делу N А70-8651/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3026/13
24.12.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10242/13
20.09.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8651/12
03.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3026/13
09.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-853/13
15.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-853/13
01.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-853/13
30.11.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8651/12