город Тюмень |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А45-15241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.
судей Коробейниковой О.С.,
Мелихова Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 24.10.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Лузарева И.В.) и постановление от 09.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шатохина Е.Г., Жданова Л.И., Павлюк Т.В.) по делу N А45-15241/2013 по иску открытого акционерного общества "Управление торговли Восточного военного округа" (680028, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Комсомольская, 122, ИНН 2722086642, ОГРН 1092722004385) к Министерству обороны Российской Федерации (город Москва, улица Знаменка, 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) о признании права собственности.
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Военторг-Восток" (прежнее наименование - открытое акционерное общество "Управление торговли Восточного военного округа", истец) Харлампов Н.В. по доверенности от 25.03.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Управление торговли Восточного военного округа" (далее по тексту - ОАО "Управление торговли Восточного военного округа", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее по тексту - Министерство обороны) о признании права собственности на объект недвижимости - встроенно-пристроенное помещение (чайная N 8), назначение - нежилое, инвентарный номер 32:02293/000:0001, этаж 1, общая площадь помещения - 124,9 кв. м, находящееся по адресу: Новосибирская область, город Бердск, Военный городок, 5-6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области (далее по тексту - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.10.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014, исковые требования удовлетворены.
Министерство обороны обратилось с кассационной жалобой на принятые судебные акты, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что судебные акты вынесены при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, с нарушением норм материального права. По мнению ответчика, истцом не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, поскольку ОАО "Управление торговли Восточного военного округа" не представило доказательств самостоятельного обращения в Управление Росреестра за государственной регистрацией права собственности на спорный объект. Кроме того, кассатор считает сделку по приватизации спорного нежилого помещения ничтожной в связи с несоответствием её требованиям закона, поскольку приватизация спорного помещения должна была осуществляться одновременно с отчуждением истцу земельного участка, занимаемого этим объектом и необходимого для его использования, что, в данном случае запрещено ввиду нахождения земельного участка в федеральной собственности. Помимо этого ответчик полагает, что требования истца о признании права собственности на нежилое помещение, приобретённое при приватизации имущественного комплекса, не имеет правовой обоснованности, поскольку доказательств того, что истец обладает правом на спорное помещение не представлено.
Открытое акционерное общество "Военторг-Восток" (новое наименование истца) в отзыве на кассационную жалобу не соглашается с её доводами, просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу, возражал против отмены судебных актов.
Министерство обороны письменно ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. При этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.04.2009 N 131 за федеральным казённым предприятием "Управление торговли Сибирского военного округа" (далее по тексту - ФКП "Управление торговли Сибирского военного округа") на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение (чайная N 8) площадью 124,9 кв. м, расположенное по адресу: Новосибирская область, город Бердск, Военный городок, 5-6.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.04.2009 N 131 (с учётом изменений, внесённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.07.2009 N 606) утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче от организаций квартирно-эксплуатационных органов частей, федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны, и закреплению на праве оперативного управления за ФКП "Управление торговли Сибирского военного округа".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", Приказа Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 633 произведена реорганизация ФКП "Управление торговли Сибирского военного округа" в форме преобразования в открытое акционерное общество "Управление торговли Сибирского военного округа" (далее по тексту - ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа").
В единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) внесена запись о создании в порядке реорганизации в форме преобразования ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" и утверждён передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФКП "Управление торговли Сибирского военного округа".
Согласно пункту 85 передаточного акта от 20.07.2009 подлежащего приватизации имущественного комплекса ФКП "Управление торговли Сибирского военного округа" спорное нежилое помещение (чайная N 8) вошло в состав имущества, подлежащего приватизации.
На общем собрании акционеров открытого акционерного общества "Управление торговли Дальневосточного военного округа" (далее по тексту - ОАО "Управление торговли Дальневосточного военного округа"), оформленным протоколом от 11.05.2012, были приняты решения, в том числе: о прекращении деятельности ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" в результате присоединения к ОАО "Управление торговли Дальневосточного военного округа" и о переименовании ОАО "Управление торговли Дальневосточного военного округа" в ОАО "Управление торговли Восточного военного округа".
В соответствии с передаточным актом, утверждённым 11.05.2012 внеочередным общим собранием акционеров, всё имущество ФКП "Управление торговли Сибирского военного округа" перешло к ОАО "Управление торговли Восточного военного округа".
В связи с отказом Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на спорное нежилое помещение (сообщение от 17.01.2013 N 04/036/2012-826) ОАО "Управление торговли Восточного военного округа" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, судебные инстанции исходили из того, что ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" является правопредшественником ОАО "Управление торговли Восточного военного округа", которое приобрело право собственности на спорное имущество в порядке приватизации ФКП "Управление торговли Сибирского военного округа".
В силу пункта 5 статьи 58, пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к вновь возникшему юридическому лицу.
Как разъяснено в абзаце пятом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включённого в план приватизации или передаточный акт.
В рассматриваемом случае спорный объект недвижимости был включён в передаточный акт при приватизации имущества ФКП "Управление торговли Сибирского военного округа".
Суды пришли к правильному выводу о том, что вновь созданное ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа", правопреемником которого является истец, с момента окончания реорганизации предприятия стало собственником данного объекта. При этом суды правомерно руководствовались пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", согласно которому имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а также пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введённой настоящим федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей.
Довод Министерства обороны о ничтожности сделки приватизации был предметом рассмотрения и оценки в суде апелляционной инстанции, где правомерно отклонён за его необоснованностью.
Апелляционный суд, сославшись на пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, указал на то, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев отчуждения части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка или отчуждения здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьёй 27 настоящего Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту - Закон о приватизации) предусмотрено, что приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
Доказательств того, что спорное нежилое помещение (чайная N 8) является отдельно стоящим зданием, строением или сооружением, материалы дела не содержат и из кадастрового паспорта помещения от 23.11.2009 такого вывода не следует. Следовательно, пункт 1 Закона о приватизации в данном случае применению не подлежит.
Порядок передачи прав на земельный участок в случае приватизации частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, установлен в пункте 4 статьи 28 Закона о приватизации и предусматривает, что при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на надлежащем применении норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьёй 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.10.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 по делу N А45-15241/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Кадникова |
Судьи |
О.С. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту - Закон о приватизации) предусмотрено, что приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
Доказательств того, что спорное нежилое помещение (чайная N 8) является отдельно стоящим зданием, строением или сооружением, материалы дела не содержат и из кадастрового паспорта помещения от 23.11.2009 такого вывода не следует. Следовательно, пункт 1 Закона о приватизации в данном случае применению не подлежит.
Порядок передачи прав на земельный участок в случае приватизации частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, установлен в пункте 4 статьи 28 Закона о приватизации и предусматривает, что при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2014 г. N Ф04-2800/14 по делу N А45-15241/2013