г. Тюмень |
|
7 мая 2014 г. |
Дело N А03-11198/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" на постановление от 24.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Журавлева В.А., Кривошеина С.В.) по делу N А03-11198/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" (659300, Алтайский край, г.Бийск, Территория Промзона, ОГРН 1112204004769, ИНН 2204056679) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края (659335, Алтайский край, г.Бийск, ул.Мухачева, 228, ОГРН 1032201653440, ИНН 2204015619) о признании недействительным решения.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" (далее - ОАО "БПО "Сибприбормаш", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения от 07.06.2013 N 7223 "Об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки".
Решением от 08.10.2013 (судья Дружинина Н.М.) Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 24.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции пункта 11 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), пункта 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Пенсионного фонда считает доводы Общества несостоятельными, а постановление апелляционной инстанции - законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить его без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено, что ОАО "БПО "Сибприбормаш" 30.05.2013 обратилось с заявлением в Управление Пенсионного фонда о предоставлении рассрочки платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Недоимка Общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2010 - 2012 годы, начисленным на нее пеням составляет 70 390 544,86 руб. Заявление Общества мотивировано тяжелым финансовым положением.
Решением от 07.06.2013 Управление Пенсионного фонда отказало в предоставлении рассрочки по уплате недоимки, сославшись на отсутствие закрепленного в нормативно-правовых актах Российской Федерации порядка и оснований предоставления отсрочки (рассрочки) плательщикам страховых взносов.
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при применении пункта 11 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ (учитывая, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам законодательством не установлены) Управление Пенсионного фонда вправе было предоставить такую отсрочку по аналогии положений главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени".
Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции правильно указал, что судом первой инстанции не учтено, что в пункте 11 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам могут быть предусмотрены только федеральным законом.
Учитывая, что законодатель строго ограничил права органов контроля за уплатой страховых взносов по предоставлению отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам; указанная норма закрепляет исключительно за федеральным законодателем право установления порядка и оснований предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по упомянутым взносам, следовательно, ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Поскольку до настоящего момента ни Федеральный закон N 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у Управления Пенсионного фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Данная правовая позиция изложена в постановлении от 16.04.2013 N 16929/12 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного, учитывая отсутствие в настоящее время в действующем законодательстве норм, предусматривающих механизм предоставления отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, принимая во внимание различия в правовой природе налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и невозможность применения к отношениям по уплате упомянутых взносов по аналогии налогового законодательства, апелляционный суд сделал правильный вывод, что у Управления Пенсионного фонда отсутствовали основания для предоставления Обществу отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 24.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11198/2013 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при применении пункта 11 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ (учитывая, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам законодательством не установлены) Управление Пенсионного фонда вправе было предоставить такую отсрочку по аналогии положений главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени".
Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции правильно указал, что судом первой инстанции не учтено, что в пункте 11 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам могут быть предусмотрены только федеральным законом.
...
Поскольку до настоящего момента ни Федеральный закон N 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у Управления Пенсионного фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Данная правовая позиция изложена в постановлении от 16.04.2013 N 16929/12 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2014 г. N Ф04-2657/14 по делу N А03-11198/2013